Теневая экономика в похоронном стиле
Каждый день в Латвии умирают 78 человек, что означает более 28 000 похорон. По большей части погребения организовывают похоронные компании или лица, которые нашли возможность получить прибыль в этой сфере. Гарантированный бизнес — так можно сказать об отрасли ритуальных услуг, поскольку здесь предпринимателям не нужно особо стараться, чтобы получить заказ. Другое дело, что желающих к ней приобщиться с каждым годом становится все больше. Поэтому, как бы цинично это ни звучало, борьба за каждого покойника, особенно в городах, очень суровая.
«Есть 260 игроков, которые предоставляют ритуальные услуги. 182 юридических лица, 78 ведущих хозяйственную деятельность, а еще 30 — индивидуальные предприниматели», – приводит официальные данные генеральный директор СГД Инара Петерсоне.
Сухие цифры показывают, что организаторы похорон имеют годовой оборот около 6,5 млн евро, а в государственный бюджет в виде налогов платят 1,5 млн евро.
Скудные официальные и ощутимые преимущественно в теневой экономике доходы отрасли — это главная причина, почему к сфере ритуальных услуг напрямую можно отнести выражение «идти по трупам».
Из-за хаоса в отрасли страдают потребители
Больше всего в этой ситуации страдают родственники, которые обращаются к похоронным компаниям, желая достойно попрощаться с усопшим.
Более года наблюдения за ситуацией на рынке ритуальных услуг позволило СК сделать выводы, нелестные ни для его участников, ни для государства, которое за 25 лет так и не смогло навести порядок.
По мнению председателя Совета по конкуренции Скайдрите Абрамы, в отрасли царит хаос, при этом никто не понимает, какая институция должна отвечать за надзор и контролировать развитие сферы похоронных услуг. А страдает от этого и государственная казна, и потребители.
Например, каждый из четырех опрошенных признал, что при организации похорон не было понятно, какие услуги действительно включены в цену и из чего формируется общая сумма выплаты. Бывает, что клиенты жалуются и на приписки, когда в счета включаются услуги, которые в действительности не требовались. Также родственники умерших жалуются на то, что итоговый счет по непонятным причинам оказывается куда выше заранее оговоренной суммы.
Родственники не протестуют — этичность преобладает над деньгами
Фирмы, предоставляющие ритуальные услуги, пользуются тем, что похороны близких — это болезненная, эмоционально тяжелая ситуация. Многие люди, отмечает Абрама, считают, что в это время неэтично спрашивать о цене и торговаться. Однако даже в тех случаях, когда кто-то обращается в Центр защиты прав потребителей, помочь бывает сложно, поскольку у пострадавших, как правило, нет никаких документов, подтверждающих факт нарушения. Обычно «чек» или «квитанция», выданные похоронным бюро, — это просто листок, на котором перечислены услуги, их стоимость и общая сумма.
По мнению директора ЦЗПП Байбы Витолини, важной проблемой является и отсутствие у похоронных компаний прейскурантов. «У потребителя нет возможности оценить имеющийся уровень цен и сравнить их с другими. С точки зрения защиты прав потребителей это очень серьезная проблема», – отмечает Витолиня.
Платить за услуги, о которых не просили
У родственников, получивших печальное известие, как правило, слишком мало времени, чтобы успеть изучить все предложения. Выбирают тех, кого им советуют, чаще всего — расположенную рядом фирму. Качество и объем предоставленных услуг проконтролировать сложно. Похоронные агентства даже требуют оплатить получение свидетельства о смерти, хотя об этой услуге их никто не просит.
Это подтверждает опыт одного из пострадавших. «В больнице умер мой родственник, – рассказывает некий мужчина. – Два дня по телефону меня терроризировал сотрудник морга, которому принадлежит похоронная фирма Kallava, находящаяся в помещении морга. Я объяснил, что мне не нужна никакая помощь и вопрос с похоронами я решу сам.
Я пришел в больницу за медицинским заключением о причине смерти, и велико же было мое удивление, когда сотрудник морга положил передо мной на стол свидетельство о смерти и потребовал заплатить 20 латов. Я не уполномочил и не просил сотрудника морга это сделать. Я просто хотел получить заключение о причине смерти, которое мне тоже не дали!
Когда я отправился в Государственное агентство социального страхования (ГАСС) получить пособие на погребение, мне сказали, что его получил владелец компании Kallava. Практически у меня украли 360 латов на похороны родственника… Я был цинично и бесстыдно обманут!»
Рядом с больницей — морг и бюро ритуальных услуг
Часто похоронные компании с комфортом располагаются прямо в больницах — и в крупных, и в совсем небольших. Так, в 14 из 37 опрошенных больницах признали, что бюро ритуальных услуг работает у них практически при морге. При этом договор аренды помещений с этой фирмой заключался без проведения каких-либо открытых конкурсов.
«Я предполагаю, что многие похоронные компании в поисках новых клиентов пытаются установить дружеские отношения с больницами, семейными врачами… Даже Кардиологическое отделение больницы Страдиня жаловалось, что неэтично навязывать услуги таких фирм. Но на это не обратили никакого внимания», – вспоминает Абрама.
Однако пресс-секретарь больницы Ласма Силе этого случая не помнит, к тому же она не видит ничего неэтичного в том, что ритуальные услуги оказываются в больнице. Только тогда, когда СК начал осуществлять надзор за сферой похоронных услуг, больница под благовидным предлогом решила избавиться от этой фирмы — помещения, которые занимало похоронное бюро, потребовались медицинскому учреждению для выполнения своих прямых функций.
Тем не менее, никакого закона, который бы запрещал оказывать ритуальные услуги прямо в больнице, сейчас в Латвии нет.
Совет по конкуренции направил результаты своего исследования в Госконтроль и другие правоохранительные органы. Больницам же рекомендовано оценить, является ли лечебное учреждение подходящим местом для бюро ритуальных услуг, а также разъяснить персоналу клиник, что подработка в похоронных бюро — не слишком этичное занятие для сотрудника больницы.