…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Из предсмертной записки В. Маяковского.
Фонд Новосибирского музея мировой погребальной культуры пополнился посмертной маской Владимира Маяковского. Маска была снята скульптором Константином Луцким в первые часы после смерти поэта.
Маска находилась в частной коллекции в Нью-Йорке и была приобретена Новосибирским музеем погребальной культуры специально к дню смерти поэта. По просьбе Санкт-Петербургских организаторов, где 14 апреля ежегодно наиболее массово отмечается день памяти Владимира Маяковского, маска передана во временное пользование и станет основным экспонатом в предстоящем мероприятии. Маска вернется в Новосибирск в конце апреля и будет размещена в постоянной экспозиции музея.
Вторым скульптором, снявшим посмертную маску с поэта Владимира Маяковского, на следующие сутки после смерти был Сергей Меркуров. Величайший скульптор за свою жизнь сделал около 300 посмертных масок. В их числе маска Льва Толстого, Михаила Булгакова, Андрея Белого, Владимира Ленина, Феликса Дзержинского, Валерия Чкалова и Михаила Фрунзе.
«Сегодня трудно сказать является ли приобретенная маска копией первого ряда от слепка сделанного сразу после смерти до вскрытия тела, - говорит основатель Музея мировой погребальной культуры, академик Европейской академии Естественных наук Сергей Якушин. – Самым выразительным и ценным является, конечно же, первый отпечаток, соприкасавшийся с лицом умершего, а последующие копии являются вторичными. Известно, Сталин в поисках национальных героев неоднократно отдавал распоряжения особой памятью чтить А. Пушкина, С. Есенина и В. Маяковского. По его важному указанию в 30-е годы были произведены копии посмертных масок этих поэтов для рассылки в музеи филологических факультетов университетов страны. Это были маски второго, а в случае с Пушкиным третьего ряда копий».
Оригинал посмертной маски изготовленной Константином Луцким хранится в московском музее им. В. В. Маяковского.
«Часто вторые и третьи копии по указанию властей и самого Сталина приукрашивались, дорабатывались косметическими шлифовками. Нередко скульптор получал партийное задание выделить выразительные при жизни черты лица и придать лику благородный, умиротворенный вид. В советское время выдающиеся личности было принято идеализировать. Этой целью служили и посмертные маски», - подчеркивает Сергей Якушин.
В 1935 году площадь Старых Триумфальных ворот была переименована в площадь им. Маяковского (с 1992 переименована в Триумфальную площадь). На этой площади установили памятник поэту, организовали его музей на Таганке, начали повсеместно издавать сочинения поэта, изучать их на кафедрах литературы и филологии, преподавать в школах. Одна из красивейших станций метро носит имя Маяковского. Как сказал Сталин, - «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление». Маяковский считался одним из символов своей эпохи.
По свидетельству исторических хроник, 14 апреля 1930 г. в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. В револьвере из которого он застрелился, была всего одна пуля. Прибывшая «скорая помощь» нашла его мертвым. Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором Константином Луцким была снята посмертная маска, причем не качественно – он ободрал покойному лицо, что не могли не заметить прощающиеся в день похорон. По словам современников, перед похоронами лицо покойного гримировали в течение нескольких часов. Стоявшие у гроба видели плохо скрытые под слоем грима синяки и ссадины.
Лиля Брик, которая была возлюбленной поэта, узнав о самоубийстве Маяковского произнесла: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось. Такой поэт – и стрелялся из маленького браунинга».
Еще при жизни Владимир Маяковский проходил обследование в Институте мозга у академика Бехтерова, для выявления скрытых признаков, способствующих творческой неординарности поэта. Институт мозга, позднее переименованный в Пантеон мозга, был создан для изучения мозга великих людей для сохранения и изучения свойств гениальности.
Уже в день смерти Маяковского, сотрудники Института извлекли мозг поэта. При среднестатистическом весе мозга обычного человека 1300-1350 грамм, мозг Маяковского весил 1700 грамм. После проведенных анализов учеными была признана уникальность и гениальность мозга поэта, наряду с такими видными личностями как Клара Цеткин, Сен-Катаян, Луначарский, Андрей Белый, Максим Горький, академик Карпинский, академик Сахаров, академик Гулевич, Ленин и Сталин.
17 апреля 1930 года Москва хоронила пролетарского поэта по православной традиции на третий день после смерти. Прощались с поэтом в здании Союза федерации писателей, где прошел траурный митинг, под звуки «Интернационала».
Как рассказывал Николай Денисовский, художник, который с Маяковским создал серию плакатов для Наркомздрава, - «В день похорон невозможно было пройти к гробу, хотя и были пропуска. Митинг происходил во дворе, говорили перед гробом, который уже стоял на грузовике. Милиция оцепила все переулки и площади, а сама улица Воровского была забита народом. Стояли так тесно, что невозможно было пропихнуться. Стояли на тротуарах, мостовой, в подъездах, висели, прицепившись к фонарям, к деревьям и заборам. Крыши были черны от забравшихся на них людей, некоторые крыши даже провалились, порядок наводила конная милиция».
За рулем автомобиля сидел Михаил Кольцов, будущий журналист, из-за неопытности водителя грузовик ехал на слишком большой скорости и оторвался от толпы. Маяковский снова был далеко впереди всех. Когда гроб внесли в крематорий, все хлынули следом. Началась давка. Попасть было невозможно. Казалось, сейчас затрещит здание крематория, милиции пришлось стрелять в воздух, чтобы расчистить путь.
Тело было предано сожжению в Донском крематории, сооруженном по иронии судьбы в реконструированном соборе Донского монастыря. Урна была захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
У так и не женившегося поэта есть дочь – Патриция Томпсон (1925 года рождения), профессор Нью-Йоркского университета. Русским языком Патриция не владеет, но стихи Маяковского очень любит, хоть и читает их в переводе. Патриция видела своего отца всего раз в жизни – в 1928 году в Ницце во Франции, где часто бывал Маяковский и где он любил покупать одежду. Кроме поэзии и модной одежды, Маяковский фактически ничего после себя не оставил.
Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. В последнее время все отчетливее слышны возражения против традиционной версии о самоубийстве поэта, озвученной в день смерти газетой «Красная звезда». Важный аргумент в пользу насильственной смерти служит факт активного неприятия Маяковским культа личности Сталина.
Справка:
Пантеон Государственного Института Мозга.
В 30-е годы ХХ века многих выдающихся людей в СССР хоронили без мозга. Его вынимали для изучения «материальной базы гениальности». В 1924 году была создана лаборатория по изучению мозга Ленина под руководством крупного немецкого невролога, директора Берлинского института мозга, профессора Оскара Фогга. Перед лабораторией поставили задачу найти в мозгу материальные свидетельства его гениальности. Работа проходила настолько успешно, что в 1928 году лабораторию реорганизовывают в Государственный институт мозга (ГИМ), который должен был найти «материальную базу психической одарённости» для открытия возможности создания хирургическим путём гениев - новых советских людей.
Марки, конверты, открытки из фонда Музея мировой погребальной культуры
Фотографии из собраний Государственного музея им. В. В. Маяковского.
Пресс-центр Музея мировой погребальной культуры