«Неудивительно, что люди умирают на рабочем месте!» Орские трамвайщики уверяют, что вынуждены трудиться на износ, причем за копейки

25.08.2021
«Неудивительно, что люди умирают на рабочем месте!» Орские трамвайщики уверяют, что вынуждены трудиться на износ, причем за копейки

Как уже сообщал Урал56.Ру, 11 августа в Орске, на остановке 9 января, прямо на работе умер водитель трамвая. Вагон в то время, когда у пожилого мужчины прихватило сердце, стоял – если бы это произошло во время движения, все могло бы быть еще хуже…

Этот случай вызывал возмущение со стороны работников «Орскгортранса» (бывшего трамвайного управления). К нам в редакцию пришли бывшие и нынешние работники муниципального предприятия, которые заявили, что это не стало для них неожиданностью – люди, говорят они, работают на износ, нагрузки сумасшедшие, а оплачивается этот труд очень скудно.

Обратившиеся к нам трамвайщики попросили не называть их имен – причины понятны. Мы записали их претензии, а потом отправили официальный запрос в МУП «Орскгортранс» и попросили прокомментировать сведения, предоставленные работниками.

Людей меньше, работы – больше

Первая и главная претензия работников «Орскгортранса» – запредельные нагрузки:

Людей катастрофически не хватает. Работаем без выходных, постоянно звонят и просят заступить в чужую смену, потому что на рейс выходить некому. В нарядах пишут: «без обеда». Вообще, у нас считается, что водитель должен за месяц наезжать по 160-168 часов. Это как бы ставка, база. Но по факту и 300 часов – не редкость. То есть перерабатываешь, получается, в 2 раза почти от рекомендованных норм. При этом в вагоне нет ведь ни кондиционера, ничего. Железная коробка, под солнцем раскаляется, тут же оборудование работает. В кабине водителя где-то градусов на 10 жарче, чем на улице. К концу смены даже у молодых сердце еле бьется…
Работник МУП «Орскгортранс»

Мы отправили запрос на имя исполняющего обязанности гендиректора «Орскгортранса» Сергея Бобылева и попросили сообщить, как изменилась численность персонала предприятия за последние 10 лет. Вот что он нам ответил:

На 31.12.2010 численность работников предприятия составляла 903 человека, из них рабочих 820 человек, ИТР 83 человека. На 31.12.2020 численность работников предприятия составляла 436 человек, из них рабочих 387 человек, ИТР 9 человек. Средняя численность водителей трамвая в 2010 году составляла 174 человека, в 2020 году – 66 человек. За 2010 год на линии отработано 221869 часов, в 2020 году – 100869 часов.
Сергей Бобылев
И.о. гендиректора МУП «Орскгортранс»

Проведем элементарные вычисления. В 2010 году 174 водителя «накатывали» 221869 часов, то есть на одного приходилось в среднем 1275 часов. В 2020 их численность сократилась до 66 человек, но и объем работы упал – в общей сложности 100 869 часов. На каждого в 2020 году приходилось в среднем 1528 часов – то есть на 250 часов больше, чем 10 лет назад. Нагрузка на каждого водителя увеличилась на 20% – это, конечно, очень много.



Орский трамвай


Как оплачивается тяжелый труд?

Итак, работать трамвайщики (во всяком случае, водители) стали больше. Что же они получают за эту работу? Сами водители утверждают, что зарплаты упали:

Сейчас, если ты «накатываешь» по 300 часов в месяц, получаешь где-то 24 тысячи, может, 25. При этом недавно еще, году в 2018-19, за тот же объем работы выходило 28 тысяч. Зарплаты «просели» очень заметно…
Работник МУП «Орскгортранс»

Однако официальные данные, предоставленные нам руководством предприятия, указывают на то, что зарплата чуть подросла за последний десяток лет – даже с учетом инфляции:

Средняя зарплата водителя трамвая в 2010 году составляла 8292 руб., в 2020 году – 20468 руб.
Сергей Бобылев
И.о. гендиректора МУП «Орскгортранс»

Рост, вроде бы, очевиден; но, как мы знаем, и цены за эти 10 лет выросли ого-го… Как же узнать, больше стали получать трамвайщики или меньше?

Правительство Оренбургской области ежеквартально издает один и тот же документ: «Об установлении величины прожиточного минимума». Специалисты собирают данные по актуальным ценам на продукты первой необходимости, коммунальные услуги, билеты на транспорт и т.д., и на основании этих данных формируют минимум: с такими деньгами в кармане – теоретически – прожить можно. Систему эту много критикуют, говорят, что цифры сильно занижены, но все же… Итак, в 2010 году прожиточный минимум составлял 4781 рубль, то есть зарплата водителя трамвая включала в себя 1,73 прожиточного минимума. В 2020 ПМ установлен в размере 9938 рублей, то есть зарплата водителя – это 2,05 прожиточного минимума. То есть, выходит, зарплата за последние 10 лет все же выросла – на 18%, чуть поменьше, чем увеличилась нагрузка на водителей.



Трамвай, сошедший с рельсов


Техническое состояние трамвайного парка

Еще одна болевая точка – состояние техники. Работники «Орскгортранса» говорят, что рельсы, по которым ездят трамваи, давно выработали свой ресурс, с контактной сетью тоже возникает множество проблем. Но главное – это сами вагоны.

На вагонах проставлены даты их производства. Есть клеймо 1986 года, есть – 1979. Понятно, что они уже не могут функционировать, как положено. Естественно, качественный ремонт мог бы до какой-то степени эту проблему решить, но и ремонта толкового нет. Не хватает специалистов, не хватает запчастей. Любой вагон комплектуется тремя системами торможения: электро-динамической, барабанно-колодочной и электромагнитной рельсовой. Если хоть одна из них неисправна, на линию вагон отправлять нельзя. У нас часто действует только одна. Помните историю, которая в марте этого года произошла? Трамвай возле дворца пионеров остановился, водитель побежал перевести стрелки, а вагон с пассажирами покатился назад. Все просто: единственный тормоз отказал, а подстраховать его было нечему. Бывают и ДТП по той же причине. И вот ты сидишь, управляешь 18-тонной махиной, и знаешь, что из-за неисправности железяки можешь попасть и под материальную ответственность, и под уголовную, не дай бог, конечно. Это нервное состояние, стресс постоянный, тоже здоровья не прибавляет, что ж удивляться, что люди на рабочем месте умирают?

Работник МУП «Орскгортранс»


А вот эти обвинения руководство предприятия отвергает очень решительно:

Все вагоны проходят ежедневный осмотр для выявления и устранения возникших неисправностей и выпускаются в технически исправном состоянии. Также при выпуске вагонов на линию водители трамваев проводят их осмотр на соответствие техническим требованиям и в случае выявления недостатков могут не выезжать на данном вагоне, заменив его на резервный.
Сергей Бобылев
И.о. гендиректора МУП «Орскгортранс»


Напомним, орский трамвай, который начал развозить пассажиров по городу в 1948 году, переживает очень тяжелые времена. Из-за колоссальных долгов перед энергетиками даже арестовывалось имущество МУП «Орскгортранс», а в апреле прошлого года вагоны перестали ходить по поселку ОЗТП – объяснялось это низким пассажиропотоком. В настоящее время ведутся поиски новых инструментов экономии – в частности, сокращается количество поездок по наименее загруженным маршрутам. По городу ходят настойчивые слухи, что через пару-тройку лет трамвая в Орске может совсем не остаться.

Новости

Автор Павел Лещенко, Урал56.Ру







По теме 

Уволились навсегда. Сорок процентов россиян умирают в трудоспособном возрасте
https://rg.ru/2016/06/14/sorok-procentov-rossiian-umiraiut-v-trudosposobnom-vozraste.html
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика