Справка: Слово «кунсткамера» (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей) поначалу обозначало музей различных исторических, художественных, естественнонаучных редкостей, а затем стало синонимом коллекции уродств. Сердцем Российской Кунсткамеры, созданной Петром I в 1719–1725 гг., является Анатомический театр, где, главным образом, хранятся экспонаты с аномалиями.
Когда входишь в зал, чувствуешь шок, однако через несколько минут сознание «щелкает», и ты видишь просто неживые предметы. Посетителей на выставке немного, две девушки перепуганно рассматривают колбы с заспиртованными младенцами. У одного голова раздулась до размеров арбуза. Другой, заштопанный, подобно Франкенштейну, по-мультипликационному выпучил глаза. Третий, с распоротым животом, напоминает распотрошенную курицу. Откушенный в нетрезвом состоянии половой член, не вынесшая испытания алкоголем печень, прокуренные легкие. Всего экспонатов около сотни.
Особняком витрина с маленькими (вовсе не уродцами) жертвами выкидыша. Совсем крохотные пятинедельные дети — как и положено, в позе эмбриона. Обнимают руками колени — высохшие, как кузнечики на стенде энтомолога. Их очень жалко.
Едва ли не больше, чем вся выставка вместе взятая, производит впечатление хозяин коллекции — Николай Туркин, плотный и пышущий здоровьем, в дорогом костюме и очках с изящной металлической оправой. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретил господина Туркина у входа в ДК Станиславского — он курил, держа в руках прозрачный пакетик с ярко-красной земляникой.
Николай Туркин рассказал, что цель выставки — не заработать денег (билеты стоят 120 взрослый и 80 рублей детский), но отучить детей от вредных привычек.
При этом сам предприниматель признался, что — «ничего не могу с собой поделать» — курит и выпивает. Родился господин Туркин в Туле, в семье педагогов, учился «на преподавателя в ПТУ», однако вместо преподавательской деятельности стал возить по стране террариумы с живыми рептилиями и устраивал дегустации тульских пряников. Несколько лет назад ему подарили коллекцию уродцев, и с тех пор он возит ее по России. «В одном из моргов мне предоставили списанную коллекцию», — сообщил бизнесмен.
Посетительниц выставки было трудно разговорить, они завороженно смотрели на колбы. «Я сама не знаю, зачем пришла сюда, — призналась 20-летняя Аня. — Просто было интересно». «Ну, что девчонки, произвело на вас впечатление?» — вступил в разговор предприниматель. Девушки продолжали смотреть на колбы.
«Если эти детишки перестанут курить, я буду считать свою задачу выполненной! Кстати, я заметил, что на выставку гораздо чаще приходят девушки, а не юноши», — сообщил Туркин.
Господина Туркина поддерживает общественная организация «Трезвый город», оказавшая выставке информационное содействие. «Детям нужно показывать такое обязательно, — уверен активист «Трезвого города» Игорь Николаев. — Предупрежден — значит вооружен».
Психологи не думают, что посещение кунсткамеры позитивно скажется на детях. «Тут больше вероятность травмировать ребенка», — считает психолог Игорь Поперечный, приравняв посещение подобных выставок к средневековому ажиотажу, когда толпы людей стекались посмотреть на смертную казнь. Психотерапевт Александр Буцких считает, что любители посмотреть на колбы с уродцами бессознательно стремятся к такому зрелищу, возвращаясь к вытесненным из сознания мыслям о перенесенных в детстве травмах. «Боязнь и одновременная тяга к зрелищам такого рода родственна к саморазрушению, стремлению к смерти», — резюмирует Буцких.
Запугивать детей и вгонять их в депрессию бессмысленно, уверен Роман Айзман, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ: «Целенаправленно показывать большое количество аномалий бессмысленно. Другое дело, что в вузах неплохо бы иметь несколько экземпляров, чтобы использовать в учебном процессе».
Владимир Иткин
Фото Татьяны Кривенко
НГС.НОВОСТИ