В мире существует несколько десятков музеев старинных катафалков, похоронных дрог, конных лафетов. Такие музеи главным образом частные. Особенно много коллекционеров в США и Англии. Коллекционированием катафалков занимаются также музеи, члены Европейской Ассоциации музеев смерти. Недавно в Европе открылся новый музей катафалков. Он расположен в Мадриде и размещается в гараже самого крупного похоронного дома. Новый музей стал вторым в Испании музеем катафальной техники. В Барселоне также действует уникальный музей конных похоронных экипажей. Предлагаем рассказ о новом мадридском музее.
Уважаемые читатели журнала «Похоронный дом»!
Рад вас приветствовать от имени ассоциации испанских похоронщиков, которую я возглавляю последние несколько лет. С вашим интересным журналом я познакомился 6 лет назад, когда издатель Сергей Якушин приехал ко мне в гости в муниципальный похоронный дом Мадрида. С тех пор у нас дружеские и плодотворные контакты. Больше 10 раз мы проводили для российских похоронщиков учебные семинары, организованных журналом.
Теперь я радуюсь тому, что если в предыдущие приезды коллег из России мы говорили о наших планах по созданию музея катафалков и показывали всего несколько машин, то сейчас реставрация завершена, и музей полнокровно работает. В нем представлены все собранные нами старинные машины во всей красе.
Этот большой и важный культурный проект осуществило наше теперь уже акционерное предприятие похоронных услуг совместно с факультетом изящных искусств университета Комплутенсе Мадрида. Эти десять драгоценных машин и катафалков были восстановлены в намеченные сроки. Уровень, на котором была проведена их реставрация, оценивается специалистами как очень высокий.
Реставрация десяти похоронных машин, возраст некоторых из них более ста лет, была произведена в пристройках кладбища Ла Альмудена. Художественная привлекательность, иногда цвет, огромная работа, связанная с резьбой по дереву, и скульптурный комплекс каждой машины в отдельности, выполненные в конце XIX — начале XX века, дают представление о том, с какой пышностью обставлялись похороны вплоть до недавнего времени. Если сегодня большее значение имеет действенность и сдержанность, люди стремятся провести похоронную процессию незаметно, то в начале века цель была иная.
В то время, когда использовались эти средства передвижения, меньше всего люди стремились к тому, чтобы быть незаметными. Похоронная процессия не могла потеряться в пробке, как это может быть сейчас, она превращалась в своего рода эффектный и блестящий парад благодаря этим повозкам, выполненным в модернистском и неоготическим стилях. Само шествие с гробом превращалось в пышную процессию в стиле барокко, к чему испанцы так привычны.
Эти повозки, какими их увидела в первый момент Аймара Санчес, координатор реставрационных работ, работающая в контакте с директором проекта Карлом Перейрой Прадо, приехали на своих собственных колесах, то есть их моторы были в состоянии привести их в движение. Но в большинстве случаев их прекрасные деревянные фигуры были изъедены шашелем, у некоторых из них отсутствовали целые куски, на потолках была облуплена краска. Некоторые элементы были полностью утеряны безвозвратно, кое-где виднелось несколько слоев краски, причем один слой перекрывал другой, так как работники похоронных услуг стремились задержать ход времени безо всякого учета и уважения к художественной ценности объекта. Некоторые структуры были повреждены настолько, что представляли опасность для жизни.
У одного катафалка, например, подгнила одна колонна, подпиравшая потолок.
Трансформация, которой подверглись эти повозки и автомобили, их реставрация под руководством факультета изящных искусств Мадридского университета Комплутенсе явились магическим жонглерством, смешанным с терпением, виртуозностью, самоотдачей и мастерством. В результате всего этого рухлядь превратилась в настоящие произведения искусства, достойные восхищения.
Эти реликвии окружены многочисленными историями. Вот, например, автомобиль, в котором должны были везти алькальда Мадрида — одного из самых любимых народом Энрике Тьерно Галана — в его последнее пристанище, был заменен на катафалк, запряженный лошадьми, которых привезли по этому случаю из Барселоны.
Или маленькое подсобное помещение, куда приходили на работу работники кладбища из Лас Вентас, потому что трамвай ходил только до площади, где происходил бой быков. Рассказывают, как однажды кучер убил мулов, чтобы забрать деньги, которые ему дали на покупку корма для этих благородных животных.
Также имеется похоронная машина, где некие Тони Лебланк и Антонио Осорес, совсем юные, участвовали в кинофильме «Шулера». Остались и изумительные детали от экипажей, как, например, пробки от радиаторов, которые заканчиваются термометрами, по которым кондуктор мог определять температуру воды в радиаторе, или невообразимые пробки, которые заканчиваются фигурками херувимов. Здесь есть и прекрасные росписи, имитирующие дерево, и атланты в одном из автомобилей, выполненные в модернистском стиле.
Прадедушками современных мерседесов были американские автомобили. Линкольны и Штуденбаке импортировались из-за океана, а здесь подвергались переделке. Их удлиняли, чтобы соорудить платформы, на которые можно было ставить катафалки, выполненные в стиле барокко.
Очень трудно было найти документы: и те, которые относятся к автомобилям, и те, которые относятся к повозкам, несмотря на то что неоднократно предпринимались попытки в муниципальных архивах. Коллектив реставраторов руководствовался скульптурными работами, чтобы определить стили — от неоготического до позднего модернизма, а также художественные тенденции, которые были в моде в конце XIX — начале XX века. Удивительно, но эти повозки и катафалки работали вплоть до недавнего времени. На одном из них сохранилось ветровое стекло. За этот катафалк платили налог до 1967 года.
Реставрация заключается не в том, чтобы отреставрировать предмет так, чтобы он выглядел как новенький, как будто только что вышел из мастерской, чтобы он выглядел как в тот момент, когда им перестали пользоваться. Каждый реставратор берется реставрировать только те части, которые испорчены настолько, что могут бесповоротно испортить весь объект. Реставрация — это работа, которая требует времени, терпения и творческого подхода.
На одной из машин, например, нужно было отреставрировать часть приподнятой пластинки, отремонтировать ее таким образом, чтобы выглядела эта пластинка не очень новой, чтобы гармонировала со всем остальным. Вырисовывать маленькие трещинки от руки – дело длительное, то же самое происходит с кожей на сидениях, куда нужно доставить новые кусочки и придать им такой вид, чтобы он не нарушал эстетику всего ансамбля. Принимая во внимание то состояние, в котором находились части этой сложной конструкции, нужно было создать новые части. Так было в случае с потерянной пробкой от радиатора, и с многочисленными частями деревянной резьбы, реставрировать которые не представлялось возможным. Эти части были сделаны из современных материалов. Хранители всегда при этом подчеркивали, что детали поддельные и не являются оригиналами.
Запах растворителей, масляных красок, акварелей постепенно рассеивался. На кладбище Ла Алмудена оставались в надежном месте выздоравливавшие старые больные: автомобиль «Плачущая», известный под этим именем благодаря большой фигуре, склонившейся над погребальной урной и безутешно плачущей, белая повозка для безгрешных детей и подростков, безвременно ушедших из этой жизни, маленький дилижанс, которым пользовались работники кладбища Ла Альмудена...
Все они в конечном итоге являют собой пышный симбиоз эпохи романтизма, где смерть обставлялась с великолепием и роскошью, где все было несколько броско и ярко, театрально, и стилем барокко с одной стороны, и погребальным искусством — с другой.
Надеюсь, эта информация будет полезной для российских похоронных работников, и, может быть, кто-то в России проявит энтузиазм, займется поиском катафалков царской России и СССР. Для европейской культуры, истории техники это стало бы бесценным прибавлением.
Габино Абанадес ГУЭРЕРО, президент Ассоциации похоронных дизайнеров Испании, вице-президент FIAT-IFTA
#GALLERY#