Последнее прости

14.04.2015
Последнее прости - Похоронный портал
Примерно четверть глазовчан во время похорон устраивают прощание с умершими не возле дома или в квартире, а у стен морга. Это происходит так: служители ритуального агентства выносят два стула, на которые ставится гроб. И так, прямо под открытым небом, скорбящие люди выражают свои чувства. Многим кажется, что это неправильно. Глазову нужен ритуальный зал.

Каменный век

Когда я недавно хоронила свою тетю, была плохая погода: шел снег, дул сильный ветер. Я стояла и думала, что при всем уважении к покойной не хочу, чтобы меня провожали точно так же – на семи ветрах.

Мыслями о том, что Глазову нужен ритуальный зал, где люди могли бы проститься со своими родными по-человечески, я поделилась с другими глазовчанами в группе «Город Глазов» ВКонтакте. В целом народ меня поддержал.

- С крещеными покойными прощаются в церкви, с отпеванием - так заведено издревле, - высказал свою точку зрения ижевчанин Дмитрий Каркин. - А для некрещеных - да, должен быть зал, потому что прощание - очень важная и необходимая минута, здесь испрашивается прощение у покойного за какие-то взаимные обиды друг перед другом, явные или забытые недоразумения. Оттого душа успокаивается и напряжение снимается.

- Я сам прощался в таких условиях, как вы описываете, с двоюродным братом в Глазове, - рассказывает Дима. - Скажу прямо: каменный век. Живу в Ижевске, здесь совсем другое дело - обслуживание и условия разнятся сильно. Так, как делается в Глазове, нельзя с людьми. Память о близких - это святое, поэтому и компетентные люди должны озаботится и уважить горожан, создать условия для прощания, выполнить то, что они обязаны и, в первую очередь, перед своей совестью.

А как в Латвии?

- Я хоронила маму в Латвии, - продолжает дискуссию Larisa Zgun. – Страна, сразу скажу, не богатая, но кладбища и процедура захоронения такие, какие и должны быть. Обращаешься в ритуальное агентство - и все. Они сами все делают. Скажете, что деньги на это нужны большие, отвечу так: моя мама жила очень скромно, и оплата ее похорон была не дороже, чем сейчас у нас. И гробов этих жутких, обитых тряпкой, не было. В Латвии все по-другому: прощание проходило в Каплице - это специальное помещение, состоящее из зала с постаментом и крестом или другими атрибутами вероисповедания. В Каплице есть холл, где можно оставить одежду или дождаться родственников. Есть дежурный врач, можно за деньги нанять человека, который расскажет об усопшем, если этого захотят родственники. Проститься можно, не думая, с какой стороны подойти к усопшему. Играет музыка. Там запрещены венки из пластмассы, только живые цветы! Работает катафалк – не убитый автобус, а нормальная машина – длинная легковая. И форма работников меня поразила - в цвет гроба и машины.

- Давно уже пора пересмотреть церковные законы и начать кремировать людей, - высказывает еще одну популярную точку зрения глазовчанка Татьяна Алманова. - Кладбища занимают огромнейшие территории и загрязняют подземные воды. Прошла пора, когда население было небольшое. Пора крематорий открывать.

Нужен инвестор

С мнениями глазовчан я познакомила тех, кто в Глазове занимается организацией похорон. У нас два крупных агентства – «Ритуал» и «Ангел». Хоть и конкуренты, но разногласий в том, что нашему городу нужен зал для церемонии прощания, у них нет.

- Ритуальные залы есть и в России, и за рубежом, - говорит первый заместитель главы администрации города Михаил Высотских. – Так правильно. Я бы тоже хотел, чтобы в нашем городе был зал для прощания. Это не дело - поднимать гроб с телом покойного домой, на наших лестничных клетках, где не развернуться. Другой вопрос - кто это должен делать? Согласно закону №131 о полномочиях муниципалитетов государство берет на себя следующие обязанности по захоронению: выделение земельного участка и охрана кладбища. Организация ритуального зала в эти полномочия не входит.

Я считаю, кто оказывает услугу, тот в нее и вкладывается. Этот предприниматель, который задумает открыть в городе ритуальный зал, может взять здание в аренду либо выкупить его, а потом использовать по назначению. А может и построить ритуальный зал с нуля, благо ген-план города это позволяет, и администрация города со своей стороны готова пойти навстречу и предоставить земельный участок. В этом случае даже конкурс проводить не надо.

- Нужен инвестор, - считает Михаил Геннадьевич, - который бы мог это сделать. К нам обращался один предприниматель: дайте мне возможность хоронить всех умерших в городе, а я вам за это ритуальный зал построю. Но мы не можем принять условие, это вступит в противоречие с существующими законами.

Все согласно правилам

- До недавнего времени мы занимали одно из помещений морга ЦРБ, - говорит Нина Афанасьева, заместитель директора предприятия «Ритуал». – Мы были готовы привести его в порядок, у нас даже проект был, как можно было бы это помещение переделать в ритуальный зал. Сейчас эта часть морга пустует. Все имущество передано в ведение Минздрава республики. Пока у нас не получается договориться с Ижевском о предоставлении возможности оборудовать зал.

Звоню в Минздрав. Начальник юридического отдела в управлении правовой и кадровой работы Светлана Штин внимательно меня выслушивает. Говорит, что Минздрав не будет против того, чтобы какое-то помещение, находящееся на территории больницы в Глазове, было сдано в аренду для организации там ритуального зала.

- Постановлением правительства республики №336 от 1 ноября 2010 года, - поднимает документы Светлана Викторовна, - определен порядок распоряжения имуществом Удмуртской республики, закрепленным за исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями республики. Заключение договоров аренды имущества осуществляется в порядке, установленном правительством. Нужно экономически обосновать целесообразность заключения сделки, подготовить отчет об оценке рыночной стоимости имущества и другие документы.

Сложный вопрос

Историческая справка

По оценке историков, с их мнением меня познакомили в Глазовском краеведческом музее, содержание погребальных обрядов целиком отвечало религиозному мировоззрению людей. Эти обряды были мотивированы не только заботой о душе покойного, но и о будущем живых: считалось, что соблюдение всех необходимых традиций гарантирует доброжелательное отношение умершего к живым.

Сейчас у многих религия отступает на второй план, но неизменно одно – дань памяти ушедшим от нас мы хотим отдать с уважением и к ним, и к тем, кто остался.

- Да, действительно, после того как «Ритуал» съехал, часть морга на территории нашей больницы пустует, - вводит в курс дела Михаил Овсянников, главный врач районной больницы. – Я тоже согласен с тем, что городу нужен ритуальный зал. Но не на таких условиях, как это предлагали предприниматели. Я не могу продать это помещение на нашей территории, чтобы кто-то потом на нем зарабатывал деньги без разрешения республики.

- Как же тогда можно решить этот вопрос?

- Собственных средств у больницы, чтобы обустроить ритуальный зал в помещениях морга, нет. Нужен инвестор. Тогда бы мы могли оказывать дополнительные платные услуги. Но давайте будем реалистами: поиск инвестора - это дело не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня.

- Пока к нам никто не обращался по поводу открытия на территории нашего больничного городка возле семиэтажки ритуального зала, - говорит главный врач городской больницы Елена Ворончихина. – Но если обратятся, мы готовы рассмотреть такую возможность. По поводу помещения морга не могу ничего сказать, потому что эта структура к нам не относится.

Все согласны, но кто сделает?

О том, что городу нужно помещение, в котором бы люди говорили последнее прости ушедшим родственникам, я писала пять лет назад, в декабре 2010 года. С тех пор ничего не изменилось. Однако, как и тогда, опросив многих людей, я поняла, что отношение к ритуальному залу стало другим. Пять лет назад были вопросы – а нужно ли? Сейчас все согласны с тем, что да, нужно. Вопрос только в том, кто за это возьмется и сделает.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика