Власти Риги отправляют туристов на кладбища

16.12.2011
Власти Риги отправляют туристов на кладбища - Похоронный портал

Городские власти латвийской столицы решили развивать кладбищенский туризм. Приезжим предложат прогуляться по захоронениям Риги, чтобы полюбоваться старинными склепами и надгробиями. В последнее время под этой разновидностью культурного туризма подразумевается посещение могил известных личностей, восходящее к практике паломничества к святым местам и захоронениям святых.

Экскурсии по кладбищам популярны во многих европейских странах. Даже при безбожниках-большевиках в самом центре Москвы устроили сначала мавзолей с мощами Ленина, а потом создали целый пантеон героев, чей прах был замурован в кремлевской стене.

Французские революционеры на столетие раньше пролетарских вождей создали Пантеон, где стали хоронить людей, возведенных в ранг национальных героев. И якобинцы, и большевики оказались всего лишь раболепными подражателями христиан, которые — пусть и не самыми первыми в истории — пилигримами отправлялись в Святую землю и поклонялись мощам святых угодников.

Отцы-пустынники совершали чудеса воскресения мертвых, что лучше всего свидетельствовало об их Божественной силе. В апофегматах описывались экстраординарные случаи о возвращении к жизни на короткий срок, чтобы покойник успел сообщить ценные сведения: помочь установить личность своего убийцы или указать место, где зарыт клад.

Но бывали и воскрешения более длительные. Авва Макарий, чтобы посрамить впавшего в ересь монаха, своей молитвой "воскресил человека, который не был похороненным недавно покойником, но одним из самых древних, тех, кто жил задолго до Христа". Однако, безусловно, начало традиции паломничества к захоронениям в христианстве связано с именем воскресшего Иисуса.

В западном христианстве, в Польше, например, паломничество на кладбища приурочено к празднику Всех святых (в англосаксонских странах известный также как Хэллоуин) или на другие большие католические праздники. Туризм такого рода, конечно, как и поездки к святым местам, должен рассматриваться как долг благочестия, ранее осуществлявшийся по данному обету или в качестве епитимьи. Несмотря на то что к религии в наши дни все чаще стали примешиваться вполне бытовые желания, в частности, примирения поссорившихся супругов или просто семейная поездка (с познавательной целью в том числе).

Праздник Всех святых для верующих поляков — один из немногих дней в году, когда люди посещают место своего рождения и свою малую родину. Семейные узы вновь оживают под девизом "Назад к своим корням".

Почитание святых в исламе сделало кладбища одним из самых важных мест в пределах уммы — исламской общины. Кладбища могут быть как целью религиозного поклонения, так и местом для проведения собраний или торжеств. Особенной аурой окружены кладбища у шиитов, поскольку они рассматривают погребение в святом месте в качестве гарантии попадания в рай и нахождение там в непосредственной близости от святого. По этой причине ежегодно мусульмане перевозят останки своих близких иногда даже из дальних стран к таким почитаемым местам. Разросшиеся таким образом кладбища превращаются в некрополь.

Вернемся к европейским кладбищам, которые из религиозного культа превратились в объект культурного туризма, подобно тому, как церковный пост деградировал в оздоровительную диету. Их надгробия манят к себе поклонников великих деятелей культуры и знаменитостей в любом роде деятельности. Иногда в качестве такого "манка" может выступать не личность лежащего под камнем, а удивительная по красоте архитектура надгробного изваяния. Порой монумент символизирует некий курьезный случай из жизни, или, точнее сказать, смерти.

Бронзовое надгробье президента Французской республики Феликса Фора (1841-1899) на кладбище Пер-Лашез изображает этого государственного мужа, лежащим в обнимку с триколором Третьей республики. Но осведомленные люди знают, что месье скончался в объятьях любовницы. Парижские остряки тогда шутили: "Президент Фор пал при исполнении обязанностей".

Не всегда радуют глаз красоты и прелести даже старинных надгробий, чего уж говорить про нынешние. Кроме того, не все великие упокоились на традиционных кладбищах. До Ленина подобной участи избежал классик с мировым именем. Писатель Лев Толстой завещал похоронить себя в своем имении Ясная Поляна в том месте, где он ребенком искал волшебную палочку. Его могила — поросший травой холмик без таблички с именем. Свое ка (дух человека), в отличие от древних египтян, этот граф заключил в литературные произведения, а не в посмертный кенотаф.

Если люди все такие разные, то почему же их надгробиям быть одинаковыми? Арлингтонское национальное кладбище в американской столице, казалось бы, разрушает такой силлогизм, но только на первый взгляд. Во-первых, смерть - самый великий уравнитель, во-вторых, тут изначально хоронили солдат, то есть людей, одетых в одинаковую униформу. Кроме того, в мегаполисе на Восточном побережье есть кладбище со своей изюминкой. В свое время поговаривали, что всякий житель Нью-Йорка мечтал жить на Пятой авеню, гулять в Центральном Парке и упокоиться в Грин-Вуде. К особенностям местного некрополя "Зеленый лес" относится отдающий запахом долларов перечень имен людей, там захороненных. В большинстве своем промышленников и фирмачей, имена которых напоминают фирменные бренды известных торговых марок.

В старушке-Европе несколько известных кладбищ для посещения. Достаточно назвать Пер-Лашез в Париже (помимо всего прочего оно интересно россиянам своими покойниками-эмигрантами) и викторианское Хайгейтское кладбище в Лондоне. Последнее пребывало в некотором запустении. Может быть, отчасти это от нелюбви буржуазии к своему ниспровергателю — отцу коммунизма Карлу Марксу, на могиле которого лежат всегда живые цветы.

Российским туристическим фирмам нужно как можно больше работать, чтобы продвигать наши достопримечательности — Старое Донское кладбище, Ваганьковское и Новодевичье в Москве, не говоря уже о некрополях Санкт-Петербурга. Старые советские места для интуристов похерили, а новые так и не завели.

Идея с кладбищенским туризмом в Ригу не только не нова и не оригинальна, у нее есть существенный недостаток. Дело в том, что в латвийской столице нет могил известных людей и замечательных личностей мирового значения. Отдельным городам, как и людям, - все, а иным - ничего. Мало Парижу всех его достопримечательностей, так у него еще и кладбище Пер-Лашез. Даже в провинциальном Калининграде имеется могила философа Иммануила Канта, а вот в столице суверенного государства не предали земле ни соотечественника, ни заезжего иностранца.

pravda.ru

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика