- Не секрет, что вокруг этой проблемы постоянно возникают различные инсинуации. Вплоть до обвинений медиков в недостаточной реанимации, в преждевременном ее прекращении и т.д. До сих пор медики пользовались разрозненными ведомственными приказами, что явно недостаточно. Впервые на уровне правительства прописаны правила определения смерти человека, определены критерии и процедура ее констатации.
Документ четко определяет: моментом смерти человека является момент смерти его мозга или биологическая смерть. Имеется в виду необратимая гибель человека. Диагноз смерти мозга устанавливает консилиум врачей в той медицинской организации, где находится пациент.
Определен состав консилиума: в нем обязательно присутствие анестезиолога-реаниматолога и невролога. Причем это не новички в данных областях, а специалисты со стажем работы не менее 5 лет. Важно и то, что в состав консилиумов не имеют права входить специалисты, принимающие участие в изъятии и пересадке органов и тканей. Констатация биологической смерти устанавливается врачом или фельдшером и оформляется в виде специального протокола, который тоже утвержден публикуемым постановлением.
И, пожалуй, самое главное: определен порядок прекращения реанимационных мероприятий. Если признано, что они абсолютно бесперспективны, то их надо прекращать. Важное уточнение: прекращать, если констатирована биологическая смерть человека при неэффективности в течение 30 минут реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций. А если речь о новорожденных, то при отсутствии сердцебиения по истечении 10 минут.
Почему это крайне важно? Да потому, что современные возможности медицины позволяют, скажем, запустить сердце и через 45 минут. Но это, отнюдь, не возвращение человека к жизни. Это совершенно бессмысленная процедура. Не говорю уж о том, что это просто негуманно. 30 и 10 минут - это сроки между жизнью и смертью, принятые во всем мире.
Фото: РИА Новости / Михаил Фомичев www.ria.ru