Этика донорства и торговля органами

29.04.2013
В конце января в иерусалимском Центре по этике прошла конференция "Этика донорства и торговля органами", затрагивающая тему торговли органами, взятых у живых людей, и возможности решения проблемы острой необходимости в органах для трансплантации критическим больным.

На конференции присутствовали специалисты в области медицинской этики, религиозных толкований, юриспруденции и медицины.
 
Профессор Габриель Гурман, председатель национальной комиссии по трансплантации, представил материал о потребности в органах для пересадки в настоящий момент. Он сравнил процент семей, согласившихся в Израиле на донорство  (9-10 %) от погибших, что одно из самых низких в мире, с аналогичным показателем в Испании (80 %). И это потому, что в Испании, если при жизни человек не заявил о несогласии изъятия у него органов, то можно использовать его органы после его смерти.
 
Председатель комиссии по законодательству Министерства здравоохранения, специализирующийся по этой теме о трансплантации, сказал, что иногда возникает отставание между развитием науки, технологии и нормами, принятыми в обществе, и существующим законодательством. Он сказал, что в Израиле пересадка органов от живого человека (например, почки родственнику) имеет узаконенный порядок, включающий комиссию по проверке донора и причин согласия на эту операцию.

А вот тема использования органов от умерших решена частично, в законодательстве от 1953 года. Поэтому есть необходимость в обновлении существующего законодательства в Парламенте. По поводу "торговли органами" в Израиле, есть положение: "Израиль не позволяет торговлю органами на территории своей страны, но относится к этому иначе, когда речь идет о других странах".
 
Об отсутствии мотивации к пожертвованию органов говорил доктор Даниель Шперлинг из юридического колледжа г. Нетания. Он провел исследование причин отказа пожертвовать органы после смерти человека. Он обнаружил, что жертвование органа или органов, может пробудить тревогу в самочувствии человека. Могут возникнуть сомнения: как будет проявлять себя этот орган в теле и душе другого человека.

У донора может быть чувство потери части себя самого, потеря своей целостности. В мыслях жертвователя, его орган это не только набор живых клеток, это еще и существо, включающее часть его души и его качеств. Поэтому, жертвование органов - это не просто подарок определенного набора клеток, есть в этом акте что-то очень глубокое и значимое.
Доктор Яков Лави, основатель и руководитель отделения трансплантации сердца в медицинском центре Шива, выступил с докладом об изъятии органов для пересадки у приговоренных к смертной казни в Китае. Он задал вопрос: "Не являемся ли мы соучастниками преступления, прежде чем оцениваем такое с этичной точки зрения?". Доктор Яков Лави

Он впервые столкнулся с подобным фактом, когда один его больной получил очередь на трансплантацию сердца за месяц до операции, с указанием даты и часа, что доказывает, что речь идет не об автокатастрофе или естественной смерти. С тех пор он стал расследовать эту тему. В настоящий момент Яков Лави считает своим долгом донести до сведения общественности данные о преступлениях, связанных с пересадкой органов Китае.  

Со временем, ему становилось все понятнее, что тысячи органов для пересадки в Китае добывают из живых людей, содержащихся в заключении. Это позволяет китайским больницам в кратчайшие сроки получать необходимые органы для продажи.  Д-р Лави привел в качестве примера краткое изложение доклада, представленного в Американском Сенате. Он отметил, что Китай - единственная в мире страна, где у приговоренных к смерти изымают органы.

В заключение, он представил фильм со свидетельствами Килгура и Мэйтаса. Г-н Дэвид Килгур, бывший Госсекретарь Канады по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и Дэвид Мэйтас, международный адвокат-правозащитник, опубликовали в июле 2006 года отчет о своем независимом расследовании, в котором они подтверждают, что факты извлечения органов для продажи у живых практикующих Фалуньгун в Китае, к сожалению, верны.
 
Что можно сделать
 
Учитывая непредвиденные обстоятельства, связанные с донорством органов от живого человека, все выступавшие сошлись во мнении поощрять людей подписываться под пожертвованием органов после их смерти. Поощрять семьи погибших жертвовать органы умершего члена семьи.
 Профессор Авиноам Рехес. Фото: Александр Гуревич/Великая Эпоха

Профессор Авиноам Рехес, председатель комиссии по медицинской этике и организатор этой конференции, пригласил выступить по этому вопросу своего коллегу, профессора Амоса Шапиро из тель-авивского университета, зав. кафедрой "Законодательство и этика в биомедицине". Шапиро сказал, что извлечение органов у живого человека оправдано лишь тогда, когда нет другого выхода.

Торговля органами не имеет никакого отношения к таким случаям. Он посоветовал поощрять факт добровольного пожертвования органов от погибших и умерших. Например, тому, кто подпишет согласие на пожертвование органов после смерти, можно дать приоритет в очереди на трансплантацию, или материальную помощь семье, в случае его кончины, или помощь в оплате медицинских расходов и т.п., тогда не будет причины для торговли органами, взятых у живых людей.
 
Все присутствующие на конференции, включая лекторов, были единодушны в том, что "китайский вариант" решения проблемы - неприемлем. В своих выступлениях они осудили "торговлю органами" как таковую и пришли к выводу, что необходимо изыскать другие пути решения проблемы трансплантации.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика