Хотя похороны здесь регулируются не общегосударственным законом, а подактами отдельных федеральных земель, граждане везде обязаны хоронить своих родственников только на кладбище. Однако в земле Свободный ганзейский город Бремен назревает реформа похоронного законодательства, которая, вероятно, распространится по всей стране.
Главные пункты реформы - разрешить хранение урн в домах родных и близких два года после похорон, а также позволить рассеивать прах в любом месте, выбранном по предсмертному желанию почивших, или захоронить его в лесу. Как разъяснила "РГ" одна из инициаторов реформы депутат от партии "Союз 90-х/Зеленые" Майке Шефер, многие, особенно престарелые, граждане неоднократно обращались с такими предложениями в бременский парламент.
В Германии запрещено отдавать урны близким усопшего. Все частные похоронные предприятия обязаны упокоить останки, в том числе и после кремации, по всем правилам на государственных или церковных кладбищах. Из-за запрета на индивидуальные формы захоронений в ФРГ бурным цветом процветал нелегальный "похоронный туризм" в соседние Нидерланды. Обходя законы, люди рассеивали прах своих родственников по голландским полям или тайком привозили урны к себе домой. По словам Майке Шефер, многие из профессиональных организаторов похорон приветствуют готовящийся закон. Такой подход демонстрирует лишь уважение последней воли покойного.
Тем не менее управляющий директор Федерального союза немецких похоронных предприятий Рольф Лихтнер резко отрицательно высказался в разговоре с "РГ" против подобной практики. По его словам, "приватизация" праха не должна иметь места. Государство при принятии похоронных законов думало не только о покойниках и их близких родственниках, но и обо всех, кто скорбит о почивших. Если жена заберет прах мужа в свою спальню, как сможет утолить свою печаль бывшая любовница и незаконные дети? Кроме того, никто не гарантирует, что останки через два года, когда у жены появится новый супруг, не окажутся в мусорном ведре. Поэтому нынешние законы нацелены на защиту достоинства почивших, наказывая "похоронный туризм" строгими штрафами в размере пяти тысяч евро.
Почти половина из 860 тысяч усопших в год проходит через крематорий. По легально учтенной статистике, лишь около 5 процентов оказываются "клиентами" голландских или швейцарских похоронных фирм, которые за определенную плату выдают родственникам справки о помещении праха почивших на своей территории. Затем урна нелегально перевозится в Германию.
Андрей Кураев, протодиакон:
-Как церковь смотрит на подобную практику? Начнем с того, что церковь вообще не в восторге от кремации. И не потому, что это плохо влияет на загробную участь усопшего, а просто символика такого погребения чужда для христианина. Наша традиция - погребение подобно зерну, опускаемому в землю, которое должно прорасти.
Что касается хранения праха усопшего дома, то канонов на этот счет нет. Но очевидно же, что человек, оставляя прах рядом, словно "не отпускает" умершего. И здесь возможна психологическая травма, которая будет влиять на жизнь того, кто "не отпускает". Нельзя нести с собою уже пройденное.