Катализатором послужила тяжелая экономическая ситуация в стране: в 1962 г. власти повышают цены на мясо и масло, в это же время на заводе на треть увеличивают нормы выработки и урезают зарплату.
Утром 1 июня, прекратив работу, 200 сотрудников сталелитейного цеха потребовали повышения оплаты труда. Однако в ответ услышали фразу: «Не хватает денег на мясо, ешьте пирожки с ливером». Именно она сыграла роль спускового механизма. К полудню бастующих было уже 5 тысяч. Переговоры с ними власти провалили.
На следующий день рабочие отправились уже к зданию Горисполкома. О волнениях в Новочеркасске доложили Хрущеву, тот отдал распоряжение прекратить беспорядки и в город ввели войска.
Валентина Водяницкая, очевидец новочеркасского расстрела: «Я услышала слова военного „Освободите, пожалуйста, площадь, я вас прошу. Если вы меня ослушаетесь, я буду вынужден дать команду «Огонь»“. В это время грянули выстрелы».
До сих пор неизвестно, кто именно приказал открыть огонь по безоружным людям. Итог — 24 убитых, среди них прохожие и дети, почти 90 раненых. Зачинщиков забастовки затем осудили, обвинив в бандитизме и попытке свержения советской власти. Семерых приговорили к расстрелу, более сотни отправили в тюрьму. Реабилитировали участников тех событий лишь в середине 90-х.
Источник: http://www.ntv.ru/novosti/300918/