Корреспонденту Ленты.ру стали известны подробности неудачного отдыха семьи россиян за рубежом. Калининградцы Юлия и Александр Романко и их 19-летний сын Дмитрий отправились в августе на Канарские острова. Поздним вечером 18 августа Александр, не разглядев в темноте дорогу, упал с парапета, пролетев 8 метров, а потом еще и прокатившись метров 10 по камням. Нашли мужчину не сразу. Обнаружив пострадавшего с отельной биркой на руке, его отправили в больницу, туда же вскоре приехала и Юлия.
Приключения на Канарах
«Саша получил тяжелые травмы. У него переломы позвоночника, сломано несколько ребер, челюсть в нескольких местах, ключица. Здесь ему оказали услуги нейрохирургии, все остальное надо делать в России. Требуется челюстно-лицевой хирург в том числе», — рассказала «Ленте.ру» Юлия Романко. 45-летнего Александра сначала пришлось ввести в искусственную кому, две недели он пролежал в испанском госпитале с трубками в пищеводе и легких. В начале сентября все сняли, Александр заново учился питаться самостоятельно. 19 сентября его выписали.
Но Романко не смог покинуть больницу: он был нетранспортабелен, ему требовался медицинский уход, и вывезти его за пределы госпиталя не представлялось возможным.
«Наш тур окончился 27 августа, — продолжает Юлия Романко. — Мы с сыном жили еще 10 дней в отеле, потом пришлось съехать». Наверное, ей пришлось бы ночевать на улице, если бы совершенно случайно Юлия не познакомилась на улице с бывшей соотечественницей, уже пятнадцать лет живущей в Испании. «Если бы не Любовь, мы бы тут пропали. Испанского языка я не знаю. Любовь фактически взяла надо мной шефство. Помогала найти жилье, даже приютила у себя, потом вела все переговоры», — говорит Юлия.
Семья Романко купила тур в калининградской турфирме «Цвет» (генеральный представитель польского туроператора «ITAKA»), оформив страховые полисы в компании «Zurich». По словам Юлии Романко, страховая компания тянула с вопросом оплаты лечения: «Нас спрашивали, как это произошло, потом просили связать с лечащим врачом, затем затребовали документы, подтверждающие, что муж не был в состоянии алкогольного опьянения — такой анализ берется сразу же при таких травмах, муж был трезвый. Наконец, обязались оплатить лечение. На тот момент набежало 57 тысяч евро. А сейчас уже, наверное, и того больше. Последний раз в нашем разговоре страховая сказала, что перечислят деньги в течение 60 дней. Мужу врачи выписали корсет, без него он сейчас не может, он лежачий, сидит в корсете не более 20 минут. Корсет я купила в итоге сама за 515 евро».
Юлия Романко тем временем уже несколько раз сменила жилье и каждый день ездила из южного городка Маспаломас в госпиталь — за сто километров, тратя на дорогу в одну сторону 5,6 евро. Сын Дмитрий вернулся в Калининград, родные и близкие изыскивали средства для помощи.
«Почему государство не вызволяет своего гражданина из беды?»
«Мы писали в областное правительство, приемную президента, приемную "Единой России", стучались во все двери, — рассказал «Ленте.ру» Владимир Солдатенков, родственник Романко. — Местные власти велели собрать все документы, якобы это нужно для перевозки Саши. Мы собрали. Нам сказали, что бумаги ушли в Москву и надо ждать». «Документы требовались самые разные, например, действительно ли они живут по своему адресу, есть ли задолженность по кредитам», — добавляет Анна, подруга Юли Романко. «Нам сообщили, что перевозка может обойтись приблизительно в 7 миллионов рублей. И что это не быстрый вопрос», — отмечает Владимир.
Юля и Александр — обычная семья, муж — продавец в магазине техники, жена — парикмахер. Родные боятся, что супруги останутся без работы, хотя их работодатели предупреждены о форс-мажоре. «Я знаю, что мое место меня ждет, — говорит Юля Романко. — Но боюсь, муж может оказаться безработным. В их магазине было всего два продавца. Наверное, уже взяли другого человека на его место…».
«У нас давно кончились слова ободрения, — сетует Анна. — Мы все время с ними на связи по Skype, и каждый раз говорим: "Держитесь, мы с вами, мы помогаем", — но воз и ныне там. Я не понимаю, как может государство бросить своего гражданина на произвол судьбы и никак не стараться его вызволить из беды?».
«6 ноября я забрала мужа из госпиталя, — рассказала Юлия Романко «Ленте.ру». — Они больше не могут его там держать, и я их понимаю, нужно уже размещать новых пациентов. А сутки в клинике стоят 2400 евро. Был бы он испанцем, его бы давно отправили долечиваться домой. Но иностранца жалели, держали. Я боялась, вдруг они его выкатят в коридор или выгонят. Но мне объясняли, что у них так никогда не делают». Чтобы довезти мужа до той квартирки, которую сейчас снимает Юлия, нужно было заплатить за машину клиники 300 евро. «Я не смогла — ровно такую сумму я отдала за аренду нового жилья. Консул отвез нас на своем автомобиле», — говорит Юля. Она отмечает, что российское консульство ее поддерживало. Однако не понимает, почему ее и мужа до сих пор не вывозят в Россию. «Может быть, наши власти ждут, пока у нас 21 ноября кончится виза? — предполагает Юлия. — Тогда нас депортируют за счет Испании, а России не придется тратиться».
В головной офис страховой компании Zurich «Лента.ру» отправила запрос, но ответа пока нет. А вот туристическая фирма «Цвет» поделилась своим пониманием случившегося. «Нам сразу же позвонил сын Романко Дмитрий. Он был в шоке, возбужденный, очень переживал. Спросил, что им делать, — рассказывает директор компании «Цвет» Илья Пилецкий. — Мы объяснили, что нужно звонить в страховую по телефону, указанному в страховом полисе. Позже к нам приходил родственник семьи, спрашивал, можем ли мы помочь как-то переправить Юлии и Александру деньги. Мы выясняли, но у нас в те дни, к сожалению, не было туристов, которые бы вылетали туда». По словам Ильи Пилецкого, его туркомпания вела переговоры и со страховой компанией — страховщики обещали выполнить свои обязательства. «Мы 24 часа в сутки курируем своих туристов на отдыхе, в помощи не отказываем, — говорит Илья Пилецкий. — У нас были более простые случаи, скажем, человек поранил ногу на отдыхе и так далее. Но там не требуется транспортировка. Да и страховка полностью покрывает расходы. Столь тяжелый случай — первый в нашей практике».
Как рассказали в пресс-службе МЧС, вся процедура оказания помощи стандартная: «Мы знаем о ситуации Романко. Документы мы обычно направляем в Минздрав. Там смотрят бумаги. Они должны определить состояние больного, чтобы понять, какой тип перевозки вообще требуется. Мы получаем рекомендации и правительственное распоряжение, только после этого можем действовать». То, что алгоритм именно таков, подтвердили «Ленте.ру» и в МИДе, однако пока ведомство не готово к официальным комментариям.
В МЧС говорят, что у них достаточно мощностей для эвакуации нетранспортабельных больных. Есть и самолеты, и вертолеты — для действий на территории России. «Как только дают "отмашку" — тут же запускаем операцию по эвакуации, — поясняют в МЧС. — Минздрав в том числе сообщает нам, нужны ли специалисты для сопровождения того или иного пассажира. Мы можем направить вместе с бортом и универсальных специалистов, и специалистов узкого профиля. Иногда вылетают бригады, укомплектованные совместно с Минздравом. Борты оборудованы всей нужной техникой, специальными модулями для перевозки больного». Перевозка пациента, пояснили в ведомстве, оплачивается за счет госбюджета.
А как у них?
В США, вопреки распространенным представлениям, забота о медицинской страховке за границей — обязанность самого путешественника. Посольство и консульство, разумеется, поможет гражданину Соединенных Штатов в меру своих сил. Если он заболеет или получит травму за рубежом, американский консул поспособствует с госпиталем, проинформирует друзей и родственников, а после госпитализации наладит постоянный контакт с руководством больницы. Но оплата всех расходов ложится на плечи путешественника.
На этом пути американца подстерегает множество подводных камней. Во-первых, системы Medicare и Medicaid не действуют за пределами США. Во-вторых, не факт, что его частная страховка покрывает инциденты за рубежом, а если и покрывает, то только «разумные» расходы, но вот эвакуацию, способную обойтись в сумму от 10 до 50 тысяч долларов, — вряд ли. Поэтому Госдеп настойчиво рекомендует туристам приобретать краткосрочные полисы у компаний, специализирующихся на случаях, включающих эвакуацию. Сотрудники посольства готовы также помочь с переводом нужной суммы из США — если, конечно, найдется тот, кто ее согласится предоставить.
Если американец погибает, то перевозить тело на родину или хоронить родственникам тоже придется за свой счет. У Госдепа на это, как гласит информация на сайте, денег нет.
Израильский МИД рассчитывает на сознательность граждан, и с полным основанием: в стране работает множество страховых компаний, предлагающих самые разные планы, включая эвакуацию при тяжелых заболеваниях. После этого гражданин может уже в полном объеме воспользоваться дома всеми благами обязательного медицинского страхования. Если необходимо, к спасению подключается армия: так, например, 6 июля 2005 года два военных вертолета ВВС Израиля эвакуировали заболевшего израильтянина с борта судна в открытом море. Как объяснили военные, обычно они подобных операций не проводят, но в данном случае возникла прямая угроза жизни гражданина еврейского государства.
Для жителей Великобритании мир делится на три зоны: ЕС, страны, с которыми Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии подписало взаимное соглашение о здравоохранении, и остальные государства. В ЕС действует единая европейская карта здравоохранения (European Health Insurance Card, EHIC), по которой британцы могут получать услуги бесплатно или по низкой стоимости. При визитах в страны второй категории (в том числе и в Россию) их также будут лечить со скидкой, а то и вовсе бесплатно, а вот для остального мира уже нужно приобрести полноценную страховку, включающую оплату возможной эвакуации. Британский МИД честно предупреждает: денег на оплату лечения в госпиталях за границей или доставку тела умершего на родину в бюджете Форин Офис не предусмотрено. Покупайте страховку заранее или просите родственников перевести вам дополнительные средства. Даже при пандемии Британия своих подданных спасти не сможет.
Быть бдительным бюрократом
«В любом случае, при наступлении страхового случая необходимо четко понимать алгоритм действий, которые в обязательном порядке должны быть осуществлены, — отмечает Александра Тимошенкова, управляющий партнер юридической фирмы «Тимошенкова и партнеры». — Прежде всего нужно позвонить в страховую компанию и сообщить о наступлении страхового случая. Представители страховых компаний могут задавать вопросы о характере травмы, чтобы зафиксировать, какие именно травмы имеются, опасны ли они для жизни. Это делается, чтобы понимать, оплачивать ли вашу экстренную доставку в ближайший госпиталь или вы в состоянии добраться самостоятельно. В этой ситуации я настоятельно рекомендую не вдаваться в подробности причиненных увечий: вы не можете знать о действительном положении вещей. Квалифицированно ответить на такой вопрос способен исключительно медицинский работник после тщательного обследования».
Юрист советует для начала просто коротко сообщить страховщику о произошедшем. Одновременно страховой случай следует зафиксировать в местной полиции, лучше в письменном виде, с опросом свидетелей. Тогда у вас на руках будет документ, подтверждающий случившееся. «Чем подробнее изложено описание обстоятельств, при которых были получены травмы, тем легче работа судебного медицинского эксперта при возможном судебном разбирательстве, — отмечает Александра Тимошенкова. — Об этом страховые компании не говорят, а уж тем более этого не посоветуют местные ассистансы (медицинская сервисная служба, которая непосредственно оказывает услуги медицинского характера по договору со страховой компанией и получает денежные средства)».
Кстати, на популярных курортах, в Египте или Турции, избалованных вниманием туристов, некоторые медицинские сервисные службы зарекомендовали себя не самым лучшим образом и пытаются наживаться на страховых случаях. Например, бывает, что оказанные якобы услуги остаются только на бумаге, а пострадавший на самом деле о них не имел и малейшего представления, утверждает наш эксперт и даже приводит пример из личного опыта. «В 2005 году я попала в Египте в автокатастрофу. О наступлении страхового случая немедленно сообщили сотруднику страховой компании, однако врач из сервисной компании так и не приехал, и мне пришлось самостоятельно добираться до местного госпиталя, — вспоминает Александра Тимошенкова. — После обследования доктор связался с ассистенсом и сообщил о необходимости срочной организации транспортировки до аэропорта и отправки меня в Москву для проведения последующих операций. Информация была проигнорирована медицинской службой, которая заставила меня в течение последующей недели до окончания отпуска добираться на перевязки и предлагала таблетки и иные медицинские препараты, облегчающие, по их словам, боли и отеки, от которых я отказывалась ввиду аллергии на ряд медикаментов. Инвалидная коляска для передвижений была предоставлена бесплатно отелем».
Когда Тимошенкова наконец вернулась в Москву, выяснилось, что, согласно отчету сервисной компании, страховая компания оплатила и услуги за пользование инвалидной коляской, и транспортировку в Москву, не говоря уже о приеме лекарственных препаратов. Кстати, о необходимости госпитализации в Москву юрист узнала гораздо позже, когда вернулась в Египет специально для сбора бумаг для суда — после года операций и программы реабилитации. К сожалению, судебный процесс затянулся, и в итоге иск так и остался без рассмотрения.
Если вы понимаете, что медицинская помощь приобретает «нескорый» характер, обращайтесь в местную полицию и в консульство РФ и помните о документальных подтверждениях. Как ни банально, но чем больше на руках бумаг, подтверждающих факты вашего обращения, получения медицинской или иной помощи, чеков и квитанций, тем легче наказать виновных и взыскать причиненный здоровью вред. А обезопасить себя от потери работы поможет телеграмма работодателю о том, что вы вынужденно остаетесь на территории иностранного государства, это поможет избежать судебных разбирательств по восстановлению на работе да и вообще увольнения.
«Не испытывайте иллюзий в отношении предполагаемой помощи или содействия, которое обязано предоставить консульство — на самом деле круг их полномочий достаточно узок и ограничен законными рамками, — поясняет юрист. — Чем может оказаться полезным и необходимым обращение в консульство? Во-первых, сам факт обращения фиксируется, информация о наступившем несчастном случае силами сотрудников консульства доводится до сведения ваших родственников в России. Во-вторых, консульство выступает посредником между пострадавшим и представителем страховой компании на территории иностранного государства. Но консульство лишено самостоятельной инициативы в оказании помощи — только по вашему письменному обращению или заявлению родных». Кстати, в исключительных случаях — когда возвращение гражданина в Россию «будет способствовать устранению угрозы его жизни» — российские загранучреждения могут в этом помочь. «Помощь выделяется только в форме оплаты расходов на проживание в гостинице, приобретение билетов, продуктов питания и предметов первой необходимости согласно установленным нормам», — поясняет юрист.
Алексей Куприянов
Марина Лепина