Катафалк в обычной жизни

05.12.2013
Катафалк в обычной жизни
В истории автомобильной промышленности катафалку как транспорту, ассоциирующемуся исключительно с мрачной стороной человеческой жизни, уделено совсем немного места. А между тем автомобили, в разные годы использовавшиеся для ритуальных услуг, имеют свою весьма причудливую историю. В этом материале редакция рассказывает об истории появления этого транспорта и наиболее интересных моделях.


История

История ритуального транспорта начинается со времен появления самых примитивных повозок. Очевидно, что подобные процессии в те времена могли позволить себе только знатные и состоятельные люди: для них устраивали пышные похороны с огромными носилками, на которых располагался постамент и гроб. К Средним векам конные повозки окончательно вытеснили носилки, и тогда похороны могли себе позволить уже и люди с низким достатком. Такие повозки, как правило, украшались резьбой, позолотой и даже мемориальными стихами, посвященными умершему.

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №1.

С началом автомобильной эры похоронные бюро начали постепенно переходить на моторизированный транспорт. Первое время шла настоящая война между конными и автомобильными экипажами: сторонники первых негодовали, считая автомобиль недостойным транспортом для умерших — едет с небольшой скоростью, да еще и издает неприятный шум, оскорбляющий покойника. К тому же многие въезды на кладбище были созданы под размеры конных повозок, что долго создавало определенные трудности. Но прогресс взял свое, и к 1910-м годам ритуальные перевозки полностью перешли на автомобили. Первые катафалки-автомобили унаследовали дизайн конных повозок — делали-то их одни и те же мастера.

Изначально слово «катафалк» обозначало постамент для установки гроба. Так как в древние времена этот постамент укладывался на носилки, которые несли слуги покойного, само слово в итоге закрепилось и за транспортом.


Катафалки в США

Первые катафалки начала XX века создавали на базе легких грузовиков фирм White, Autocar и Cunningham. Представлял собой такой катафалк автомобиль с открытой кабиной, за которой был расположен кузов с направляющими для гроба и скамейками по бокам для родственников. Наиболее популярными стали катафалки на базе Packard, Cadillac и Prize Arrow. К концу 1910-х годов в США существовало уже несколько десятков компаний, которые производили около 200 машин в год. К 1930-м годам количество машин увеличилось до двух тысяч. К тому моменту в моду вошли катафалки на базе лимузинов, украшенные ангелами и разнообразной вязью.

На Аляске ввиду специфических условий погоды катафалки изготавливались на базе снегохода. В передней части на них устанавливались лыжи, на задней — гусеницы.


Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №3.

Маленькую революцию в мире катафалков произвела компания Eureka из штата Иллинойс, которая первой выпустила катафалк не с задними, а с боковыми дверями и поворотными направляющими, что существенно облегчило процесс загрузки гроба.

Современный образ катафалка появился к концу 1930-х годов, когда в моду вошли катафалки с кузовом «универсал». Именно такая машина стала своеобразным эталоном похоронной машины и чаще других упоминается в популярной культуре. Сегодня в США каждый год выпускается примерно две тысячи катафалков. Для них отделение марки «Кадиллак» выпускает специальные удлиненные шасси на базе модели Сadillac Fleetwood 75.

Для транспортировки погибших американских солдат во времена Первой мировой Aero Marine Plain and Motor Company построила специальный самолет-катафалк. Он мог вместить тело умершего и шесть пассажиров-родственников.

Известные модели

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №4.Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №5.

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №6.

Cadillac Miller Meteor, 1959 год

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №7.


Большинству людей этот автомобиль знаком по фильму «Охотники за привидениями» как Ecto-1 — именно на нем главные герои гонялись по городу за призраками. Тем не менее, машина долгое время использовалась именно в качестве катафалка и кареты скорой помощи — возможно, благодаря своим внушительным размерам — 6,2 метра в длину и 2,5 в ширину. Остальные его характеристики тоже впечатляли: двигатель V8 объемом 6,3 л обладал мощностью в 329 лошадиных сил.

katafalk_7.jpgЖители городка Йорк в Пенсильвании в январе этого года могли наблюдать необычную картину: катафалк с умершим сделал остановку в «Бургер Кинге», а его пассажиры закупились там вопперами и сэндвичами. Как оказалось, умерший — 88-летний Дэвид Кайм — при жизни был большим поклонником закусочной, и родственники таким образом решили помочь ему в последний раз навестить то место, где ему было так хорошо.



Как устроен катафалк

katafalk_13.jpgДля классического катафалка на базе «Кадиллака» изготовляется специальный автомобиль без задних окон задних дверей, сидений и багажника. Как правило, такие модели по сравнению с обычными имеют более прочные колеса и подвеску. В цехе автомобиль разрезается на две половины, которые разносят в стороны примерно на метр. К краям обеих половин приваривают соединяющие их балки. Затем на машину устанавливают стальной каркас, основу для задней двери и крыши. Потом ставят панели из стекловолокна, которые крепят сначала клеем, а потом закручивают винтами. На каркас крепится задняя дверь на мощных петлях и с углом поворота до 135 градусов. Далее автомобиль покрывают пеноматериалом и виниловой тканью. Пол укрывают прочным ламинатом. На пол крепятся специальные ролики, по которым гроб будет вкатываться в салон.

katafalk_6.jpg

Считается, что катафалки пользовались огромной популярностью у американских серфингистов 1960-х, которые частенько разъезжали на них по побережью. Причина любви к этому транспорту была проста: катафалки как правило были длиннее обыкновенного автомобиля, и в них легко помещались доски
для серфинга.

Как купить?

Несмотря на основную функцию катафалка, он остается отличным транспортом, а его характеристики могут потребоваться вам еще много для чего. Чтобы обзавестись катафалком, совсем необязательно отправляться к Аиду или устраиваться на работу в похоронное бюро. В США существует немалое количество компаний, торгующих подержанными катафалками: Heritage CoachMy HearseSpecialty Hearse и многие другие, не говоря уже о крупных аукционах вроде eBay, где тоже можно отыскать отличные предложения. Чаще всего там можно найти относительно новые модели, но нередко попадаются и «жемчужины» 1950–1960-х годов. Так, в 2011 году на eBay был выставлен на продажу редчайший Cadillac Coupe Superior 1965 года в форме пикапа. Стартовая цена автомобиля начиналась с 11 900 долларов.

Клубы любителей катафалков

Сейчас в США существуют множество клубов любителей катафалков. Наибольшей популярностью там пользуются катафалки конца 1950-х и начала 1960-х годов: Cadillac и Lincoln, но особенно — «кадди» 1959 года. Члены клубов стараются покупать свои машины подальше от родного города, чтобы не вызвать недовольство местных жителей, которые, возможно, совсем недавно в этой машине провожали в последний путь родственников. Обычно они собираются тайком в заброшенных поселках — и уже там разворачивают собственное ралли на катафалках. Полицейские, по словам самих участников клубов, побаиваются таких автомобилей и крайне редко осмеливаются их остановить.


Катафалки в России

В бывшем СССР у катафалка была гораздо более скучная история — в качестве подобных машин использовались простые грузовики, а позднее пазики — немного видоизмененные автобусы ПАЗ. Первый оригинальный катафалк был создан только в начале 1950-х годов на базе легкового автомобиля высшего класса ЗИС-110, но использовался только Институтом скорой помощи им. Склифосовского.

В 1970-е годы были построены катафалки на базе ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-114. Но широкой популярности они так и не получили и использовались в основном для похорон партийного руководства. В начале 1990-х в страну попало несколько катафалков на базе кадиллака и бьюика, но стоимость услуг была настолько высокой, что желающих воспользоваться такой машиной почти не оказалось.

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №10.

6 неординарных катафалков:

Помимо своего прямого предназначения, катафалк — это, прежде всего, просто транспорт, который может принимать любые формы в зависимости от пожеланий владельца: от суровых внедорожников до безумных стимпанк-фантазий. Несколько таких вариантов собрано на изображениях.

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №11.

 

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №12.

 

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №13.

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №14.

 

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №15.

 

Катафалк: Ритуальные авто в обычной жизни и мировой культуре. Изображение №16.



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика