Смерть императора. Образ скорби в русском медальерном искусстве

22.12.2010

Как один из вечных жизненных вопросов, тема смерти получила свое отражение и в медальерном искусстве. По сути, такие медали семантически и концептуально во многом соответствуют принципам памятника-надгробия, поскольку их задача – увековечить личность и подвести некий жизненный итог посредством смыслового и композиционного совмещения слова и изображения. Надпись здесь – это эпитафия. Самые оригинальные произведения в этом ряду были посвящены смерти российских императоров.

В целом, медальерное искусство прошло долгий и сложный путь развития. Со времен римского императора Адриана оно переживало периоды как забвения, так и необычайной популярности. В средневековой Европе этот вид искусства возродил Пизанелло. В конце XVII века медаль впервые появляется и в России при царе-реформаторе Петре I. В 1925 году была отчеканена медаль на его смерть. Это стало началом традиции выпуска медальерных произведений по почившим в Бозе правителям Российского государства. Вообще, с XVIII века, как правило, 2 момента жизни каждого из них запечатлевались в медали – это взошествие на престол и смерть.

На петровской медали изображена женская фигура – персонификация России – оплакивающая потерю своего благодетеля. Она сидит на берегу моря и в слезах провожает тело Петра, которое уносит на небо ангел Славы с кусающей собственный хвост змеей в руке (атрибут вечности). У ног покинутой России разбросаны знаки просвещения и процветания – итоги деяний умершего императора. Возникает невольная ассоциация этого образа со вдовой царя Екатериной I. Легенда на реверсе медали звучит так: «ВИЖДЬ КАКОВУ ОСТАВИХЪ ТЯ». Несомненно, главный акцент здесь ставится не столько на тему оплакивания умершего, сколько на констатацию результатов его правления. Он оставил страну просвещенной сильной морской державой, на что указывает надпись. Данное медальерное произведение подводит итог целой эпохи, значимого отрезка российской истории. Перед нами еще и ярчайший пример искусства барокко. Фантастический сюжет трактуется здесь с поразительным натурализмом. В соответствие с духом и вкусом эпохи, художник старается как можно достовернее представить аллегорию, изобразив тело умершего Петра в руках ангела.

На смерть императоров и императриц чеканились также и жетоны, которые раздавались во время похорон. Если разработкой медали на смерть императора занималась специальная комиссия, а эскизы потом утверждались новым правителем, то жетоны чеканились в срочном порядке, поэтому изображения на них скупы и оперируют несколькими стандартными символами. Например на лицевой стороне петровского жетона изображен гроб под короной и императорским балдахином. Надпись лаконична: «ОБЩАЯ ПЕЧАЛЬ». Все здесь просто и емко, но в то же время с императорским величием. Задача изображения – констатация факта. Впоследствии многие жетоны отчеканенные в XVIII и XIX веках копировали так или иначе именно этот первый.

Взошедшая на престол Екатерина I пережила своего супруга всего на 2 года, скончавшись в 1727 году. Ни медалей, ни жетонов на ее смерть на Санкт-Петербургском монетном дворе не чеканили. Сейчас, к сожалению, невозможно точно сказать, почему так произошло. Вероятно сыграли роль и скорая смерть императрицы, ее назкое происхождение и то, что наследником ее стал внук Петра I, Петр II Алексеевич. Он был сыном казненного царевича Алексея, старшего сына императора Петра Великого от его первой жены, с которой тот развелся ради Марты Скавронской, будущей Екатерины I.

Вскоре, в 1730 году скончался юный император Петр II. По этому случаю были отчеканены два типа медалей, большая и малая. На первой он изображен подобно своему деду в латах и лавровом венке. Несомненно, художник, исполнивший штемпель для этого портрета, героизировал образ, изобразив Петра Алексеевича далеко не юношей, а вполне зрелым, полным сил мужем. На оборотной стороне этого варианта медали изображены семь кипарисов – символов вечной памяти, на которых висят щиты с именами усопших братьев и сестер Петра II. Практически все они скончались незадолго до него. Все надписи сделаны на латыни – общепонятном, универсальном языке всего просвещенного мира. Перевод их звучит емко и трагично: «ПОСТОЯННЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ. УВЫ, СКОЛЬКО ПОБОРНИКОВ ЛИШИЛСЯ ТЫ, О НАРОД РУССКИЙ». Более точно нельзя было бы выразить главную мысль, что с кончиной Петра II страна потеряла не только императора. Случилось самое страшное – прервалась мужская династическая линия Романовых. Это не медаль, демонстрирующая некий итог жизни, поскольку император умер в столь юном возрасте и не успел сделать что-либо значимое. Здесь выражена прежде всего скорбь по судьбе самой России, которая потеряла нечто большее: спокойствие и стабильность. Отсутствие прямого наследника еще глубже ввергало страну в пучину интриг и дворцовых переворотов.

Описанная медаль оперирует языком государственной аллегории и представляет это печальное событие в масштабах истрии всей страны. Вторая, меньшая медаль, имеет несколько частный характер. Она выражает скорбь по человеку, а не правителю. Малая медаль на смерть Петра Алексеевича, кажется, наполнена даже меньшим трагизмом. Перед нами вполне традиционная для Европы композиция: в центре алтарь с пылающим сердцем и рука провидения, его забирающая; с одной стороны – ангел, держащий погашенный факел жизни с щитом под короной, на котором надпись по латыни: «НЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ, РАВНОГО ПЕЧАЛИ», а с другой – кипарис с гербом Москвы (Петр умер и погребен именно в Москве). Легенда, звучащая как эпитафия, взята из Вергилия: «ПРИШЕДШЕЙ РАДОСТИ ПОЗАВИДОВАЛ РОК». Страна, только что обретшая молодого и полного сил императора, слишком быстро и неожиданно его потеряла, погас огонь совсем еще юной жизни – вот концепция этой медали.

На смерть Анны Иоанновны в 1740 году также были отчеканены две медали. С большей из них была связана интереснейшая в истории медальерного искусства ситуация. Она изымалась и уничтожалась, поскольку содержала изображение младенеца Иоанна VI Антоновича, наследника Анны Иоанновны, которого через несколько месяцев свергла Елизавета Петровна, дочь Петра Великого и Екатерины I. Даже хранение данной медали считалось государственным преступлением и трактовалось как акт протеста. Она стала «жертвой» резкой смены политической конъюнктуры эпохи интриг, заговоров и борьбы за власть.

На реверсе этой «криминальной» медали представлена сидящая на облаке императрица Анна Иоанновна, венчающая короной ребенка (Иоанн Антонович), которого держит на руках фигура России. Данная аллегория лишена трагического звучания. Согласно девизу: «ТАКО ПЕЧАЛЬ НАРОДА УТОЛИЛА», Анна Иоанновна, как истинное воплощение добродетели и материнской любви, не позволяет своему народу горевать, указывая им на источник надежд и их будущего процветания, на младенца Иоанна. Пафос произведения ярко иллюстрирует главный универсальный тезис преемственности монархической власти: «Король умер – да здравствует король», в котором нет места ни скорби, ни слезам.

Малая медаль на кончину Анны Иоанновны решена, как и положено, вне исторического контекста. На ней изображен гроб императрицы, который осыпают цветами персонификации трех добродетелей и парящая над ним Слава. Девиз-эпитафия звучит так: «БЛАГОЧЕСТИЕМ, МУДРОСТЬЮ И МУЖЕСТВОМ БЕССМЕРТНА».

Медаль на смерть Елизаветы Петровны композиционно и семантически перекликается и с медалью ее отца Петра Великого, и кузины Анны Иоанновны. Елизавета изображена здесь в расцвете зрелой красоты. Художник постарался, прежде всего, передать ее неотразимую женственность. На реверсе представлен возносящийся на небо дух императрицы, роняющий скипетр, который падает к щиту с вензелем ее наследника Петра III. Справа, внизу изображены плачущие дети, держащие герб Российской империи. Они аллегоризируют убитый горем русский народ. И в этой медали тезис преемственности воплощен в мизансцене символической передачи власти и в девизе: «В НЕМ НАЙДЕШЬ И МЕНЯ И ДЕЛА» (в нем, т.е. Петре III).

Павел I решил не чеканить большую медаль «государственного» масштаба на смерть своей матери. На кончину Екатерины II создавались только малые медали и жетоны. Но их отличает высочайший художественный уровнь, поскольку именно при этой императрице данный вид искусства в России достиг своего расцвета. На одной из них императрица представлена в шлеме как богиня мудрости Минерва, а на оборотной стороне изображена плакальщица и гений смерти с косой рядом с пирамидовидным памятником.

В декабре 1796 года Павел I совершил грандиозную политическую акцию, устроив совместное погребение только что умершей матери и эксгумированных останков отца. В первый и последний раз в истории Российской империи медаль чеканилась не на смерть императора, а на его погребение. При этом на аверсе медали помещен портрет самого Павла Петровича, а на оборотной стороне изображены два гроба Екатерины II и Петра III на фоне пирамиды с их портретами под двуглавым орлом. По сторонам стоят муза Истории и богиня мудрости Минерва. Надписи сделаны на латыни: «В СМЕРТИ СОЕДИНЕНЫ» и «НЕСЛЫХАННЫЙ ПРИМЕР СЫНОВНЕГО ДОЛГА». Это полностью отражает идеологическую программу медали. Новый император видел в погребении родителей акт торжества справедливости. Он хотел продемонстрировать не только своим поданным, но и всему миру, что не собирается продолжать неверную, с его точки зрения, политику матери и что путь к процветанию России будет прокладываться в несколько ином направлении.

Впоследствии из-за известных обстоятельств гибели самого Павла Петровича выпуск жетонов и медалей на его кончину не производился. Медаль 1825 года на смерть его сына, императора Александра I была создана замечательным русским художником, графом Федором Толстым. Сдержанными пластическими средствами стиля ампир, используя минимальный «набор» предельно ясных символов, художник создал вневременной образ гения. На лицевой стороне антикизированный пошейный профильный портрет императора-триумфатора в лавровом венке, заключенный в кольцо из кусающей себя за хвост змеи, знак вечности. На оборотной стороне изображено всевидящее око (несомненное влияние масонской символики) и эпитафия: «НАШ АНГЕЛ В НЕБЕСАХ». Ф. Толстому удалось воплотить универсальную концепцию героя, великого человека поистине вселенского масштаба вне эпох и государственных границ.

Интересный исторический факт: в Польше, которая после наполеоновских войн окончательно вошла в состав Российской империи, было выпущено беспрецедентно большое количество жетонов в честь почившего в Бозе Александра Павловича.

Медаль 1855 года на смерть императора Николая I ближе по стилю академической школе. На лицевой стороне пошейный портрет царя под всевидящим оком, а на оборотной – сияющий православный восьмиконечный крест над полумесяцем. Именно в это время полумесяц под крестом стал трактоваться не как символ Богородицы и евхаристической чаши, а как знак победы христианства над исламом. Надпись на медали усиливает семантику изображения и звучит так: «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ». Несомненно, это был важный идеологический ход в условиях позорнейшего проигрыша в Крымской войне. Медаль наполнена стоическим пафосом гордого приятия трагических обстоятельств и христианской смиренной надежды на конечное торжество справедливости как на земле, так и в Царствие небесном. Композиция, несомненно, следует главному внутриполитическому тезису николаевского времени: «православие, самодержавие, народность».

Медаль на смерть императора Александра II, возможно, самая эмоциональная в ряду себе подобных. Это было вызвано страшными обстоятельствами его мученической кончины в результате террористического акта народовольцев 1 марта1881 года. На лицевой стороне профиль царя-освободителя осеняют всевидящее око и пальмовая ветвь - символ торжества и славы христианских святых, а на реверсе изображена коленопреклоненная персонификация России, кладущая на гроб императора лавровый венок. Рядом рыдающий ангел с гербовым щитом. Композиция наполнена символами: лавровые и дубовые ветви, знаки победы и доблести, свитки, книги и разорванные цепи. Все здесь должно напомнить зрителю о деяниях Александра-освободителя, о грандиозных преобразованиях и реформах, изменивших все стороны жизни страны. Надпись на медали дополняет трагический образ торжественными нотами триумфа истинного величия: «БУДЕТ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВО ВЕКИ».

Последние медали в данном ряду отчеканены на смерть Александра III в 1994 году. Они демонстрируют некоторый кризис медальерного искусства вообще и развития данной темы в частности. Тупиковость академической стилистики и влияние реализма лишают медаль на данном этапе художественной образности.

На этот раз была возрождена традиция выпуска большой и малой медалей. На первой из них погрудный портрет императора в мундире при всех орденах выглядит несколько тяжеловесно. Образ заключен в кольцо кусающей себя за хвост змеи, но этот символ плохо читается и в большей степени выступает здесь как декоративный элемент. На оборотной стороне изображена плачущая над гробом фигура России и ангел с указующим в небо перстом. Снизу композиция обрамлена пальмовыми, лавровыми и дубовыми ветвями, а сверху надпись по-старославянски: «БЛАЖЕНИ МИРОТВОРЦЫ: ГАКО ТИ СНОВЕ БОЖИИ НАРЕКУТСЯ». Эти слова отражают прозвище императора «миротворец», поскольку годы его правления прошли без войн. Он сумел оставить свою страну в относительно благополучном состоянии.

В меньшей медали, как и в подобных произведениях XVIII века, нет столько пафоса. Александр Александрович изображен в повседневном мундире и шинели, а на другой стороне мы видим крылатого Гения, прислонившегося к обелиску с датой смерти самодержца. Этот юноша гасит одной рукой факел жизни, а другой рукой держит венок из маков, аллегоризируя собой начало вечного сна. Надпись исключительно информативна, сообщает о дате рождения царя и его взошествии на престол.

Рассмотрев ряд медалей на смерть российских императоров, видно, что, прежде всего, они передают отношение к этому трагическому событию с точки зрения государственной политической ситуации. Типологическая разница между большими и малыми медалями подобна отличительным особенностям парадного и кабинетного портретов. Малые медали можно сравнивать с такими же произведениями, выпущенными на кончину не коронованных особ, которые крайне редко создавались в России. Нужно учитывать очень высокую цену производства медальерного произведения и то, что XVIII веке на это требовалось высочайшее дозволение. Следовательно, отчеканить собственную медаль могли себе позволить не только богатейшие семьи России, но и влиятельные, приближенные к трону. Как правило, именно государство в лице правителя было заказчиком медалей в честь частного лица.

Медали на смерть российских императоров – один из интереснейших примеров того, как искусство соединяет и преображает казалось бы несовместимые философские понятия государственной идеологии, политики и конца человеческой жизни. В XVIII веке эти произведения мелкой пластики не только отмечали конец эпохи и жизни, но и вставали в начальной точке нового этапа истории. Мы видим, что XIX век уже несколько стесняется и отстраняется от формулы «король умер – да здравствует король», и во второй половине этого столетия на медали уже доминирует аллегория скорби, медаль совершенно перестает «обнадеживать» зрителя. Хотя здесь есть одно исключение – это жетон на смерть Николая I, на котором аверс с портретом почившего императора сопровождается легендой «МЫ ТЕБЯ НЕ ЗАБУДЕМ», а реверс с образом Александра II – надписью «БОЖЕ ЦАРЯ ХРАНИ».

Набор символов, использованных в рассмотренных медалях ограничен. Он полностью соответствует общеевропейской традиции и перекликается с набором знаковых элементов надгробия. Это лавровые, пальмовые, реже дубовые ветви и венки, цветы, в частности незабудки, маки и розы, кипарисовые деревья, скорбящий ангел, перевернутый факел, кусающая себя за хвост змея, пылающее сердце, пирамидовидное надгробие и обелиск. Можно сказать, что все они не потеряли своей актуальности, используются и прекрасно читаются даже в наши дни. Если говорить о применении языка символов и аллегорий, который непременно присутствовал в жизни и искусстве XVIII и даже XIX века, то сегодня он широко используется исключительно в погребальной культуре.

САРЫЧЕВА МАРИЯ,
Музеи Московского Кремля



1.jpg




2.jpg




3.jpg




4.jpg





6.jpg




7.jpg
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика