Большинство предыдущих работ показывали, что размышления человека о том, что он когда-нибудь умрет, разрушительны и опасны. Кеннет Вейл, автор нового исследования, опубликованного в интернет-издании «Личность и социальная психология», опровергает этот тезис.
Он и его коллеги провели обстоятельный анализ данных, связанных с восприятием смерти человеком. Специалисты обнаружили множество примеров, которые указывают на положительную сторону естественного напоминания об этом скорбном явлении.
Например, в 2008 году психолог Мэтью Гаиллиот проверил, как напоминание о смерти влияет на готовность человека помогать незнакомым людям.
Эксперимент проводился дважды: на кладбище и в обычном районе. В каждом из двух опытов участвовала группа людей, среди которых находились два актера. Они рассуждали о взаимопомощи, причем делали это таким образом, чтобы их диалог слышали испытуемые. После этого один из актеров ронял ноутбук, а ученые наблюдали, сколько незнакомцев бросятся его поднимать. Оказалось, что атмосфера кладбища повышала число добровольцев, желающих помочь постороннему человеку, на 40%.
Г-н Вейн также обнаружил, что мысли о смерти могут улучшить здоровье. Одно из недавних исследований показывает, что напоминание о возможной гибели провоцирует людей пользоваться солнцезащитным кремом, меньше курить и повышать уровень физической активности.
Профессор кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук Борис Егоров согласен с авторами исследования и считает, что иногда мысли о смерти бывают позитивны.
«Думая о смерти, человек начинает себя вести более адекватно. В противном случае он считает, что бессмертен, и совершает массу ошибок, которые приводят к ухудшению здоровья, например приобретает вредные привычки. Я бы всем рекомендовал периодически появляться на кладбище, чтобы умиротворенно воспринимать окружающую среду», — прокомментировал г-н Егоров.
Практический психолог компании «Мужской консалтинг» Евгений Саяпин считает, что мысли о смерти влияют на человека по-разному, в зависимости от того, как он внутренне их воспринимает.
«Если человек подвержен страхам, одно слово «смерть» может приводить его в состояние уныния и ступор. А если он знает, чего хочет от жизни, то будет относиться к ним по-философски. Например, американцу Рэю Кроку в 53 года врачи поставили диагноз «рак» и сказали, что ему осталось жить два-три месяца. В то же время он купил у братьев Макдоналд их бренд (McDonald’s), после чего прожил еще 30 лет. Когда человек знает, что умрет, он начинает ценить свою жизнь и осознанно проживать ее», — отметил г-н Саяпин.
Mosritual.ru