Кладбища двух крупнейших городов Греции – Афин и Салоников – переполнены. В качестве временной меры правительство ввело аренду могил. Однако и эта мера, как показывает практика, не решает проблемы.
Георгиосу Влассису пришлось проделать путь в 500 километров из Афин на Корфу, чтобы предать земле останки своего отца. Они были упакованы в жестяной контейнер после эксгумации на кладбище Зографу в греческой столице.
"Мне пришлось объяснять сотрудникам аэропорта, что они увидят внутри", - рассказал Влассис Би-би-си.
Конечным пунктом его путешествия было частное кладбище на Корфу, где прах его отца в итоге обрел последнее и постоянное пристанище.
История Георгиоса Влассиса не редкость в Греции.
Городские кладбища Афин и Салоников, двух крупнейших городов Греции, переполнены. Поэтому захоронения на городских кладбищах – всего лишь временное пристанище.
Поскольку в стране нет крематориев, могилы используются многократно. Власти сдают участки на городских кладбищах в аренду.
Хоть аренда могил и не является чем-то необычным для Европы, греческий подход по-своему уникален.
Как правило, участок дается в аренду на три года. По истечении этого срока родственников покойного приглашают на эксгумацию останков.
После этого им предлагают или заплатить за хранение в общем склепе, или захоронить останки на региональном кладбище вдали от больших городов, где нехватка земли ощущается не так остро.
Если же никто из родственников не присутствует на эксгумации, то кости растворяют в химикатах, а останки помещают в общую могилу.
Влассис не смог поехать и отправил своего представителя наблюдать за процессом. То, с чем он столкнулся, оказалось типичной историей для многих греков.
"Оказалось, что тело не растворилось. Можете себе представить? Это было ужасно", - рассказывает он.
"Так что они закопали его заново, но уже лишь под тонким слоем земли. Когда я вернулся спустя несколько месяцев, тело разложилось, - продолжает Влассис. - Тогда они положили кости в пластиковую коробку и отдали мне. Мой родной отец в пластиковой коробке".
Строжайше запрещено
Георгиос Влассис говорит, что его отец предпочел бы кремацию и чтобы его прах был развеян над морем. Однако Греция остается единственной континентальной страной в ЕС, где крематориев нет.
Несмотря на то, что практика кремирования покойных была законодательно закреплена еще в 2006 году, все попытки построить их сталкивались с возражениями со стороны местных властей и Греческой православной церкви.
Церковь рассматривает кремацию как насилие над человеческим телом и запрещает верующим обращать тела в пепел.
Это приводит к тому, что крещеным в православие приходится отклоняться от церковного учения и выезжать за границу, чтобы кремировать умерших родственников.
Антоний Алакиотис основал Комитет за кремацию в Греции. Когда ему было 14 лет, он присутствовал на эксгумации тела своего отца. Именно поэтому он возглавил движение против строгих правил захоронения.
"Для молодого человека потерять своего отца, а потом пережить подобное – очень тяжелый опыт. Мне уже 60, но за прошедшие годы ничего не изменилось", - говорит он.
Алакиотис уверен, что кремация не только улучшит ситуацию с переполненными кладбищами, но и уменьшит финансовое бремя, ложащееся на родственников покойного.
"Для семей умерших это будет более дешевым вариантом. Аренда могилы на три года обходится в 2500 – 3000 евро, кремация стоит в два раза дешевле", - говорит он.
Би-би-си обратилась за комментариями к Православной церкви Греции, однако ответа так и не получила.
Последняя воля
Мэр города Салоники Яннис Бутарис также хотел бы иметь альтернативу неприятной и негуманной, как он говорит, системе аренды могил.
В прошлом году министерство окружающей среды приняло его петицию по внесению поправок в действующие нормы и снятию ограничений, касающихся мест для размещения крематориев.
"Последняя редакция закона разрешает строить крематории вне территории кладбищ, что открывает возможности для их постройки. В настоящий момент мы ищем место и, конечно, финансирование для целого проекта", - говорит Яннис Бутарис.
Священный Синод греческой церкви осуждает поправки к закону как попытку "изъять веру из каждого аспекта жизни".
Священникам даны указания не совершать обряда отпевания над теми, кто выбрал кремацию.
Тем не менее Бутарис намерен все же продавить свои планы и открыть полноценный крематорий в Салониках уже в 2016 году.
В начале этого года сам Бутарис был вынужден кремировать тело своей умершей матери за границей.
Он считает строительство крематория не только признаком демократического общества, но и практичным решением сложившейся проблемы.
"На повестке дня свобода распоряжаться собственным телом, - говорит он. – Это выбор, свобода, сравнимая с той, которой обладает человек, решивший стать донором органов".