На повестке дня было три основных вопроса: саморегулирование отрасли, вопрос частных кладбищ и бесхозных мест захоронений, а также роль муниципалитетов в новом похоронном законодательстве. Работа над модернизацией похоронного законодательства при активном участии "Федеральной антимонопольной службы" (ФАС) была начата в 2009 году при создании экспертного совет, в состав которого вошло более 50 представителей похоронных организаций и предприятий.
По мнению представителей ФАС России, похоронная отрасль должна быть урегулирована либо лицензированием, либо саморегулированием. Создание системы стандартов, требований и этических норм и механизма контроля их исполнения внутри саморегулируемой организации, состоящей из операторов похоронного рынка, будет способствовать реорганизации отрасли и создаст равные конкурентные условия. Однако в этом вопросе гости не сошлись - некоторые участники считают, что создание СРО никак не будет влиять на искоренение коррупции. Наоборот, затраты на содержание управленческого аппарата и создание стабилизационного фонда лягут на плечи потребителей похоронных услуг, как это произошло в строительстве.
Вопрос о создании частных кладбищ вызвал бурную полемику. Инициатива ФАС заключается в том, что сегодня существует теневой денежный оборот от реализации на кладбищах мест «получше». Как заявляют эксперты ФАС, все землеустроительные процедуры будут осуществляться в рамках действующего законодательства, в которое внесут соответствующие поправки, но с ограничением - земля од частные места погребения будет сдаваться в аренду на 49 лет с запретом на изменение целевого назначения земельного участка, запретом на передачу земельного участка в субаренду и право выкупа земельного участка. Такая мера необходима, чтобы в будущем обезопасить «клиентов» частных кладбищ от возможного разорения собственника или его смерти, чтобы потом земельный участок не стал предметом торга. В случае наступления такой исключительной ситуации, частное кладбище всё равно останется общественным местом погребения, и муниципалитеты обязаны будут их изымать.
Что касается роли муниципалитетов, то основная позиция ФАС состоит в том, что управление общественными кладбищами – прерогатива органов местного самоуправления. Вне зависимости от того, располагает ли бюджет средствами или нет, их руководители обязаны обеспечивать порядок на кладбищах и гарантировать каждому гражданину быть захороненным после смерти. В новом законопроекте предложено искоренить монополию на исполнение гарантированного перечня услуг по погребению и услуг по содержанию кладбищ, которые сегодня в крупных городах, где ещё не созданы учреждения или казённые предприятия, выполняют МУПы.
Теперь ,по новому закону, данные услуги должны будут выставляться на торги в соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Важной доработкой положений нового законопроекта, относящихся к органам местного самоуправления, является возврат участия Субъектов РФ в организации похоронного дела, которые в 2005 исключили из действующего ФЗ №8. Данное предложение может оказаться судьбоносным для муниципалитетов, которые не в состоянии самостоятельно в полном объеме финансировать содержание мест погребений и им теперь будут помогать областные бюджеты.
По итогам заседания решено было принять предложенные основные изменения в закон «О погребении и похоронном деле», дать всем членам экспертного совета две недели на доработку предложенной версии законопроекта.
Пресс-центр Похоронного портала