RSS Распечатать

Как будут лицензировать ритуальные услуги

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОКАЗАНИЮ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг (далее – деятельность по оказанию ритуальных услуг).

2. Лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг осуществляется органом государственного лицензионного контроля и надзора субъекта Российской Федерации на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Лицензированию подлежит деятельность по оказанию следующих видов ритуальных услуг:

1) организация похорон;

2) транспортирование останков умерших;

3) предпохоронное содержание останков умерших;

4) подготовка тел умерших к погребению;

5) захоронение останков, праха умерших;

6) эксгумация и перезахоронение останков, праха умерших;

7) услуги по кремации останков умерших.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются:

а) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

в) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований правил оказания ритуальных услуг и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

д) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

е) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах, об их стоимости в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов - Заявление о выдаче разрешения по установленной форме на осуществление вида деятельности, который планирует осуществлять заявитель.

Копии учредительных документов (устава с указанием вида деятельности, на который предоставляется разрешение).

Копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица либо индивидуального частного предпринимателя.

Справку о постановке на учет в налоговых органах (если юридический адрес соискателя вне территории Москвы, то справку о постановке на учет по месту регистрации и месту осуществления деятельности).

Документы о соблюдении заявителем указанных в приложениях к настоящему Положению требований для осуществления соответствующего вида деятельности и т.д.), указанные в части 1 и 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:

а) при осуществлении деятельности по организации похорон:

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, установленным федеральным законодательством санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за осуществление деятельности по организации похорон.

- документы, подтверждающие квалификацию сотрудников

Наличие телефонной связи для приема и координации выполнения заказов.

б) при осуществлении деятельности по транспортированию останков умерших:

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных транспортных средств (автокатафалк, транспортный катафалк, катафальные носилки), принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям. В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за деятельности по транспортированию останков умерших.

- документы, подтверждающие квалификацию сотрудников

в) при осуществлении деятельности по предпохоронному содержанию останков умерших:

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, установленным федеральным законодательством санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального, холодильных камер) и иных установок, соответствующих установленным требованиям; в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании тележек-транспортеров, секционных столов, инструментов, средств гигиены; в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за деятельности за организацию предпохоронного содержания останков умерших.

- документы, подтверждающие квалификацию сотрудников

г) при осуществлении деятельности по подготовке тел умерших к погребению:

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, установленным федеральным законодательством санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании останкохранилищ, холодильных камер оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании тележек-транспортеров, секционных столов, приборов для бальзамирования, инструментов, расходных материалов (бальзамирующие вещества, косметика), средств гигиены;

в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за деятельность по подготовке тел умерших к погребению, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям.

- документы, подтверждающие квалификацию сотрудников

д) при осуществлении деятельности по захоронению останков, праха умерших:

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных по захоронению останков, праха умерших, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств и оборудования, обеспечивающих подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения;

в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных транспортных средств (автокатафалк, транспортный катафалк, катафальные носилки), принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям;

в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, оборудования, средств защиты труда для проведения работ по захоронению останков, праха умерших. В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- наличие у Соискателя на праве собственности, аренды или другом законном основании не менее двух единиц катафального транспорта (автокатафалки, тележки, сани). В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

е) при осуществлении деятельности по эксгумации и перезахоронению останков, праха умерших:

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за деятельность по эксгумации и перезахоронению останков, праха умерших, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств и оборудования, обеспечивающих подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения;

в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных транспортных средств (автокатафалк, транспортный катафалк, катафальные носилки), принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям;

в случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, оборудования, средств защиты труда для проведения работ по захоронению останков, праха умерших. В случае представления договора аренды имущества, лицензия выдается на срок не более срока аренды, указанного в договоре.

ж) при осуществлении деятельности по кремации останков умерших:

- заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, установленным федеральным законодательством санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- документ, содержащий сведения о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата), работников, ответственных за деятельность по кремации останков умерших, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

- заключение государственной экологической экспертизы о соответствии крематория для осуществления деятельности по кремации останков умерших;

- копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального, кремационного оборудования, останкохранилищ, холодильных камер) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям. копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств и оборудования, обеспечивающих подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения;

з) опись прилагаемых документов.

6. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

8. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

9. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

10. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

11. В рамках проведения проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, межведомственное информационное взаимодействие в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", осуществляется:

а) с Федеральным казначейством для получения сведений об уплате государственной пошлины;

б) с Федеральной налоговой службой для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) с Министерством внутренних дел Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.

12. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного лицензионного контроля и надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

13. Принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

14. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

15. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

16. Информация по вопросам лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием адресов электронной почты, по которым пользователи этой информации могут направлять запросы по вопросам лицензирования.

Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.

17. Сведения о лицензировании деятельности по оказанию ритуальных услуг, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:

1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;

2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг (далее - сводный федеральный реестр лицензий);

3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований правил оказания ритуальных услуг и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

18. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, установленных часть 3 статьи 42 Федерального закона «О похоронном деле в Российской федерации». С 1 мая 2015 г. формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

19. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ведет сводный федеральный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 г. - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

20. Лицензирующий орган ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляет в электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Формат информационного взаимодействия по представлению таких сведений определяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

21. Сведения в сводный федеральный реестр лицензий вносятся Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней после получения указанных сведений от лицензирующих органов.

22. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для получения разрешения на деятельность по оказанию ритуальных услуг юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны отвечать следующим требованиям согласно приложениям (перечень требований необходимо обсуждать с соответствующими специалистами в данной отрасли и может корректироваться с учетом сложившейся ситуации в каждом субъекте РФ).

Приложение 1

1. Для получения разрешения на агентскую деятельность (деятельность по организации похорон; запрос и получение документов в отношении умершего (погибшего); заключение договора на организацию похорон) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны отвечать следующим требованиям:

1.1. Владеть на законном праве объектом похоронного назначения, обеспечивающим полный комплекс услуг по организации и проведению похорон (далее Похоронный дом), отвечающим требованиям, указанным в настоящем Приложении.

1.2. Владеть на законном праве объектом похоронного назначения, помещениями или группой помещений в его составе, в которых осуществляется хранение останков умерших или погибших, причина смерти которых установлена, и подготовка их к погребению (далее – Трупохранилище).

1.3. Владеть на законном праве не менее 2 специальными автомобилями для перевозки тел умерших с места смерти в патологоанатомическое или танатологические отделения и 3 специальными автомобилями, предназначенными для перевозки гроба, отвечающими требований, указанным в настоящем Приложении.

1.4. Иметь в штате похоронных агентов, отвечающих требованиям, указанным в настоящем Приложении.

1.5. Наличие круглосуточной Справочной службы, обеспечивающей постоянное информирование заинтересованных лиц.

2. Для получения разрешения на осуществления агентской деятельности Похоронные дома должны соответствовать следующим условиям:

2.1. В части размещения:

Размещение Похоронных домов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53107-2008, МГСН 4.11-97и других нормативных документов, действующих на территории Москвы.

Отвод земельных участков для строительства Похоронного дома производится на основании утвержденного генерального плана застройки административных округов города по согласованию с администрацией города вне СЗЗ Московского водопровода в соответствии с СН 2.1.4-031-95 «Зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Москвы».

Допускается размещать Похоронные дома на территории действующих, закрытых или вновь проектируемых кладбищ.

Строительство Похоронных домов без мер соответствующей защиты вблизи объектов с повышенным шумовым режимом эксплуатации (аэропорты и т.п.), а также вблизи объектов, распространяющих неприятные запахи, не допускается.

Территория для строительства Похоронных домов не должна непосредственно примыкать к дорогам с интенсивным транспортным движением.

К каждому Похоронному дому следует предусмотреть самостоятельные подъезды с раздельными полосами движения. Подъезды не должны проходить через трамвайные пути и неохраняемые железнодорожные переезды.

Размещение Похоронных домов на территории медицинских учреждений не допускается.

2.2. В части благоустройства территории:

Озеленение и благоустройство территорий Похоронных домов должно проектироваться в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР» и главы 4 «Ландшафтно-рекреационная территория» СНиП 2.07.01-89.

На участках Похоронных домов необходимо предусматривать озелененную зону «моральной защиты» шириной не менее 20 м, стоянку автокатафалков и автотранспорта, благоустроенные места встречи участников похорон, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

2.3. В части зданий и сооружений похоронного обслуживания

При проектировании Похоронных домов необходимо учитывать требования ВСН 62-91 по обеспечению доступности их для инвалидов и маломобильных групп населения.

Запрещается устраивать лестницы на путях движения процессий с гробом при входе в здания похоронного назначения.

Уровень пола при входах и выходах из Похоронного дома должен быть на одном уровне с дорогой у зданий или должен быть оборудован пандус, примыкающий к Похоронному дому.

Рекомендуемые состав и площади основных помещений Похоронных домов.

Учитывая то, что в России правостороннее автомобильное движение, а в Москве для перевозки гроба с телом и людей, участвующих в похоронах, используются катафалки-автобусы, подъездная дорога к главному входу крематория должна подходить с правой стороны.

При Похоронных домах требуется наличие складских помещений для похоронных принадлежностей, склад должен вмещать не менее 200 гробов.

Пропускную способность одного ритуального зала Похоронного дома определяется из расчета 1 час на проведение одного обряда прощания при ежедневной односменной работе кроме праздничных и санитарных дней.

2.4. В части архитектурно-планировочные решения Похоронных домов

Помещения для людей, участвующих в похоронах, должны быть изолированы от помещений, предназначенных для работы обслуживающего персонала, и обеспечивать звукоизоляцию от санузлов и вентиляционных установок.

Все помещения для посетителей рекомендуется размещать на одном уровне пола. Помещения для санитарно-гигиенической и парикмахерской подготовки умерших, помещения для одевания, укладывания в гроб и косметической подготовки умерших, охлаждаемые помещения для предпохоронного сохранения умерших и технические помещения допускается размещать в цокольном этаже.

Минимальное количество залов прощания – два.

Входная и обрядовая группы помещений должны планировочно обеспечить одновременное пребывание в двухзальном здании четырех процессий при полной визуальной изоляции и недопущение их пересечений и встреч на протяжении всех подготовительных и обрядовых этапов процесса.

Каждый зал прощания Похоронного дома должен иметь собственный вестибюль и гардероб.

Помещения для ведущих ритуалы прощания (церемониймейстеров), комнаты родственников, оказания медицинской помощи, комната священнослужителя должны иметь удобную связь с вестибюлями и залами прощания.

Минимальная площадь зала прощания – 30 метров. В залах прощания Похоронных домов должно быть предусмотрено:

катафалк для установки гроба;

место для установки крышки гроба;

место для установки венков и вазонов;

государственные символы: Герб России, Герб города и т.п. (на стене рядом с катафалком);

места для съемных (переносных) религиозных символов;

кафедру для выступающих;

места для сидения родных и близких (переносные).

Трупохранилище на территории Похоронного дома должно обладать холодильными камерами минимум на 60 тел умерших

Между помещениями санитарно-гигиенической, парикмахерской, косметической подготовки умерших к обряду прощания, их одевания и укладывания в гробы и комнатой для родственников должен быть предусмотреть шлюз, оборудованный вытяжной вентиляцией.

Высота залов прощания не менее 4,2 м.

Не допускается устройство порогов в дверных проемах на пути перемещения тележек с гробами. Ширина проемов должна быть не менее 2,4 м.

Высота коридоров в группе технических помещений должна быть не менее 2,5 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

Ширину коридоров следует принимать не менее:

в обрядовой группе помещений (залы прощания, места нахождения родственников) - 2,4 м;

в части санитарно-косметической подготовки тел умерших и хранения останков - 1,8 м.

Ширина помещений и коридоров на пути передвижения людей с гробом должна быть не менее 2,4 м.

На территории Похоронных домов не могут располагаться помещения для патологоанатомических исследований и судебно-медицинских экспертиз.

На территории Похоронного Дома должен быть предусмотрен гараж для катафального транспорта. Минимальные размеры гараж из расчета один катафалк на один зал прощания.

2.5. В части экологические и санитарно-гигиенические требования

Спуск в канализацию, на открытые площадки, в канавы, кюветы, траншеи неочищенных стоков не допускается.

2.6. В части водоснабжения и канализации

Здания похоронного назначения должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода, внутренней системой канализации и водостоками в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85.

Расчетный расход воды на наружное пожаротушение следует принимать не менее 100 л/сек, расход воды и количество струй для внутреннего пожаротушения принимаются на основе СНиП 2.04.01-85.

Подводку горячей воды следует предусматривать к умывальникам, раковинам, душевым сеткам и секционным столам.

Водоразборные краны и трапы следует предусматривать в следующих помещениях:

приемной;

холодильных камерах;

помещениях для подготовки умерших к обряду;

Здания Похоронных домов должны оборудоваться системой внутренних водостоков с отводом воды в наружную ливневую канализацию, а при отсутствии последней - на отмостку у здания.

2.7. В части отопления и вентиляции

Отопление и вентиляцию Похоронных домов следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91.

Нагревательные приборы отопления в залах прощания, вестибюлях, демонстрационно-торговых залах, следует устанавливать в нишах, в подпольных каналах и закрывать декоративными решетками.

Приточной системой вентиляции следует обеспечивать помещения залов прощания и вестибюлей, душевых и санузлов, холодильных камер.

Рециркуляция воздуха в залах прощания применять не допускается.

Помещения вентиляционных камер, компрессорных, машинных отделений холодильных камер не допускается размещать смежно с залами прощания.

Не допускается предусматривать транзитную прокладку воздуховодов через помещения залов прощания и холодильных камер в другие помещения.

Уровни допустимого звукового давления следует принимать согласно СНиП II-12-77 «Защита от шума».

2.8. В части холодоснабжения

Для снабжения холодом охлаждаемых камер необходимо использовать фреоновые холодильные машины непосредственного испарения, а также холодильные шкафы.

Охлаждаемые камеры следует размещать по возможности одним блоком, устраивая входы в них через тепловые шлюзы.

Высота камер от пола до низа выступающих конструкций в чистоте должна составлять не менее 2,4 м, но не более 3,5 м. Если высота этажа, где размещаются охлаждаемые камеры, более 3,5 м, то камеры следует перекрывать самостоятельными перекрытиями, над которыми должно быть свободно вентилируемое пространство.

Транзитный пропуск через охлаждаемые камеры труб отопления, водопровода, канализации, газа, а также воздуховодов общей вентиляции здания не допускается.

Площади помещений для холодильных агрегатов следует принимать по приложению 13.

Холодильные агрегаты следует размещать в отдельных помещениях, смежных с холодильными камерами; агрегаты должны иметь металлическое ограждение с дверцей высотой не менее 1,5 м.

Запрещается размещать холодильные агрегаты в тамбурах холодильных камер.

2.9. В части электротехнических устройств

Электротехнические установки Похоронных домов должны соответствовать требованиям настоящей главы, а также «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ).

2.10. В части связи и сигнализации

Похоронные дома должны быть оборудованы телефонной связью и дополнительными линиями для формирования компьютерных сетей, сигнализацией - охранной и противопожарной, внутренней селекторной связью.

В Похоронных домах должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализацию в соответствии с НПБ 110-96 и СНиП 2.08.02-89.

Приемные устройства системы сигнализации следует размещать на первом этаже здания в помещениях с постоянным пребыванием персонала.

Для оповещения людей о пожаре следует предусматривать системы оповещения о пожаре в соответствии с НПБ 104-95.

2.11. В части противопожарных требований

Похоронные дома следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 и СНиП 2.01.02-85.

Автоматической пожарной сигнализацией оборудуются: в Похоронных домах все помещения, кроме холодильных камер, санитарных узлов, душевых;

Здания Похоронного дома назначения оборудуются аварийным освещением.

3. Для получения разрешения на осуществления агентской деятельности Трупохранилища должны соответствовать следующим условиям:

3.1. В части персонала:

В числе сотрудников трупохранилища должно быть, как минимум, 2 специалиста в области санитарно-косметических услуг, отвечающих следующим требованиям:

Образование медицинское, не ниже среднего специального

Опыт работы санитаром морга от 3-х лет

Обязательное обучение – 2 месяца. 1 раз в три года обязательное подтверждение квалификации – 2-х недельные курсы.

3.2. В части оснащения:

В трупохранилище должно быть предусмотрено наличие холодильников для хранения не менее чем 60 трупов

Планировка дверных проемов и конструкция дверей в трупохранилище, в предсекционной, секционной, комнате для одевания и в траурном зале должны обеспечивать свободный пронос носилок и проезд каталок с трупом.

В помещении для хранения трупов должна быть холодильная установка и лифт (если хранение трупов размещено не на одном этаже с секционной) для подачи трупов в секционную.

Для трупов должны быть лежаки размером 1,8 x 0,6, или полки, или особые сейфы.

Для персонала патологоанатомического отделения и морга обязательно должна предусматриваться душевая комната

Стены и перегородки должны устраиваться из водостойких неорганических материалов.

Стены и полы всех помещений должны быть непроницаемы для грызунов, гладкими, без щелей. Все углы и места сопряжения стен, пола и потолка в помещениях должны быть закругленными, без карнизов и декоративных украшений.

Стены кабинетов должны быть покрыты масляной краской до половины высоты, а стены секционной, предсекционной, комнаты для хранения трупов и санитарного узла - иметь панели, облицованные глазурованными плитками.

Полы в секционной, препараторской, предсекционной и комнате для хранения трупов должны быть покрыты водонепроницаемым материалом, легко очищаемые и выдерживающие частое мытье дезинфицирующими растворами и должны быть ровными, без порогов, выступов, удобными для транспортировки трупов на каталках. Пол в секционной должен иметь сток в канализацию или в специальный приемник для сточных вод из отделения.

3.3. В части вентиляции

Расчетная температура и кратность обмена воздуха в помещениях…

Независимо от наличия приточно-вытяжной вентиляции должны быть оборудованы во всех помещениях легко открывающиеся откидные фрамуги или форточки.

Каталки, носилки в другие приспособления для транспортировки трупов должны иметь металлические, легко очищаемые и дезинфицируемые покрытия.

4. Для получения разрешения на осуществления агентской деятельности специализированные автомобили должны соответствовать следующим условиям:

4.1. Разрешение на перевозку тел умерших от исполнительных органов города Москвы

4.2. Транспортное средство для перевозки тела умершего с места смерти в патологоанатомическое или танатологические отделения должно быть оснащено:

герметичной перегородкой между салоном для водителя и пассажиров и отсеком для трупов;

пол, потолок и боковины отсека для трупов должен быть отделаны нержавеющей сталью;

конструкцией, позволяющей обеспечить герметичность отсека для трупов;

отсек для трупов должен быть оборудован дренажем для слива (для проведения санитарной обработки);

вытяжной вентиляцией в отсеке для трупов;

носилками для перемещения и фиксации трупов в отсеке для трупов транспортного средства;

бактерицидной лампой в отсеке для трупов;

при наличии окон в отсеке для трупов они должны быть затонированы.

4.3. Транспортное средство для перевозки гроба с телом (автокатафалк) должно быть оснащено:

оборудованием для облегчения погрузки, выгрузки гроба;

оборудованием для фиксации гроба во время движения транспортного средства;

мягкими сидениями для участников похорон (сопровождающих лиц);

бактерицидной лампой;

материалами отделки, позволяющими обеспечивать уборку и дезинфекцию транспортного средства

4.4. Возраст транспорта: не более 7 лет.

4.5. Наличие сертификата соответствия на переоборудование в катафальный транспорт

5. Для получения разрешения на осуществления агентской деятельности похоронные агенты должны соответствовать следующим условиям:

5.1. Образование не ниже среднего специального;

5.2. Опыт работы – в ритуальной сфере от 6 месяцев;

5.3. Программа обучения – разовое обучение 308 академических часов согласно базовой программы.

5.4. Программа обучения – повышение квалификации. 1 раз в три года. Обучение 72 академических часа.

5.5. Программа профессиональной переподготовки по специальности: «похоронный агент»

5.6. Прием заказов на организацию похорон Похоронные агенты должны производить на территории похоронных домов, а также в специализированных похоронных офисах, которые должны соответствовать следующим требованиям:

Похоронный офис не может располагаться на территории морга для патологоанатомических исследований и судебно-медицинских экспертиз.

На территории Похоронного офиса не могут располагаться площади для организации церемоний прощания, санитарно-косметической подготовки тел умерших и т.д.

На территории Похоронного офиса запрещается организация и проведение каких-либо действий с телом умершего.

Похоронный офис предназначается только для заключения договоров с родственниками умершего (или иными лицами, взявшими на себя организацию похорон) на организацию похорон. Также на территории Похоронный офис может находиться выставка ритуальных принадлежностей с тем, чтобы родственники умершего могли выбрать необходимые предметы ритуала.

Похоронный офис не разрешается размещать ближе 100 м от жилых зданий, лечебных, детских, спортивных и культурно-просветительских учреждений.

В Помещение Похоронного офиса должны быть не менее 2-х изолированных комнат для оформления заказов площадью не менее 12 метров каждая. Общая площадь Похоронного офиса не менее 70 метров.

Приложение 2

1. Для получения разрешения на санитарно-косметические услуги юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны отвечать следующим требованиям:

1.1. Наличие трупохранилища, отвечающего требованиям, изложенным в Приложении 1

1.2. Наличие, как минимум 2 сотрудников, занимающимся санитарно-косметической подготовкой тел умерших

2. Перечень минимальных требований к сотрудникам, занимающимся санитарно-косметической подготовкой тел умерших

Образование медицинское, не ниже среднего специального

Опыт работы санитаром морга от 3-х лет

Обязательное обучение – 204 академических часа. 1 раз в три года обязательное подтверждение квалификации – 2-х недельные курсы.

Базовая программа профессиональной подготовки по специальности: «танатопрактик»…

Программа профессиональной переподготовки по специальности: «танатопрактик»…

Приложение 3

1.1. Наличие гаража, отвечающего санитарно-эпидиамилогических требований, обеспечивающем возможность уборки и дизенфекции транспортных средств.

1.2. Наличие как минимум 2 специальных автомобилей для перевозки тел умерших с места смерти в патологоанатомическое или танатологические отделения и 3 автокатафалков, отвечающий требований к катафальному транспорту, изложенным в Приложении 1.

1.3. Водитель специального транспорта должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

1.4. Проведение контроля технического состояния специальных транспортных средства перед выездом;

1.5. Проведение технического обслуживания и ремонта специальных транспортных средств;

1.6. Проведение обязательной уборки и дезинфекции транспортного средства после каждой перевозки тела умершего;

1.7. Прохождение водителями специальных транспортных средств предрейсового медицинского осмотра   


Источник

07.07.2015


 


Криорус

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae