Аукционный дом Сотбис все же намерен продать «Вечер в Каире» Ивана Айвазовского. Начальная стоимость, 2 миллиона фунта стерлингов, из-за скандала может вырасти вдвое.
Представители Сотбис, в свою очередь, перед тем как выставить картину на аукцион предприняли меры предосторожности и убедились в том, что картина под названием «Вечер в Каире» не значится ни в одной базе украденных. Таким образом, закон соблюден. Только что делать с тем, что, по заявлению МВД России, это полотно Айвазовского было украдено из частной коллекции в Москве в 1997 году?
За картиной под названием «Вечер в Каире», где изображен закатный вид на город и танцующие девушки в центре композиции, тянется плотный шлейф криминальной истории, которая, возможно, так и не будет распутана до конца.
В 1940-х годах эта работа принадлежала Ивану Носенко – сталинскому фавориту, который был министром машиностроения, потом народным комиссаром судостроительной промышленности СССР и в 1956 году урна с его прахом была замурована в Кремлевской стене (честь, которой удостаивались немногие).
Его коллекция живописи перешла наследникам: вдове Тамаре Носенко и двум сыновьям Юрию и Владимиру. Юрий, старший из братьев, скончался семь лет назад в США, пройдя путь от агента КГБ до агента ФБР (несмотря на рассекреченные архивы, до сих пор непонятно, была ли эта метаморфоза 1964 года банальным предательством). Владимир Носенко всю жизнь работал дипломатом при посольствах. Дома в Москве, оставалась вдова сталинского министра. Она-то и стала жертвой ограбления в 1997 году, когда бандиты вынесли в числе прочих ценностей и картину «Вечер в Каире».
Теперь, впрочем, к каждому упоминанию этой картины Айвазовского следует добавлять слово «предположительно». Потому что то уголовное дело так и не было раскрыто. Оно всплыло два года назад, когда Владимир Носенко обнаружил, что «Вечер в Каире» выставлен в Лондоне на «русских торгах». В тот, первый раз, картину сняли. Пытались выяснить, что да как. И ничего не выяснили. В такой ситуации аукционный дом Сотбис счел для себя разумным придерживаться версии существования двух картин кисти Айвазовского под названием «Вечер в Каире». Нельзя отрицать, что такое возможно. Всемирно известный маринист увлекался темой Египта, и сколько схожих пейзажей Каира среди его 6000 картин, никто не может точно сказать. Возможно, это два подлинника, схожие между собой, а возможно, один из двух «Вечеров в Каире» - подделка.
Так это или нет, но заявления Минкультуры и МВД России с просьбой снять с текущих торгов до выяснения истины картину, представляющую национальное достояние, похоже не возымели действия.