Каролин Моне не могла стоять на ногах, когда ее привезли на похороны любимого.
Абель Шенуф был расстрелян 15 марта вместе с приятелем-однополчанином практически в упор хладнокровным убийцей-исламистом Мохаммедом Мера только за то, что служил в парашютно-десантной части, принимающей участие в боевых операциях в Афганистане.
Юную женщину на восьмом месяце беременности усадили в кресло-каталку, о чем позаботились организаторы церемонии, а затем в полусознательном состоянии увезли домой к родителям.
Каролин познакомилась с Абелем, парнем-католиком с арабской кровью, несколько лет тому назад. Веселый, улыбчивый солдат из расквартированного неподалеку от Тулузы полка сразу же влюбился в блондинку. Она ответила взаимностью. Серьезное чувство привело к серьезным отношениям и, как следствие, поступкам: они подали заявление о браке. Тем более Каролин уже носила под сердцем их ребенка, который должен был появиться на свет в мае.
Абель его не увидит, но он станет мужем Каролин. Так решила сама Каролин. Она решила выйти замуж за ушедшего в мир иной.
Конечно, 21-летняя будущая мать не собирается отправиться туда вслед за Абелем. Но, как ей объяснил адвокат Жильбер Коллар, брак "пост-мортем", то есть после смерти, во Франции разрешен.
Для этого, правда, по закону, существующему более полстолетия, необходимо иметь свидетельства того, что покойник имел твердые намерения сочетаться браком до того, как с ним произошло непоправимое. Это могут быть такие документы, как запротоколированное заявление (случай Каролин Моне), брачный контракт, подписанный у нотариуса, списки приглашенных на свадебную церемонию, оставленные в мэрии, и некоторые другие.
Бумаги собирает муниципальный чиновник, который занимается вопросами гражданского состояния, а затем направляет через минюст в Елисейский дворец. Разрешение на брак "пост-мортем" после тщательного рассмотрения выдает президент республики. Причем в большинстве случаев следует отказ: в год во Франции положительным исходом завершается с десяток подобных процедур. Причем занимают они порой несколько лет.
Но случай Каролин Моне - особый. Не говоря уже о том, что ее желание носить фамилию любимого и отца будущего ребенка подкреплено документально, ее горе, а также горе родных еще шести человек, включая детей, погибших от руки "тулузского убийцы", вызвало волну спонтанного сочувствия во Франции. Так что президентского декрета женщине долго ждать не пришлось: он был получен буквально в считаные дни.
Какой будет церемония бракосочетания "пост-мортем" Каролин с Абелем? На этот счет обычно словоохотливый адвокат Жильбер Коллар крайне скуп: "Это станет трогательным событием, когда на одном из стульев перед мэром будет сидеть Каролин, а другой останется пуст".
И все-таки как проходят такие церемонии? Как правило, очень скромно. С разъяснениями "РГ" обратилась в муниципалитет небольшого городка Доммери-Баронкур в департаменте Мёз на северо-западе Франции.
Там пару с небольшим лет тому назад был зарегистрирован брак после смерти. Магали Яшкевич постигло горе: ее гражданский муж и отец двух девочек трех и полутора лет Джонатан Жорж погиб в автокатастрофе буквально за 10 дней до свадьбы. Ему было 25 лет. Магали решила пройти этот матримониальный путь в одиночку. Собрала нужные документы и спустя год получила разрешение Николя Саркози.
- Магали пришла на церемонию в белом платье, которое было сшито для намеченной ранее свадьбы, - рассказывает секретарь муниципалитета Марилин Дюэль. - Присутствовали родственники с обеих сторон. Естественно, наш мэр Кристоф Капю не стал произносить слова, которые обычно звучат при классическом бракосочетании. Он зачитал декрет президента, а затем обратился, что и понятно, только к невесте, которая ответила согласием на брак с Джонатаном Жоржем. Поставив свою подпись в книге бракосочетаний, она на какой-то миг стала его женой и сразу после вдовой, ибо датой регистрации их союза был день гибели молодого человека.
- А были ли обручальные кольца, - не удержался и спросил я.
- Были, - ответила мадам Дюэль. - Одно кольцо на палец Магали надела свидетельница - ее сестра. Через второе, которое предназначалось Джонатану, Магали продела цепочку и повесила себе на шею в знак вечной памяти и любви. Никакого застолья после не было, а вдова Жорж из мэрии отправилась сразу же на могилу мужа.
Заметим, что каких-либо прав по части наследования статус вдовы "пост-мортем" не дает, но он учитывается при назначении пенсий, а это есть случай Каролин Моне.
Фото: Alarabiya.net
Кстати
Как сейчас выясняется, террорист Мохаммед Мера несколько месяцев назад сочетался религиозным браком с одной девушкой (ее имя не сообщается), но 20 марта, то есть на следующий день после бойни у еврейского колледжа в Тулузе, и за два дня до смерти в ходе операции спецназа развелся с ней. Эту информацию подтвердила сама девушка, а также имам мечети, где проходила в середине декабря церемония. Правда, официально этот брак зарегистрирован не был.