Гибель «Булгарии» стала одной из самых страшных трагедий современности, вызвавшей мировой резонанс. Первый Казанский дает хронику катастрофы и её последствий. Судебный процесс над обвиняемыми по уголовному делу продолжается до сих пор.
9 июля 2011 года «Булгария» вышла из Казани в Болгар, в двухдневный круиз. Корабль выпустили в путь, несмотря на неработающий двигатель и очевидный крен на правый борт. Уже в Болгаре, когда корабль стоял на причале, многие пассажиры отмечали, что теплоход выглядит много хуже двух других круизных лайнеров, пришвартованных рядом. Некоторые даже жалели, что им пришлось отправиться в плавание на этом корабле.
10 июля в 11.15 «Булгария» отправилась в обратный путь. Но дойти до Казани ей было не суждено. Каждый из пассажиров злополучного судна в тот трагический день просто отдыхал и радовался жизни. Беда пришла, когда её никто не ждал. В 13.30 теплоход сильно накренился на правый борт. Задул сильный шквал. Трагическую роль сыграли и открытые иллюминаторы, расположенные практически над ватерлинией, - в них хлынула вода. Внутренний помещения оказались затопленными и «Булгария» пошла ко дну.
Плохое техническое состояние «Булгарии», нарушение правил ее эксплуатации, крен на правый борт, неработающий двигатель, открытые иллюминаторы на нижней палубе, перегруз – все это стало фатальным стечением обстоятельств, переросших в трагедию.
Буквально двух минут хватило, чтобы судно полностью затонуло. Экипаж теплохода даже не успел подать сигнал бедствия – радиорубку уже была под водой. Расстояние до берега - два с половиной километра, глубина в этом месте реки — 18 метров.
На поверхность выбралось всего 79 человек (из 201), большая часть спасшихся – члены экипажа. Корабль затонул не в чистом море и надежда на спасение еще была. Буквально через полчаса после крушения мимо «Булгарии» прошло два корабля, сухогруз «Арбат» и баржа с толкачом «Дунайский-66». Но они не остановились, чтобы помочь потерпевшим крушение. Героические усилия по спасению людей на воде предпринял только экипаж круизного теплохода «Арабелла», оказавшегося в районе крушения в 14.30.
Позже на место катастрофы прибыли колоссальные силы спасателей, республиканские и федеральные службы. Но уже было ясно, что спасти больше не удастся никого. Водолазы видели множеств тел внутри корабля, вытаскивали их на поверхность. Само судно подняли лишь через неделю.
12 июля был объявлен республиканским и национальным днем траура. В казанском Речном порту, возле причала № 12, от которого отправилась в последний путь «Булгария», был организован стихийный мемориал памяти. Долгое время к нему несли цветы, свечи, детские игрушки и сладости. Психологи и соболезнующие помогали справиться с трагедией пострадавшим и родственникам погибших. В этот же день начались похороны первых опознанных. Как рассказывают очевидцы, самыми сложными были именно моменты опознания. «Мы не могли, не хотели снимать эту процедуру, - вспоминает казанский журналист – это тяжелый удар по людям, ужасная трагедия, которую не каждому по силам вынести».
Уже после станет известно, что капитан судна всеми силами пытался предотвратить катастрофу. При плохих погодных условиях он вел корабль полным ходом, чтобы суметь посадить его на мель. В этом случае жертв, возможно, удалось бы избежать. Но до спасительной отмели судно не дошло всего 40 метров.
Как часто бывает в нашей стране, трагедия послужила стимулом к началу тотальных проверок. Под жесткий контроль попали гражданские пассажирские суда. Особенно – столь же старые, как и «Булгария». Напомним, это был речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 «Россия», спущенный на воду в 1955 году. В Казань судно попало в 2000-е. «Булгария» курсировала по крупным рекам, озерам и водохранилищам. Туристические прогулки на этом корабле пользовались большим успехом. В 2011 году теплоход попал к туроператору «АгроРечТур», который имел плохую репутацию и не входил в Единый реестр туроператоров – а значит, не имел права организовывать перевозки.
Катастрофа с «Булгарией» выявила печальную статистику - из 120 круизных судов, эксплуатирующихся на реках европейской части России, 70 кораблям больше 40-60 лет. Новые же речные суда в нашей стране не строились с 90-х годов. Тем не менее, популярность речных круизов, а так же продажи билетов на них, продолжают расти.
По факту гибели «Булгарии» было возбуждено уголовное дело, задержаны 5 человек. Это начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев; его бывший подчиненный – главный государственный инспектор Владислав Семенов; субарендатор теплохода «Булгария», гендиректор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина; старший эксперт Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов; а также старший помощник капитана дизель-электрохода «Булгария» Рамиль Хаметов. Суд по делу о крушении речного лайнера все еще идет. Из-за второй годовщины трагедии слушания откладываются на 3 дня.
Вокруг этого резонансного процесса постоянно кипят страсти. Совсем недавно для подсудимых по делу «Булгарии» требовали смертной казни. Тем временем сами обвиняемые своей вины так и не признали. В этом деле очень много пострадавших, многие из которых по разным причинам отказываются приходить в суд – слишком больно, слишком тяжело вновь вспоминать о трагедии.
Кроме тотальных проверок гибель «Булгарии» привела к изменениям в законодательстве. В июле 2012 года Госдума РФ приняла поправки в закон о безопасности водного транспорта.
Сама «Булгария» до сих пор пришвартована недалеко от места трагедии. Она служит молчаливым напоминанием о безалаберности, черствости и жадности людей. 10 июля 2012 года неподалеку от места катастрофы был открыт мемориал. На волжском утесе возле села Сюкеевский Взвоз построили мечеть и православную часовню в память о жертвах катастрофы.
Сегодня ровно два года, как «Булгария» ушла под воду. Как множество людей лишилось своих родных и близких. Но боль от катастрофы все еще сильна. И никакие денежные компенсации, наказания виновных и общественное сочувствие не заменят людям жизнь и любимых.
http://kazanfirst.ru/feed/2907 Алена Ерофеева
Подробности: http://www.regnum.ru/news/accidents/1681867.html#ixzz2Ybwki1is