Начнем по порядку. 18 июня ученые, работавшие в археологическом заповеднике Аркаим, обнаружили погребение II-III века со скелетом, череп которого был необычно сильно вытянут. Заведующая музеем Мария Макурова пояснила прессе, что курган, вероятно, был сооружен представителями кочевого народа сарматов, у которых был обычай накладывать на голову ребенка повязку, которая за несколько лет ношения придавала голове такую форму.
Прошло совсем немного времени, и на одном зарубежном сайте эту находку написали, что в России «обнаружили инопланетянина». Сначала это было просто шуткой и способом дать броский заголовок. Но новость перепечатывалась, далеко не всегда слово «инопланетянин» оказывалось в кавычках, и вскоре на некоторых интернет-ресурсах об этом стали говорить всерьез.
Увы, это не первый случай. Когда в 2012 году в Мексике нашли захоронение людей с подобными черепами, журналисты тоже писали, что черепа «могут свидетельствовать о неземном происхождении их обладателей». Тогда опять первоисточник новости был английским. Нет смысла разбираться, кто из авторов говорил об инопланетянах для красного словца, а кто серьезно. К сожалению, многие из сообщений написаны так, что неискушенный читатель примет слова об инопланетянах за чистую монету. Поэтому стоит рассказать о деформированных черепах подробнее.
Вытянутый череп не уникален и уж, конечно, не имеет внеземного происхождения. Обычай после рождения ребенка стягивать его голову кольцеобразной повязкой был у целого ряда народов. В Евразии, помимо уже названных сарматов, так любили поступать например, гунны. Кости новорожденного весьма пластичны, к тому же соединения между костями его черепа некоторое время еще не зарастают (так называемые «роднички»), в результате со временем голова приобретала вытянутую цилиндрическую форму. Правда, повязку для этого нужно было носить не менее нескольких лет. Возможно, такая деформация черепа была признаком высокого социального статуса. Археологами было найдено немало таких черепов, как мужских, так и женских. Вот этот, например, также принадлежавший гуннской женщине, находится в Национальном музее в Будапеште.
Череп гуннской женщины. Будапешт
А вот попытка реконструкции внешнего облика. Работа сделана швейцарцем Марселем Ниффенеггером (Marcel Nyffenegger) по черепу второй половины IV века, найденному в Шлетце (Австрия). Была представлена на выставке «Атилла и гунны» в Историческом музее Пфальца в Шпайере в 2007 году. При желании можно посмотреть, как она бы выглядела с шестью различными вариантами прически.
Реконструкция облика гуннской женщины с искусственно деформированным черепом.
Если сейчас находка деформированного черепа вызывает интерес, но не изумление, то в XIX веке она, поначалу, действительно становилась событием. Ученым было известно о подобных обычаях у индейцев Латинской Америки, но они никак не ожидали встретить такой череп у себя дома. Поэтому когда в 1820 году такой череп был найден в Австрии, возникло даже подозрение, что это случайно попавший в Европу перуанский череп. Но в 1848 году опять в Австрии был найден второй череп. Черепа такой формы стали называть аварскими, поскольку они были обнаружены рядом с поселениями, которые считали принадлежавшими аварам. В России, в районе Керчи, в начале XIX века тоже нашли деформированные черепа, которые некоторое время оставались неизвестными западным ученым. Во второй половине столетия подобных черепов было известно уже много, и их начали классифицировать и изучать.
Находки деформированных черепов представлены широкой полосой от Китая через Среднюю Азию, Кавказ, Причерноморье, Балканы в Центральную и Западную Европу. Некоторыми народами этот обычай был особенно любим. Ученый подсчитали, что сарматских захоронениях I в. до н.э. – I в. н.э. искусственно деформированы 35,7 % черепов, а в захоронениях II – IV вв. н.э. же 88 % черепов (поэтому большей неожиданностью было бы, если бы найденный в этом году в Аркаиме череп не был бы деформирован). Массово в Западную Европу носители этих черепов проникают в IV веке, в эпоху Великого переселения народов. Это были гунны, аланы, а также некоторые германоязычные племена: алеманны, бургунды, тюринги, гепиды, херулы и другие.
Череп женщины 30-40 лет, VI века нашей эры. предположительно, алеманнский. Музей Вюртембурга в Штутгарте.
Пожалуй, самое древнее упоминание об обычае специально вытягивать голову младенцам можно найти в сочинении рубежа V – IV веков до нашей эры «О воздухе, воде и местностях», приписываемом Гиппократу. Там говорится о народах, живущих возле Меотийского озера (Азовского моря): «Прежде всего [скажу] о длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа. Первоначально важнейшею причиною удлиненной [формы] головы был обычай, а теперь и природа содействует обычаю, [происшедшему] от того, что они считают самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. Обычай этот состоит в следующем: лишь только родится ребенок, пока еще [кости] его мягки, неотвердевшую его головку выправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и [других] подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина ее увеличивается» (перевод В. В. Латышева).
Упомянутый Гиппократом народ длинноголовых (макрокефалов) некоторые исследователи предлагают отождествить с макронами, о которых пишет Геродот. По его словам (II, 104), макроны живут недалеко от реки Феромонта (предположительно Дон). Живущих где-то в Причерноморье или к северу от Кавказа длинноголовых упоминают Скилак Карианский, Палефат Абидосский и другие авторы. Прямое отождествление макронов и длинноголовых встречается в схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского: «…они называются макронами вследствие того, что у них есть довольно много длинноголовых (макрокефалов), как у персов орлиноносых».
Сведения о деформации головы встречаются у арабских авторов, описывающих население Хорезма. Якут аль-Хамави сообщает, что они «привязывали мешки с песком на головах детей с двух сторон, чтобы голова уширялась», а Аль-Бируни говорит: «... уплощают головы грудных детей по ширине, сжимая их в колыбели спереди и сзади».
Обитатели других частей света не отставали от жителей Евразии в стремлении улучшить по своему вкусу форму головы детей. Первое упоминание о деформировании голов у индейцей Америки принадлежит уже Колумбу. Подробнее об этом повествуют Бартоломе де Лас Касас и Диего де Ланда. Последний рассказывает: «Индианки воспитывали своих детей очень сурово, ибо четырех или пяти дней от роду новорожденного клали растянутым в маленькую кровать, сделанную из прутьев и там, повернув ртом вверх, они клали голову между двумя дощечками, одна на затылке, другая на лбу, между которыми ее сжимали с такой силой, и держали его там в мучениях, пока по прошествии нескольких дней, голова его не становилась сплющенной и деформированной, как это было в обычае. Было столько неудобства и опасности для бедных детей, что некоторые рисковали погибнуть» («Сообщение о делах в Юкатане», глава XXX). Конечно, такая практика была известна не только индейцам Мексики, но также населению нынешних Перу, Боливии, Бразилии. Встречается она также в Северной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, островах Тихого океана и в Австралии.
Череп майя (Национальный музей истории и антропологии в Мехико)
Череп из Перу (Музей Наска)
Картина Пола Кейна, демонстрирующая процесс деформации головы ребенка у индейцев чинук (территория современных штатов Орегон и Вашингтон)
Фотография из Бельгийского Конго (1929-1937). Представительница народа манбету.
Древнейшие находки искусственно деформированных черепов, сделанные в Китае, относятся к эпохе верхнего палеолита. В Средиземноморье самая древняя традиция деформирования обнаружена на Кипре. Она существовала с неолита (9900-7000 гг. до н.э.) до железного века (1050-750 гг. до н.э.). К седьмому – четвертому тысячелетиями до нашей эры относятся имеют черепа, найденные на Ближней Востоке: в Иерихоне, Библе, Телль Мадхуре, Курбан Хуюке и других поселениях. Неолитические находки известны и в Иране.
Некоторые типы искусственной деформации черепа: лобно-затылочная, затылочная, кольцевая, комбинированная, теменная (илл. из Шведчикова Т. Ю. «Искусственная деформация головы как исторический источник…» 2010).
Долгая дискуссия между учеными возникла вокруг семьи египетского фараона Эхнатона. На ряде дошедших до нас изображений внешность дочерей Эхнатона заставляет заподозрить, что их череп был подвергнут деформации, скорее всего, кольцевидной.
Эхнатон, Нефертити и их дочери
Дочь Эхнатона Меритатон с мужем Сменхкарой
Одни авторы были уверены в наличии у девочек искусственной модификации черепа, другие считали вытянутую форму голов условностью и следствием какой-то художественной традиции, третьи полагали, что никакой условности тут нет и что древние художники реалистично отобразили долихокефалию («длинноголовость»), которая в данном случае не искусственная, а врожденная. Сейчас многие авторы полагают, что у некоторых членов семьи Эхнатона был синдром Марфана – генетическое заболевание, которое проявляется в частности в высоком росте, увеличении длины кистей, стоп и мозгового отдела черепа.
Не надо полагать, что идея изменить форму черепа ребенка характерна исключительно для древних народов или жителей далеких экзотических стран. Перед вами цитата из романа Эмиля Золя «Западня», где описывается, как родилась Нана: «Г-жа Лера, осмотрев девочку со всех сторон, объявила, что она прекрасно сложена, и добавила своим двусмысленным тоном, что из нее выйдет презамечательная женщина; но так как ей казалось, что головка у малютки чересчур вытянута, она, не обращая внимания на крики ребенка, стала легонько приминать ее пальцами, чтобы округлить». Родители отняли дочь у госпожи Лера, но другие французы еще в конце XIX века полагали, что внешний вид младенца и в особенности форма его головы нуждаются в коррекции. В очерке Маргариты Любарт, посвященном обычаям народов Франции, связанным с рождением ребенка, об этом рассказывается подробно:
«Во Франции доминировали две модели черепа - длинный и круглый. "Длинный" тип имел четыре разновидности: тулузская, сан-годенская, пуатвинская и нормандская. Ремоделяций черепа достигали с помощью перетягивания головки новорожденного лентами из холста, шнурами, кожаными ремнями, носовыми и шейными платками. Такую повязку ребенок носил долгие годы, а женщины иногда и всю жизнь. Практика вытягивания черепа, особенно на юге, была основана на представлении об интеллектуальном, моральном и эстетическом превосходстве долихоцефалов. Позднее стали считать, что массирование головки новорожденного с целью придания ей удлиненной формы предохранит его от менингита.
В Бретани выражение "faire la tête" (сделать головку) означало придание ей округлости, что достигалось специальным массажем повитухи. Особенно важной была эта процедура для девочек: считалось, что на круглой голове красиво смотрится прическа. В Гаскони круглоголовость достигалась специальными способами укладывания ребенка в колыбели, которая имела плоское изголовье. В нем имелась полость, в которую помещалась головка. Люлька имела кожаные петли, в которых закреплялся платок, фиксировавший положение головы.
Деформация черепа (особенно по "длинному" типу) влекла за собой изменение формы ушей: они становились сплющенными и прижатыми к голове. Изменение формы черепа влияло также и на кости носа: уплощение лба под стягивающей лентой приводило к выступлению и искривлению костей носа. Нос "формировали" и нажиманием пальцев на еще хрупкие хрящи новорожденного, а кроме того, прищипывали и кончик, чтобы нос был остроконечным».
В Музее человека в Париже хранится череп Софи Жермен (1776 – 1831), выдающегося математика, который демонстрирует упомянутую Маргаритой Легар тулузскую разновидность модификации. Другой череп, которому придали такую форму, хранится в Музее Тулузы.
Череп из Музея Тулузы
Мужчина с тулузской формой головы. Фотограф Эжен Трута (1840 - 1810)
Славяне также полагали, что родившемуся ребенку надо придать соответствующую форму, путем разглаживания, сжимания или вытягивания. Обычно этим занималась повитуха.
У ряда народов отмечена деформация черепа, связанная с жесткой формы колыбели. В этом случае затылок ребенка становится более плоским от постоянного соприкосновения с дном колыбели. Еще знаменитый анатом Везалий полагал, плоские затылки немцев и «короткая форма головы» у немцев возникают, так как детей в Германии кладут на спину. В России в 1880-х году исследование влияния колыбели на деформацию черепа провел на материале археологических находок и описаний народов, населяющих Россию, доктор медицинских наук Е. А. Покровский. Помимо колыбели свою роль играли и головные повязки, особенно распространенные в Закавказье и Средней Азии.
Любопытный метод модификации внешности при помощи повязки описывает у гуннов Сидоний Аполлинарий (V век): «Круглая повязка придавливала еще нежные ноздри, чтобы нос не выдавался вперед и не мешал шлему. Материнская любовь обезображивает рожденных для битв, поскольку при отсутствии носа поверхность щек делается еще шире».
Предметом долгой дискуссии среди ученых была возможность влияния искусственной деформации черепа на состояние здоровья, психику и интеллект человека. До сих пор строгих научных доказательств этого влияния нет. В XIX веке многие авторы предполагали, что деформация черепа в древности служила для выращивания людей с особыми качествами, например, более смелых и беспощадных воинов. Или же напротив станут причиной эпилепсии и галлюцинаций, что позволит обладателю такого черепа стать шаманом. Также высказывались мнения, что у обладателей деформированных черепов должны чаще встречаться головные боли и даже психические расстройства.
Однако обследования детей у народов Южной Америки, которые практикуют искусственную деформацию в наши дни, не подтверждают этих гипотез. У них не обнаруживается повышения частоты каких-либо неврологических или психических патологий. Возможно, деформация черепа не оказывает сильного воздействия на развитие и работу мозга, так как изменяется лишь его форма, в то время как никакие участки мозга не разрушаются. Более вероятно предположение, что искусственная деформация повышает внутричерепное давление, так как на модифицированных черепах обнаруживается более четкий отпечаток кровеносных сосудов на внутренней поверхности костей (эндокране).
Какую функцию мог выполнять этот обычай? В первую очередь он был одним из «обрядов перехода», в данном случае превращения новорожденного в полноценного человека. Родившийся ребенок воспринимался лишь как «заготовка», которую нужно было еще превратить в человека. В частности – правильно сформировав голову. Конкретная форма определялась местными представлениями о красоте. Где-то красивой считалась удлиненная голова, где-то круглая, где-то – скошенный назад лоб, где-то – прямой. Также форма головы могла играть роль признака, отделяющего группу людей от прочих. Выделяемая группа могла быть как этнической, так и социальной. Знаменитый Рудольф Вирхов в 1892 году писал, что модификация черепа вызвана «стремлением... рассматривать деформированный череп как в высшей степени характерный для племени признак».
Такую роль выполняет не только деформация головы, но и другие так называемые прижизненные телесные модификации: татуировка, шрамирование, прокалывание кожи, удаление или подпиливание зубов и так далее. Арнольд ван Геннеп, который ввел в оборот термин «обряды перехода», писал в связи с этим: «…тело рассматривалось как простой кусок дерева, который каждый обтесывал и прилаживал по своему усмотрению: отрезали то, что выступало, продырявливали перегородки, обрабатывали плоские поверхности, иногда с настоящим разгулом фантазии...».
Следует помнить и о том, что если деформация черепа кажется нам пугающей экзотикой, то другие виды телесных модификаций современный человек воспринимает спокойно (пирсинг, татуировка). Французский антрополог Поль Брока по этому поводу замечал: «Склонность к деформации или изменению естественной формы некоторых частей тела является общей для человеческой природы в любом, знакомом нам, ее выражении, самой примитивной и варварской и наиболее цивилизованной и рафинированной».