8 мая на месте снесенного психдиспансера на ул. 1905 года, а ранее пересыльной тюрьмы НКВД, строители копали котлован и обнаружили человеческие останки. Факт находки подтвердили в компании «СтройТоргСервис», которая купила у мэрии Новосибирска это здание, чтобы снести и построить на его месте дом. В Железнодорожном межрайонном следственном отделе сообщили, что ведется доследственная проверка, но раскрывать подробности до ее окончания отказались. Заведующий отделением судебно-медицинской экспертизы трупов областного бюро судебно-медицинской экспертизы Владимир Тихонов уточнил, что -"речь идет о 10 мешках костных останков. «Вместе с костными останками доставлены фрагменты лаптей с деревянными набойками на подошве», — добавил Владимир Тихонов. По его словам, сейчас есть два варианта развития событий. Если установят, что это законное захоронение, как в случае со стройками на территории бывших кладбищ, то следствие может принять решение о перезахоронении останков без их исследования. Но оно может принять решение их исследовать, и тогда костные останки будут переданы в бюро судебно-медицинской экспертизы.
Первые останки людей строители обнаружили на углу ул. 1905 года и Нарымской еще в 2012 году. Кости, найденные в мае, выкопали из темной ямы справа на фотографии
В Железнодорожном межрайонном следственном отделе Новосибирска сообщили, что у них ничего нет по ноябрьским находкам.
В снесенном на этом месте здании, построенном в конце 20-х годов XX века, около 30 лет действовала пересыльная тюрьма НКВД. В 1937-38 годах здесь оборудовали отдельный корпус для политзаключенных, работали одновременно примерно 100 следователей. «Новосибирск был центром расстрельной и тюремной империи. И эта тюрьма была одним из основных учреждений. Солженицын ее упоминал как пример жестокого режима, — поведал кандидат исторических наук Алексей Тепляков. — Ссыльная тюрьма пропускала через себя многие десятки и даже сотни тысяч заключенных в год, через нее проходили те, кого на Колыму везли. За 30 лет прошли миллионы людей. Она была рассчитана примерно на 2000 заключенных, но набивали людей в 3–5 раз больше нормы. Их содержали в ужасных условиях, многие умирали от голода и болезней. За 30-е годы были расстреляны тысяч 20 человек, не меньше».
По словам историка, в российских тюрьмах часто хоронили людей рядом, во дворе, а подвалы «пересылки» на ул. 1905 года предназначались для расстрелов, а не для захоронений. Вопреки легендам, они не были многоэтажными и не вели к вокзалу, чтобы проводить под землей заключенных. Как подсказал Алексей Тепляков, найденная на стройке крестьянская обувь, скорее всего, указывает на то, что там нашли останки людей еще начала 30-х годов — времени жестоких репрессий периода коллективизации, когда только в 1930 году по всей Сибири расстреляли более 5 тыс. человек. Новосибирская общественность уже потребовала от властей, прокуратуры и руководства региональных управлений МВД и ФСБ провести расследование массовых убийств в бывшей тюрьме и экспертизу человеческих останков.
8 мая в этой яме обнаружили большое количество костей и черепа. Вместе с костными останками нашли фрагменты лаптей с деревянными набойками на подошве
«Вся Европа стоит на костях, и у нас были прецеденты, когда дома строились на могилах. Я участвовал в продаже квартир в домах, которые строились на территории бывшего кладбища возле облбольницы, и это никак на них не влияло. Но, конечно, найденные останки надо по-человечески похоронить», — считает руководитель отдела новостроек «Сибакадемстрой Недвижимость» Владимир Дергачев.
Руководитель Новосибирской областной организации «Мемориал» Александр Рудницкий настаивает на том, что расстрелянным и замученным здесь людям необходимо поставить памятник или построить памятное общественное здание, а жилому дому тут не место: «Вот вы бы хотели жить в таком доме? А потом ребенку рассказывать, о чем мемориальная табличка на доме: вот здесь в подвалах расстреливали невинных людей. Дом на костях — это отличный бренд».
Тем не менее сторож стройки на месте бывшей пересыльной тюрьмы и психдиспансера говорит, что по ночам ему не страшно, и призраки не являются: «Жизнь есть жизнь. Ее не остановишь».