MEMENTO MORI. Выставка гравюр в Красноярске

18.12.2010
В залах Красноярского художественного музея имени Сурикова в 2010 году прошла выставка гравюр и литографий “Memento mori”, на которой сибирякам также были продемонстрированы траурные платья прошлых веков. Данная выставка - совместный проект Красноярского художественного музея, Новосибирского музея мировой погребальной культуры и частного коллекционера Сергея Якушина, устроителя международного художественного конкурса в Москве "Тема смерти в современном искусстве".

Уникальная экспозиция гравюр XVII–XIX веков из частной коллекции Сергея Якушина, посвящена теме смерти, погребения, траура. Среди авторов 150 гравюр — известные европейские художники: Жерар Одран, Корнелий Блумарт, Джованни-Баттиста Пиранези, Бернар Пикар и Джон Огастес Аткинсон.

Уникальность коллекции заключается в ее тематическом единстве. Латинское выражение “memento mori” (помни о смерти) – это напоминание о бренности бытия и о необходимости жить в соответствии с заповедями Христа, не заботясь о накоплении материальных благ.

Тема Смерти, связанная с одним из неотъемлемых аспектов существования человека, одна из самых древних и распространенных в изобразительном искусстве. Ее иконография обширна и включает в себя целый ряд отдельных тем, объединяющих сходные сюжеты. Многие из них воплощены в показанных на выставке произведениях: это смерть в разных ее видах; трагические моменты, когда человек ощущает ее приближение и когда душа покидает тело; изображения церемониалов, созданных людьми для изъявления скорби; евангельские и библейские сцены. Гравюры, запечатлевшие эти мотивы, имеют не только художественную ценность, но и являются также историческими документами, отражающими религиозные взгляды, социальные отношения и моду прошлых веков.

Кроме того, на выставке представлены реконструкции траурных платьев XVIII–XIX веков Новосибирского музея мировой погребальной культуры. Фешенебельные платья 19 века с огромными кринолиновыми юбками, посвящены разным этапам траура. В основном это платья для траура в первый год после смерти близкого, когда платья и аксессуары (веера, шляпы, вуали, палантины, сумочки, пенсне, медальоны, кольца, браслеты) исполнены в черном. Реконструкция проводилась на основе различных источников: старинных гравюр, изображающих похоронные процессии, рисунков из модных журналов (траурная мода была неотъемлемой частью моды повседневной). Некоторые платья были воспроизведены по известным картинам. В работе приняли участие художники из Новосибирска, Екатеринбурга, Иркутска, Москвы, Ярославля, Кемерово, Санкт-Петербурга. Исторической реконструкцией занимались дизайнеры, театральные мастерские, в частности - школа-студия театра МХАТ.

До показа выставки в Красноярске экспозиция побывала в пяти городах России: Москва, Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк. Во всех городах выставка произвела положительный резонанс, как среди рядовых зрителей, так и в среде профессиональных художников.

Пресс-центр Музея мировой погребальной культуры, Новосибирск
graphics036.jpg








graphics038.jpg










graphics046.jpg









graphics054.jpg




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика