В любой профессии существует основная этика первостепенной важности. Медицина, например, основополагает свою профессиональную практику на клятве Гиппократа, которая формулирует этику лечения. Закон базирует свою практику на юридической этике. Высшая этика для профессии похоронного обслуживания, как известно, основывается на уважении к умершему. Этический вопрос «Что нужно делать с умершим?» можно понять неоднозначно. Некоторые люди полагают, что умерший должен быть погребен в землю. Другие выступают за кремацию. Третьи считают, что тела умерших следует передавать в медицинские образовательные учреждения. Четвертые поддерживают идею заморозки мертвых, а пятые выступают за утопление. Шестые - за отправку в космос...
ЭТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЕРТВОМУ ТЕЛУ
Так или иначе, но главный итог в истории человечества в том, что во все века люди старались избавиться от мертвого тела как можно скорее. Во-первых, людьми двигало чувство собственной безопасности - еще в древности стало ясно, что мертвое тело может быть опасным для живых. Во-вторых, люди не могли себе позволить, не хотели наблюдать за стремительным тленом, который разрушал мертвое тело любимого и дорогого человека. Превращение близкого в бесформенную гнилую биомассу - высочайшее испытание для любого. Хотя история знает немало примеров, когда любящий муж, жена или мать не хотели расставаться с дорогим усопшим, оттягивали погребение на месяц и более. Но зловоние, неприглядный вид, здравый смысл побуждали совершить прискорбный акт похорон.
В западной культуре наблюдается позиция отрицания и пренебрежения по отношению к умиранию и смерти. В частности, современная культура чрезвычайно высоко ценит новые, глянцевые и полезные вещи, в то же время обесценивая вещи старые, изношенные и непригодные. И потому, ценность человеческого трупа зачастую низка, т. к. труп символизирует собой смерть, вызывающую отвращение у нашей материалистически поверхностной культуры, которая пытается избежать всякого видения и знания её. Кроме того, тело умершего человека представляет собой психологический и этический парадокс для людей, поскольку живое всегда притягательно, а вид мёртвого тела отталкивает. Мёртвые символизируют собой разрушение и отчаяние, а поскольку живые люди не хотят иметь дело с разрушением и отчаянием, то мы придумали тщательно выработанную систему защитных мер, чтобы помочь нам справится с этой ситуацией.
Тем не менее, уважительное отношение к умершему глубоко укоренилось в человеческой природе, и неважно, в какой степени мы проявляем наше пренебрежение, апатию или даже отвращение. Мы призываем к этическому или уважительному отношению к умершим. Такое отношение было даже у наших далёких предков - неандертальцев.
Антропологические исследования доказывают, что захоронение человеческих тел - более древняя, чем все религиозные обряды, практика, которую применяли около 60 тысяч лет до нашей эры. В Шандиарской пещере в Ираке, исследователи обнаружили трупы, украшенные лосиными рогами и лопатками. Найдена пыльца цветов, которая, вероятно, использовалась в качестве приношения умершему и скрывала неприятный запах во время похоронного ритуала. У неандертальцев обнаружены первичные поведенческие характеристики присущего нам естественного и инстинктивного побуждения обращаться с умершими с великим почтением. Эта генетически и инстинктивно обусловленная традиция, сохраняется и поныне, облагороженная нашей современной культурой и интеллектом.
Из обзора истории человечества становится понятно, что пренебрежительное отношение к умершим отчётливо представляет собой основополагающую причину снижения государственного и общественного порядка. История показывает нам, что окончательное исчезновение многих цивилизаций было предвозвещено умножением безразличия к заботе о своих умерших. Древний Рим, Древняя Греция и фашистская Германия представляют собой образцы подобных цивилизаций. Исследуя падение этих могущественных империй, обнаруживается, что отсутствие должного внимания к умершим было распостраненным. Исторические хроники говорят о том, что соблюдение обрядов, ритуалов и траурных церемоний по умершим служит в качестве замечательного примера совершенства некоторых былых культур.
Об этических, моральных и социологических последствиях пренебрежения об уходе за умершими лаконично высказался выдающийся британский премьер-министр Уильям Э. Глэдстон (1809-1898):
«Покажите мне образ действий, с каким нация заботится о своих умерших, и я с математической точностью измерю степень милосердия этого народа, его отношение к законам государства и его преданность высшим идеалам».
Эта красноречивая цитата содержит глубокую нравственную истину, и в качестве цитаты специалисты похоронного обслуживания нередко её приводят. Но неважно сколько раз упоминались эти слова, их воздействие на нашу профессию, на общество и человечество в целом никогда не иссякнет.
Распространенный вид погребения на островах колониальной Англии. Посланник мира мертвых одет в саван полумонаха - облачение полуфараона. Молодой мужчина в страхе забрался на дерево, уступая дорогу агенту смерти
ИНФЕКЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ
Гниение тела начинается сразу после смерти. Тело превращается в хозяина множества организмов. Ткани и жидкости внутри тела меняют цвет и текстуру, и с течением времени отделяются от костей. Хотя гниение - это процесс естественный, разложение порождает запахи, вызывающие всеобщее отвращение и страх заражения. Тело должно вернуться в землю или сгореть в огне. Сегодня более половины человечества предпочитают именно огненный способ избавления от мертвого тела. В некоторых культурах смерть не считается окончательной, пока тело полностью не исчезнет. Время распада зависит от внутренних факторов, таких как вес, процедуры бальзамирования, и внешних условий, таких как воздействие влаги и кислорода. В некоторых случаях трупы высыхают или претерпевают химические изменения, которые становятся причиной частичного, временного или полного сохранения. Однако, в большинстве случаев, только намеренное мумифицирование спасет человеческие останки от превращения их в пыль.
Страх заразиться от мертвых в наши дни такой же сильный, каким он был в древней Греции. Считается, что миазмы, испускаемые разлагающимся трупом, загрязняют землю и воздух. Древние римляне и кладбищенские реформаторы девятнадцатого века выступали за то, чтобы мертвых хоронили за пределами города, чтобы защитить людей от опасных испарений, поднимающихся из могил.
Посадка деревьев на кладбище должна была уменьшить количество ядовитых паров в воздухе. Несмотря на это, могильщики часто заболевали и умирали в результате контакта с мертвыми. Хьюджес Маре описывает следующее происшествие в 1773 году: «Пятнадцатого января этого года могильщик, который копал могилу на кладбище Монморенси, задел своей лопатой труп, похороненный год назад. Из могилы поднялись зловонные пары, вдохнув которые, он содрогнулся... Когда он оперся на лопату, чтобы засыпать только что выкопанную им яму, он упал замертво».
В другой раз в 1773 году в нефе церкви Сент-Сатурнин в Сали копали могилу. Во время земляных работ вскрыли ранее существовавшую могилу, из которой вырвалась такая мерзкая вонь, что все, кто находился в это время в церкви, были вынуждены ее покинуть. Сто четырнадцать из 120 детей, готовившихся к первому причастию, серьезно заболели, 18 присутствующих, включая священника и викария, умерли. Могильщик Томас Оукс умер, когда копал могилу в церкви Олдгейт в 1838 году, Эдвард Луддетт умер мгновенно, когда попытался достать Оукса из ямы.
По мере того, как люди научились лучше понимать болезнь, смерти стали объяснять холерой или чумой, которые передаются от мертвых. Те, кто работали с трупами, вскоре научились принимать меры предосторожности и бальзамирование, в качестве санитарной меры, стало набирать все большую популярность. Когда Том Дадли, капитан Мигнонетте, умер от чумы в Сиднее, Австралия, в начале 20 века, его тело завернули в простыни, пропитанные дезинфицирующим средством, и положили в гроб. Гроб наполнили серной кислотой и перхлоридом ртути, спустили вниз по реке и закопали в очень глубокую могилу.
Таких смертельных примеров - тысячи, они встречаются во всех странах, описаны на всех континентах. А специалисты по бальзамированию до сих пор защищают себя и публику от заразных трупов, однако испарения мертвых продолжают преследовать живых.
Вид погребения у аборигенов Австралии - типичный азиатский способ оставления трупа на съедение птицам - грифам в башнях Молчания (Индия) и на деревьях (Австралия)
ФАЗЫ РАЗЛОЖЕНИЯ
Запахи, испускаемые мертвым телом, весьма неприятны, их ни с чем сравнить нельзя и невозможно стереть из памяти: Это запах, от которого люди отшатываются инстинктивно, как от пощечины. Запах человеческих останков люди считают более отталкивающим, чем любое другое испытание органов чувств. Люди, которые встретились с ним в первый раз, говорят что их нос перестал чувствовать запах только через несколько недель и даже годы спустя одно лишь воспоминание об этом запахе вызывает его ощущение в полную силу. Патолог Ф. Гонзалес-Крусси замечает: «Вымойте разлагающийся труп в сладко пахнущих духах, но он все равно будет вонять гнилой мертвечиной даже на ложе, усыпанном розами». Некоторые пытаются забить запах сигарами, кофе или ментоловой мазью, которую наносят себе под нос.
Те, кто работает в скорой помощи, как и патологи, хорошо знакомы с запахами смерти и относят покойников к трем категориям: свежие, зрелые и перезрелые. Всем студентам-медикам по занятиям в анатомическом театре известно, что от запаха смерти очень трудно избавиться, но вне контекста его иногда трудно распознать. 21-летняя женщина, квартира которой была этажом выше квартиры серийного убийцы Джеффри Дамера, сказала репортерам, что часто жаловалась управляющему на запах: «Он пропитывал мою одежду, и я не могла от него избавиться, даже после ванны. Разве мы могли предполагать, что это были мертвые люди?»
Естественное разложение тела сопровождается образованием большого количества сероводорода, двуокиси серы, метана и аммиака, которые создают внутри тела и внутри гроба огромное давление. Газ, образующийся внутри тела, постепенно вызывает всплывание утонувшего тела, даже если к нему привязан груз. Когда плоть достаточно разложилась и газ имеет место для выхода, плавающее по поверхности тело может снова затонуть и со временем превратиться в скелет. Внутри мертвого тела происходят многочисленные химические изменения, одно их которых - гидролиз и гидрогенизация жиров, процесс, в результате которого мускулы, внутренности и жировые ткани заменяются легкой, мыльной, восковой субстанцией, получившей название жировоск. Запах этой субстанции обладает особой силой.
Погребальная чулпа (chulpa) имела форму треугольной пирамиды. Собирали пирамиду из не обоженных кирпичей. Иногда чулпу строили в виде обелиска. Распространена была среди народов Южной Америки, в Мексике и особенно у американских индейцев. Предварительно забальзамированные особым южно-американским способом тела укутывались в собственную одежду, поверх которой одевалось погребальное облачение с колпаком и отверстием для лица и ног. Покойников хоронили сидя по семейному кругу, «смотрящих» друг на друга. Именно такие семейные склепы обнаружили первые испанские завоеватели Южной Америки
ФИЗИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТЕЛА
Несколько факторов влияют на гниение тел, которое можно разделить на четыре стадии по состоянию трупа: свежий, раздувшийся, разлагающийся и сухой. Из практики известно, что одна неделя на воздухе равняется двум неделям в воде и восьми неделям в земле. Самый быстрый способ разложения останков - кремация, которая сокращает распад тканей до одного часа.
Если тело подвергает воздействию тепла или в момент смерти человек имел повышенную температуру, разложение будет протекать быстрее. Высокие температуры ускоряют автолиз - разрушение тканей природными энзимами тела. Тело, оставленное на волю стихий зимой, быстрей разлагается изнутри, и существует большая вероятность появления на коже пятен, плесени и обесцвечивания, потому что кожа отделяется от тела не так быстро. Одежда или саван ускоряют процесс гниения. Худые люди и те, кто умирает внезапно в полном здравии, разлагаются медленней по сравнению с другими. Глубокое захоронение также тормозит разложение. Телам, похороненным на глубине полутора метров, на превращение в скелет требуются многие годы. Забальзамированные тела могут разлагаться более медленно в течение первых шести месяцев, что зависит от количества жировых тканей. Бальзамирование может замедлить деятельность личинок и распад тела на части.
Две могилы Мистера Беч и капитана Инна в английской колонии в Малайзии. Пытаясь подражать погребальной традиции Англии, аборигены сплели надгробные корзины, символизирующие вселенную, и выложили надгробие из бамбука
СОПУТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Как и бальзамирование, негашеная известь (которая, по мнению многих, уменьшает тело еще быстрее) - это консервант. Известь реагирует с жиром тела с образованием твердого мыла, устойчивого к воздействиям насекомых и бактерий и замедляющего гниение. Различные части тела могут разлагаться с разной скоростью. В почве с высокой природной кислотностью кости сохраняются плохо, зато могут сохраниться некоторые органические останки. В основных почвах органические остатки разлагаются быстро, зато сохраняются кости. Части тела, более устойчивые к разложению, по сравнению с другими частями, включают кости, зубы, хрящи, волосы и ногти. Женская матка, очень твердый и компактный мышечный орган, считается самым устойчивым к разложению органом человеческого тела.
В жарком сухом климате тело может мумифицироваться в одних местах и разлагаться в других, особенно там, где его части прижаты одна к другой или расположены в тесном месте, откуда жидкость не может легко испариться.
Распаду тела часто помогают насекомые, если у них есть к нему доступ. Фольклор изобилует описаниями червей, пожирающих наши земные останки, как, например, в следующих двух версиях популярной английской песенки:
1. Когда по улице навстречу гроб везут
Не думаешь ли ты, и мне придет капут?
Наденут деревянную рубашку,
Опустят в яму и засыплют под завязку.
И в черепе бесчисленные черви будут жить
И станут шастать взад-вперед -
Фьюить-Фьюить-Фьюить.
2. Когда по улице покойника везут
Ты думаешь, увы, и мне придет капут
Укроют саваном и глубоко зароют
И стану я червям едою и норою.
Съедят и выплюнут мое они нутро
И станут шастать взад-вперед - хохо-хохо-хохо.
Физическая судьба тела после смерти является вполне серьезным основанием для прижизненной скромности, поскольку мухи не слишком разборчивы в отношении тел, в которые откладывают яйца. На открытом воздухе тысячи яиц откладываются ими в нос, рот, уши и в любые поврежденные области. В жарком климате личинки могут "раздеть" труп до костей примерно за 10 дней - две недели. Даже в холодном климате личинки могут выжить в тепле, образующемся при разложении трупа.
Уильям "Тендер" Русс, могильщик, которому исполнилось 61 год, пожаловался человеку, бравшему у него интервью на то, что современная погребальная служба опускает стих из Библии из Книги Иова, в котором говорится о червях, вкушающих человеческое тело. "Они говорят, такие вещи звучат отвратительно. Они, в самом деле, отвратительны. Но это нужно людям, когда они смотрят вниз, на могильную землю".
Черви служат напоминанием о смертности нашего рода, и одновременно помогают и мешают судебным антропологам, изучающим их, чтобы определить время смерти, а затем вынужденным искать вокруг ее причину. Серийному убийце Деннису Нильсону мухи служили напоминанием о жертвах, которых он разместил под половицами. Дважды в день он обрызгивал свою квартиру, чтобы убить мух, которые вылетали из разлагающейся плоти мертвых. Хотя чаще всего с мертвыми связывают личинок мясной мухи, Уолл Стрит Джорнал пишет, что чаще всего в мавзолеях и склепах встречается горбатая муха (горбатка). Такие мухи откладывают яйца на тело перед захоронением или внутри гроба. Если взрослым особям не удается протиснуться в гроб через герметично заткнутую щель, они откладывают яйца вдоль трещин, чтобы потомство могло проникнуть внутрь через нее после того, как вылупится из яиц. Имеются данные о том, что одна пара горбатых мух в могиле может произвести 55 миллионов взрослых мух в течение всего двух месяцев.
Тела, оставленные не захороненными, могут стать добычей еще большего числа видов насекомых, включая несколько видов мух и жуков.
Музей Мумий в Гуанахуато, в коллекции которого насчитывается более ста мумифицированных тел, наглядно свидетельствует о необычном отношении местных жителей к смерти. Мумии, выставленные в стеклянных витринах музея, сохранились довольно хорошо. В отличие от египетских, мексиканские мумии явились результатом сильного обезвоживания тел, а не намеренного бальзамирования. Это происходит в связи с тем, что почва в Мексике богата минеральными веществами, а атмосфера очень сухая.
Фото: poetry.rotten.com. © Все права защищены.
РЕЦИРКУЛЯЦИЯ ТРУПОВ
Несмотря на свою крайнюю непривлекательность, съедание насекомыми - это всего лишь один из способов рециркуляции трупов. Труп в качестве удобрения - тема, которой посвящено множество стихов и которая реализовалась на практике в сборе человеческих останков. В Англии в 1830-х и 1840-х годах тонны человеческих костей перемалывались на мельницах и использовались как удобрение. В Китае кости для такой цели собирали в некрополях. Экономисты девятнадцатого века видели больше пользы в кремации, а не в захоронении, зная, что пепел является отличным удобрением.
Другие требовали, чтобы кладбища были превращены в растениеводческие фермы. "Чудесные цветы, которые здесь цветут, / удобрены Герти Гриер" - так звучит самая обычная эпитафия. Многие люди просили, чтобы их похоронили в их собственных садах, однако идея о том, что тело должно превратиться в часть съедаемых нами овощей, была обвинена в каннибализме, хотя позже обвинение сняли: "После смерти, претерпевая различные превращения во время разложения, человеческое тело превращается в другие органические вещества. Эти вещества могут поглощаться растениями, и люди могут есть эти растения или их плоды. Таким образом, атомные элементы, составляющие умершего человека, могут со временем оказаться в других людях". Реальность явления "Из земли в землю" не такая заманчивая, как это стараются представить поэты. "Из пыли в пыль, они говорят. Мне смешно. Из грязи в грязь, больше похоже на правду", - сказал Уильям Русс по прозвищу «Нежный».
В то время как Омар Хайям пишет о траве, растущей из незнакомых, но чудесных губ, поэты используют образ разрушающихся женских форм, чтобы посетовать о человеческом тщеславии. "Эй, леди - накладная грудь, сумела обмануть мужчин - червей не обмануть!" - пишет Сирил Турнюр в «Оболочке смерти». Даже самые красивые и самые богатые мужчины должны распухнуть и сгнить в могиле. Распад плоти стирает все признаки индивидуальности, кроме разницы в размере костей и строении.
Английские пуритане семнадцатого века проповедовали, что тело без души будет кошмаром для тех, кто его узрит. В эпитафиях начала восемнадцатого века разложившееся тело сравнивается с воскресшими мертвыми и существованием в человеческой памяти. Трупы убирают подальше, потому что они неприятны органам чувств, а также потому, что они становятся бесполезными. Автор книги Мумии Георгес МакХаг пишет, что тела, которые не разлагаются естественным образом, было бы хлопотно иметь в ближайшем окружении, все равно, что старые консервные банки. Пластический хирург Роберт М. Голдвин, напротив, скорбит по поводу того, что "Мои человеческие полотна должны иссушиться до полного исчезновения вместе со мной". Это - тоже тщеславие, но, несмотря на все сетования, плоть растворится.
Самомумификация трупа под действием солнечных лучей
ПОВЕРИЯ И СУЕВЕРИЯ
Для некоторых людей смерть означает полный распад тела. В таких случаях траур по усопшему, по-видимому, продолжается параллельно разложению трупа, до его полного распада. В Древней Греции считали, что скорость разложения прямо пропорциональна социальному положению усопшего.
Греческая православная церковь заявила, что не разлагаются только тела отлученных от церкви. Поэтому, среди греческих проклятий есть такие как "Чтоб земля тебя не взяла" и "Чтоб ты не сгнил". Римские католики верят в то, что не гниют только трупы святых.
С точки зрения науки мумификация может произойти естественным образом при подходящих условиях, но основное правило - разложение. И в гробу, и в одном саване, тела всегда становятся пищей червям. Многие люди распоряжаются о кремации своих тел, чтобы избежать обычного хода вещей, а другие попросту стараются об этом не думать, и все равно, гниение тела после смерти, как страстно утверждают поэты, это вызов нашему земному тщеславию.
“Мертвая бабочка на живом цветке”. Даже бабочка выбирает себе место для вечного упокоения.
Фото www.migranov.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, смерть не является популярным, широко обсуждаемым вопросом, темой, на которую люди привыкли каждодневно размышлять. У самого предмета смерти начальная неопределенность. Что же касается человеческих останков, то общественный статус этого явления относится во всех цивилизованных странах к постыдным табу общества. В 1975 году известный последователь психологии смерти Элизабет Кублер-Росс писала, что смерть это «страшный и ужасный вопрос», обсуждение которого люди избегают всеми возможными способами.
Но последнее десятилетие выявило большую раскрепощенность смерти. Череп стал модным атрибутом в одежде, появилось планетарное молодежное движение «Эмо», навеянное символикой смерти. Смерть стала новой радикальной и модной темой средств массовой информации, пищей для бесконечных телепрограмм и газетных статей.
Вместе с тем, если тяжелая утрата, эвтаназия, хосписы, убийства, самоубийства прочно заняли ниши самых обсуждаемых информационных блогов, то человеческие останки, представляющие собой суть, материальное содержание благодарной памяти потомков, по-прежнему вынесены за пределы общественных интересов и ничего, кроме брезгливости, неприязни, ощущения грязи, чего-то омерзительного у большинства людей не вызывают.
Хочу надеяться, что интеллектуалы, высокодуховные, нравственные люди все же громко заявят о том, что отрицание смерти - далеко не безобидное явление. Ведь это все-равно что отрицать сам факт существования вселенной. Англичанин Джон МакМэпперсон сказал: «Отношение людей к останкам своих сородичей имеет решающее значение для понимания собственного предназначения на земле, для осознания того, что каждый из нас должен умереть. И действительно, человеческое предназначение - это нечто большее, чем приход смерти и продление жизни. Ведь тот, кто пришел на свет и начал жить, тот начал умирать.
Как хочется процитировать здесь простое правило этики: «Уступи место другим так же как другие сделали для тебя». Я за очеловеченную смерть. Но, видимо, вульгарное восприятие смерти будет жить вечно. Такие же шансы у тех, кто смерть благотворит. Хочется, чтобы последних было больше. Пока одни цинично рассуждают о том, что черви, которые поедают трупы любимого человека, будут сыты, другие пусть находят утешение в обретении вечной жизни.
СЛОВАРЬ ТАНАТОПРАКТИКА
АБСОРБЦИЯ - поглощение газа или растворенного вещества жидкостью или твердым телом.
АУТОЛИЗ (саморазрушение) - самопереваривание - распад клеток и тканей организма под влиянием содержащихся в них гидролитических ферментов. Аутолиз посмертный - происходит без участия микроорганизмов и обусловлен активизацией гидролитических ферментов в условиях сдвига реакции среды в кислую сторону; относится к ранним трупным явлениям.
АЭРОБЫ - микроорганизмы, которые могут жить и развиваться только при наличии свободного кислорода. Некоторые из них активно участвуют в процессе гниения трупа (более полное разложение молекул белка и меньшее образование зловонных веществ).
БЕЛОГЛАЗОВА ПРИЗНАК (феномен "кошачьего глаза") - один из признаков, указывающий на наступившую смерть. При сдавлении с боков глазного яблока зрачок приобретает вид узкой вертикальной щели, а при давлении сверху вниз - горизонтально удлиненной. Этот признак наблюдается уже через 10-15 минут после наступления смерти.
ГЕМАТОМА (кровяная опухоль) - ограниченное скопление крови в тканях с образованием в них полости, содержащей жидкую кровь.
ГЕМОЛИЗ (эритроцитолиз) - разрушение эритроцитов с выходом гемоглобина в плазму.
ГЕМОПЕРИКАРД - скопление крови в полости сердечной сумки (перикарде).
ГЕМОПНЕВМОПЕРИКАРД - скопление крови и воздуха в полости сердечной сумки.
ГИПЕРЕМИЯ - увеличение кровенаполнения какого-либо участка периферической сосудистой системы (например, на коже в виде покраснения).
ГИПЕРКАПНИЯ - повышенное содержание углекислого газа в крови или других тканях.
ГИПЕРТРОФИЯ - увеличение органа или его части вследствие возрастания объема или числа клеток.
ГИПОСТАЗ - застой крови в нижележащих частях тела и отдельных органов. Различают гипостаз прижизненный, агональный и посмертный. В судебной медицине - первая стадия образования трупных пятен, обусловленная стеканием крови вниз, в силу тяжести, с переполнением сосудов, особенно капилляров. На этой стадии трупное пятно при надавливании бледнеет вследствие вытеснения крови из сосудов, затем вновь окрашивается. Трупные пятна появляются через 1,5-2 часа после наступления смерти, стадия гипостаза продолжается 8-15 часов.
ГНИЕНИЕ - процесс расщепления органических, азотсодержащих, главным образом белковых, веществ в результате жизнедеятельности микроорганизмов. В судебной медицине гниение трупа относится к поздним трупным явлениям, разрушающим мертвое тело. Оптимальные условия для гниения трупа создаются при температуре окружающей среды 30-40°С и влажности 60-70%; мягкие ткани трупа могут разрушиться за 1-1,5 месяца.
ГНИЛОСТНЫЕ ГАЗЫ - вещества, образующиеся при гниении органов и тканей, содержащие метан, аммиак, сероводород, азот, углекислый газ, этил- и метилмеркаптан.
ДАВНОСТЬ ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПА - период времени, прошедший с момента захоронения трупа до момента его исследования.
ДАВНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ - период времени, прошедший с момента остановки сердца до момента осмотра трупа на месте его обнаружения или до момента исследования. Давность наступления смерти определяется по степени выраженности трупных изменений, с помощью суправитальных реакций, морфологических, гистохимических, биохимических, биофизических методов исследования органов и тканей трупа.
ДЕФОРМАЦИЯ - изменение размеров и формы тела под воздействием внешней силы (без изменения массы); упругая - если она исчезает после прекращения воздействия, пластичная - если она полностью не исчезает. При деформации в теле возникает особое состояние, называемое напряжением. Наибольшее напряжение, при котором деформация сохраняет упругий характер, называется пределом упругости. Напряжение, при котором тело разрушается, называется пределом прочности. Наиболее простые виды деформации тела: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб или кручение. В большинстве случаев деформация представляет собой совокупность нескольких видов деформаций одновременно. Вместе с тем любую деформацию можно свести к двум наиболее простым - растяжению (или сжатию) и сдвигу. Деформацию исследуют с помощью тензометрии, а также тензо-датчиками сопротивления, рентгеновским структурным анализом и другими методами.
ДУБЛЕНИЕ ТОРФЯНОЕ - вид естественной консервации трупа, возникающей при нахождении тела трупа длительное время в торфяной почве, где под воздействием гумусных (гуминовых) кислот происходит уплотнение мягких тканей и органов, окрашивание их в буро-коричневый цвет. Кожа трупа становится плотной, ломкой, приобретает темно-коричневую окраску. Минеральные соли в костях растворяются, вследствие чего последние становятся мягкими, напоминают хрящи, легко режутся ножом.
ЖИРОВОСК (трупный воск) - вид естественной консервации трупа; вещество, в которое превращаются ткани трупа в условиях повышенной влажности при отсутствии или недостаточном содержании воздуха, представляющее собой соединения жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) с солями щелочных и щелочноземельных металлов (мыла).
ЗАБРЮШИННАЯ ГЕМАТОМА - кровоизлияние с образованием скопления крови в клетчатке забрюшинного пространства (в заднем отделе брюшной полости).
ЗОНА ПЕРВИЧНОГО НЕКРОЗА - центральная (близкая к раневому каналу) часть зоны контузии тканей, погибающих в момент ранения при непосредственном контакте с ранящим снарядом или сопутствующими компонентами выстрела.
ИМБИБИЦИЯ (впитывание, пропитывание) - третья стадия образования трупных пятен, развивающаяся на вторые сутки. В этой стадии трупные пятна не бледнеют при надавливании и не перемещаются. При разрезе ткани трупные пятна равномерно окрашены в светло-фиолетовый и лиловый цвета, из сосудов капли крови не выделяются.
КОНСЕРВИРОВАНИЕ (сохранение) ТРУПА - естественные (мумификация, торфяное дубление, жировоск, замерзание) или искусственные факторы (химические - формалин, спирт), препятствующие гнилостному распаду органов и тканей трупа.
КРОВОИЗЛИЯНИЕ (геморрагия, экстравазат) - накопление крови, излившейся из сосудов, в тканях и полостях организма.
КРОВОПОДТЕК - кровоизлияние и просвечивание скопившейся крови в коже, слизистой оболочке и подлежащих тканях вследствие разрыва кровеносных сосудов от воздействия тупого предмета. В зависимости от срока образования кровоподтек имеет различную окраску, что дает возможность судить о давности его образования. Форма его указывает на особенности поверхности травмирующего предмета.
МАЦЕРАЦИЯ (размягчение, вымачивание) - набухание, размягчение и разрыхление тканей в результате длительного воздействия на них жидкостей, мацерация кожи трупа образуется под действием жидкости, чаще воды. Вначале разрыхляется роговой слой эпидермиса в виде набухания и сморщивания кожи и ее жемчужно-белого окрашивания. При длительном воздействии воды мацерированные слои отторгаются от дермы с ногтями в виде "перчаток смерти".
МУМИФИКАЦИЯ (делать мумию) - высыхание тканей трупа, создающее возможность его длительного сохранения. М. возникает только при сухости воздуха, достаточной вентиляции и повышенной температуре; образуется на открытом воздухе, в проветриваемом помещении и при захоронении трупов в сухих крупнозернистых и песчаных почвах. Интенсивность М. зависит и от массы тела. Этому процессу более подвержены трупы, имеющие слабо выраженный подкожный жировой слой. При М. труп теряет всю жидкость, масса его составляет 1/10 часть от первоначальной.
ОКОСТЕНЕНИЕ - этап остеогенеза, при котором происходит минерализация (обызвествление) межклеточного вещества. В развитии скелета наблюдаются три стадии: соединительно-тканная, хрящевая и костная. Эти стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, большинства костей лица и др. Различают следующие виды окостенения: эндесмальное, перихондральное, периостальное, энхондральное.
Эндесмальное - происходит в соединительной ткани первичных костей с появлением островка костного вещества (ядро окостенения) и лучеобразным распространением (например, формирование теменной кости).
Перихондральное - происходит по наружной поверхности хрящевых зачатков кости при участии надхрящницы. Дальнейшее отложение костной ткани идет за счет надкостницы - периостальное окостенение.
Энхондральное - совершается внутри хрящевых зачатков при участии надхрящницы, которая выпускает отростки, содержащие сосуды, внутрь хряща. Костеобразовательная ткань разрушает хрящ и образует островок - ядро окостенения.
Энхондрально окостеневают позвонки, грудина, эпифизы длинных трубчатых костей конечностей; перихондрально - основание черепа, диафизы длинных костей конечностей и др.
ОКОЧЕНЕНИЕ ТРУПНОЕ - абсолютный ранний признак смерти, уставляет собой своеобразное состояние мышечной ткани в виде уплотнения и укорочения мышц, фиксирующее труп в определенной позе. Проявляется шляется в первые 2-4 часа после смерти одновременно во всех группах мышц, однако, как правило, по нисходящему типу: окоченевают прежде всего жевательные мышцы, затем мышцы шеи, туловища и верхних конечностей и в последний очередь - нижних конечностей. Определяется во всех группах мышц через 12-18 часов после смерти, достигая максимума через 20-24 часа, и удерживается несколько суток, после чего разрешается. Оно развивается и в гладкой мускулатуре. Каталептическое окоченение трупное возникает в момент наступления смерти и сохраняет первоначальную позу трупа (например, при разрушении продолговатого мозга). Окоченение трупное позволяет судить о давности смерти, фиксирует посмертную позу умершего, дает возможность решать вопрос о перемещении трупа и изменении его позы.
ОСТАНКИ КОСТНЫЕ - кости трупа, оставшиеся после полного или частичного распада мягких тканей и органов под влиянием естественных процессов (гниения, разрушения насекомыми и их личинками, мелкими грызунами и крупными животными, хищными рыбами, членистоногими, птицами и др.). Могут сохраняться столетиями, являются объектом судебно-медицинского исследования.
При обнаружении О.к. устанавливается принадлежность какому-либо человеку, пропавшему без вести, т.е. устанавливается личность умершего. С этой целью определяют анатомические особенности останков костных, видовую их принадлежность, пол, возраст, расу, рост, особенности строения тела по костям и пр. Пол, возраст, расу определяют по костям черепа, таза, состоянию зубов, другим костям, рост - по длинным трубчатым костям, причем возможно определить рост по фрагментам костей. Конкретная личность устанавливается по частным признакам - аномалиям анатомического строения, особенностям зубов, следам перенесенных травм и заболеваний и пр. Исследованные повреждения на костях могут указать на причину смерти. Существующие методы исследования останков костных позволяют определить давность захоронения трупа.
Судебно-медицинская экспертиза по останкам костным проводится в медико-криминалистическом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы.
ПНЕВМОТОРАКС (воздух в груди) - проникновение воздуха через поврежденную грудную стенку или из поврежденного легкого и скопление ею между легочной и пристеночной плеврой, одно из грозных осложнений и проявлений травмы груди. При этом легкое спадается, межплевральная щель превращается в полость.
Различают П. полный и частичный, одно- и двусторонний; травматический, хирургический, спонтанный и искусственный. Травматический П. бывает открытым, закрытым и клапанным. При закрытом П. воздух, попавший в полость плевры, вскоре рассасывается (300-500 мл воздуха рассасывается в течение 2-3 недель). При открытом и клапанном П. развивается тяжелый симптомокомплекс сердечно-сосудистых и дыхательных расстройств, картина плевропульмонального шока, ведущего в ближайшие часы после ранения к смерти раненого, если ему не оказана медицинская помощь.
ПТОМАИНЫ (мертвое тело, труп) - трупные яды, алкалоидоподобные вещества, образующиеся в процессе гниения белковых веществ. К ним относятся: холин, нейридин, триметиламин, кадаверин, путресцин, сарпин, мидалеин, мидин, мидатоксин. Считают, что различные П. появляются в трупе при его гниении не одновременно, а в определенной последовательности, что требует от эксперта соблюдения осторожности при исследовании трупов.
ПЯТНА ТРУПНЫЕ - абсолютный признак смерти. Представляют собой скопления крови в нижележащих отделах тела, возникающие вследствие силы тяжести, с переполнением мелких сосудов, капилляров и просвечивания крови сквозь кожу, синюшно-серого или синюшно-багрового цвета. Появляются они обычно через 1,5-2 ч после смерти.
В своем развитии П.т. проходят три стадии: гипостаз, стаз и имбибицию что дает возможность определить давность наступления смерти. Кроме того, П.т. указывают на положение тела после смерти, на количество крови в трупе; окраска их дает возможность выдвинуть определенную версию смерти (например, на отравление угарным газом указывает ярко-красная окраска П. Т.); позволяют установить факт перемещения трупа, иногда решить другие важные для следствия вопросы.
РОДЫ ПОСМЕРТНЫЕ - выдавливание плода через родовые пути из матки трупа беременной женщины газами, образовавшимися при гниении.
ТАНАТОЛОГИЯ (учение о смерти) - наука, изучающая процесс умирания, смерть, ее причины и проявления. Судебная Т. - раздел танатологии, входящий в компетенцию судебных врачей, - изучает все виды насильственной смерти и скоропостижную смерть.
ТЛЕНИЕ - процесс разложения белков при доступе воздуха, небольшом количестве влаги и преобладании аэробных бактерий, один из видов гниения. Т. проходит интенсивнее обычного гниения, с более полным окислением и сопровождается относительно небольшим образованием дурно пахнущих газов.
ТРУП (кадавер) - мертвое тело человека (или животного), один из объектов судебно-медицинской экспертизы, вскрытие трупа обычно производят не ранее чем через 12 часов после смерти.
ЦИАНОЗ (темно-синий) - синюшная окраска кожи и слизистых оболочек, обусловленная высоким содержанием в крови восстановленного гемоглобина.
ЭМФИЗЕМА ТРУПНАЯ (вздутие) - растяжение органов и тканей трупа в результате образования и проникновения в рыхлые ткани и подкожную основу газов, образовавшихся в результате гниения. Давление газов в брюшной полости может достигать иногда 2 атм.
Сергей ЯКУШИН, Президент Ассоциации крематориев и производителей кремационной техники, издатель журнала «Похоронный дом»
Другие статьи на тему «Почтительное отношение к мертвому телу» читайте в номерах журнала «Похоронный дом» № 1, 2003; №4-5, 2004; №8-9, 2004; № 1-2, 2006; № 3-4, 2006; №7-8, 2006; № 9-10, 2006, №4-5, 2007; № 6-7, 2007.
Статья проиллюстрирована гравюрами английских художников XIX века из собраний Новосибирского музея погребальной культуры.