RSS Распечатать

Как случилось, что во Внуково разбился самолет главы французской Total?

В ночь на 21 октября в аэропорту Внуково разбился частный самолёт Falcon с директором французской нефтяной компании Total Кристофом де Маржери и тремя членами экипажа. Самолет Falcon при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и упал на взлетно-посадочную полосу.
В ночь на 21 октября в аэропорту Внуково разбился частный самолёт Falcon с директором французской нефтяной компании Total Кристофом де Маржери и тремя членами экипажа. Самолет Falcon при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и упал на взлетно-посадочную полосу.
По факту катастрофы Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Изначально в качестве версий назывались неблагоприятные метеорологические условия, отказ авионики и человеческий фактор. Но позже официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что экспертиза установила факт алкогольного опьянения водителя снегоуборочной машины. Кстати, информация, что сотрудник аэропорта не пострадал, была опровергнута, заместитель столичного мэра Леонид Печатников сообщил, что этот человек находится в тяжелом состоянии в одной из московских больниц.
Таким образом, действия водителя являются приоритетной версией, наряду с ошибкой диспетчеров, допустивших столкновение. Версия ошибки пилотирования также будет проверена. Владимир Маркин сообщил о возможном отстранении ряда сотрудников аэропорта на период расследования уголовного дела.
Ликвидацией последствий катастрофы во Внуково занимались 152 человека и 39 единиц техники. Следственно-оперативная группа произвела осмотр места происшествия, изъяла технические документы на воздушное судно, «черные ящики», пробы топлива из заправщика, провела допрос свидетелей. Как сообщала «Свободная Пресса», расследованием занимается транспортная прокуратура и специальная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. В группу входят представители комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), также будут привлечены французские эксперты. На место происшествия прибыл председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, чтобы провести оперативное совещание со следственной группой и представителями всех служб, привлеченных к расследованию.
Свои соболезнования родным и близким Кристофа де Маржери принес президент России Владимир Путин. «Владимир Путин давно знал де Маржери, находился с ним в тесном рабочем контакте, высоко ценил его деловые качества, его последовательную приверженность делу развития не только двусторонних российско-французских отношений, но и взаимовыгодной многогранной кооперации в целом», - сообщил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Премьер-министр Франции Мануэль Вальс назвал погибшего «полководцем» промышленности. «Франция потеряла выдающегося главу компании, который превратил Total в мирового гиганта», - отметил Вальс, прибавив, что потерял в лице бизнесмена и своего друга.
Де Маржери называют и другом России. В частности, гендиректор Total критиковал политику антироссийских санкций, что не может быть удивительно, учитывая, что из-за них была остановлена совместная разработка месторождений в Западной Сибири французов и ЛУКОЙЛа. Также бизнесмен высказывался за отказ от доллара в международных нефтегазовых расчётах в пользу евро. В Москву Кристоф де Маржери прилетел для участия ежегодном собрании консультативного совета по иностранным инвестициям с участием премьер-министра Дмитрия Медведева.
Во Франции по факту гибели главы нефтяной компании Total Кристофа де Маржери возбуждено уголовное дело по статье «непредумышленное убийство». Париж направил в Москву трех экспертов Бюро по расследованию авиапроисшествий.
Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов, комментируя ЧП, назвал ситуацию раздолбайством. «Я только что оттуда. Слов нет. Это раздолбайство», — сказал замглавы Минтранса.
Действительно, как такое могло случиться в одном из крупнейших аэропортов России?
Эксперт комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров:
- Пока рано делать выводы о причинах и виновных в аварии. Даже если в крови водителя действительно находился алкоголь, могли быть самые разные причины происшедшего, и не факт, что виноват водитель. Вообще аэропортом командует диспетчер: он видит и контролирует все, что происходит на земле и в воздухе. Поэтому надо тщательно изучить запись переговоров, чтобы понять, действительно ли диспетчер контролировал происходящее на взлетной полосе, удостоверился ли он в отсутствии препятствий, техники на ней – тщательно и достоверно исследовать все обстоятельства.
Если проводить аналогию с дорожно-транспортными происшествиями, то можно представить ситуацию, когда пьяный водитель выезжает на перекресток на зеленый свет и врезается там в машину, за рулем которой трезвый водитель, выехавший на красный сигнал. Но виноват именно тот, кто выехал на красный!
Отдельно надо рассмотреть роль тумана. Закончила ли техника уборочные работы? Успела ли уехать с полосы? Ведь освобождая полосу, водитель обязан информировать об этом диспетчера. Может, диспетчер не контролировал, что происходит на полосе? Из-за тумана он не видел ни машину на полосе – ведь техника могла и без согласования с ним просто пересекать полосу?
Объявлять виновного можно будет, лишь поняв детально, как все происходило. Пока же данные разнятся – то нам говорят, что самолет ударился о снегоуборочную машину стойкой, то левым крылом…
Но несомненно, что в любом случае виновата не техника, а пресловутый человеческий фактор. Учитывая статус погибшего, понятно, что отвечать виновным придется по всей строгости, в первую очередь руководителям аэропорта.
«СП»: - Как это все могло выглядеть технически?
- Для взлета «Фалькону» нужно около 1200 метров, взлет происходит на скорости 200-250 километров в час. А видимость составляла на момент трагедии около 350 метров – эту дистанцию самолет преодолевает за считанные мгновения! Учитывая ночные условия, экипаж с того мига, как увидел препятствие на полосе, ничего не успел бы предпринять, поэтому он мог полагаться только на данные диспетчера о том, что полоса свободна…
Вообще, самолет крайне уязвим на взлете и, особенно, при посадке, поэтому надо всегда жестко контролировать отсутствие на полосе посторонних. В данном случае предстоит выяснить, был ли выезд на взлетную полосу несанкционированным?
«Фалькон» - небольшой самолет, его крылья не свешиваются над газоном при разбеге, он весь помещается внутри полосы. Это означает, что даже если самолёт зацепил технику крылом, эта техника должна была быть не на газоне возле полосы, а на ней самой. Водитель должен был видеть, что под ним – бетон, а не трава…
Все это означает, что виноват, похоже, или водитель, или диспетчер.
«СП»: - Каковы будут последствия этой трагедии?
- В любом случае, это удар по репутации России! Особенно в сегодняшних условиях негативного информационного фона – худшего события и представить невозможно… Имиджевые потери для нас будут колоссальными.
И Следственному Комитету, я думаю, надо аккуратнее взвешивать информацию, прежде чем выдавать ее публично, Я имею в виду слова о пьяном водителе… Может быть, там и не его вина.
Но в целом это событие – признак беспорядка и бардака…
Ведь «Внуково» - это правительственный аэродром, там все десять раз проверены ФСБ, ФСО… Представить там пьяного водителя так же невозможно, как пьяного солдата на страже в Кремле или пьяного водителя президентского кортежа…
В советское время после таких трагедий высокопоставленные головы полетели бы сразу, а что будет сейчас – посмотрим.
Президент Ассоциации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский:
- Сегодня любая машина, работающая на аэродроме, имеет беспрерывную связь с диспетчером. Если люди работают на взлетном поле, за ними обязательно присматривает руководитель полетов. На летных дорожках он может контролировать работы дистанционно, на взлетно-посадочной полосе обязан делать это только лично. Именно он подтверждает отсутствие техники на полосе и дает диспетчеру разрешение на использование полосы.
Где-то эта цепочка между водителем, руководителем полетов, диспетчером и летчиками нарушилась. Ближайшие сутки-двое, быть может, и сегодня к концу дня, эксперты сопоставят все записи, которые уже изъяли, и тогда станет точно известно, где был нарушен необходимый порядок получения разрешения на взлет.
Вариантов может быть несколько. И французские летчики могли рвануть на взлет без разрешения. И водитель мог самовольно выскочить на полосу. Но вообще для этого надо быть совсем без головы! Вообще у нас в авиации часто принято сваливать летные происшествия на пьянку, чтобы назначить виновного…
Хотя такое и в реальности могло быть. Помню, я шел на посадку на Ан-12 в Энгельсе Саратовской области и передо мной выскочил молодой, только что призванный в армию парень на бензовозе. Но то был человек совсем «зеленый», да и время было другое – не было связи у машин с диспетчером… Я тогда чудом его заметил, перелетел. Но такие случаи не такая уж и редкость.
«СП»: - Каковы будут последствия этой аварии?
- За рубежом ФАИ не рекомендует спортивным и любительским самолетам летать через Россию последние 6 лет – там знают, что от наших диспетчеров можно ожидать чего угодно. У нас нет современных систем управления, много ограничений для иностранных бортов. Теперь наша репутация будет еще хуже.
И нельзя сказать, что под этим мнением совсем нет никакой почвы… Мой знакомый летчик из Словении решил облететь земной шар на маленьком самолетике, всего 600 килограммов весом. И вот он направлялся из Украины в Казахстан через Россию. Наши диспетчеры дали ему высоту 6 тысяч метров для полета, прекрасно зная, что самолет без кислородного оборудования, не имеет теплоизоляции, а выше 4 тысяч метров без кислородной маски летать нельзя. Но этот человек как-то на характере без кислорода весь отмороженный долетел до Казахстана, потом много дней его лечили… Но другого коридора для полета ему не дали.
Вот Ми-8 две недели ищут, пропавший вертолет. Хотя еще 10 лет назад была директива оборудовать все борта радиомаяками, которые автоматически сообщают о любой аварийной ситуации, начиная от перегрузок… Почему эти маяки не работают? Они обязаны быть «живучими». Возможно, там людей можно было спасти, а теперь надеяться на это, наверное, не стоит. А ведь таких случаев с длительными поисками пропавших бортов в России сегодня очень много. Хотя нам докладывают, что везде работает ГЛОНАСС, и все замечательно…
Во вторник днем «Интерфакс» распространил заявление адвоката задержанного водителя снегоуборочной машины Александра Карабанова. По его словам, Владимир Мартыненков (тот самый водитель – ред.) «страдает хроническим заболеванием сердца, он не пьет совершенно, это могут подтвердить и родственники, и врачи…В момент ЧП он был трезв».


Источник

Тематики: Внуковокрушение самолета

27.10.2014


 


Голубов

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae