"Пляска смерти" в работах молодых художников. Наталия Папанова, Москва

02.11.2007

С 17 мая по 1 июня в Москве в музее-панораме «Бородинская битва» проходила выставка «АртКутузов. Победа российского искусства», организованная Галереей современного шедевра. Блиц-проект Галереи современного шедевра HIART приурочен к главнейшему ежегодному событию в области современного и актуального искусства АртМосква-2007, и является как бы продолжением экспозиции. Проект не случайно проходит на фоне этого события, он позиционировал новые проекты. Отсюда и необычное название выставки, оно ассоциируется с современным искусством и, безусловно, связано с тем историческим местом, где проходила выставка - Кутузовским проспектом, музеем-панорамой «Бородинская битва». Выставка по своей тематике не была связана с личностью великого русского главнокомандующего, но возникающий образ полководца, тема героики подчеркивали смелые художественные решения, свойственные всем участникам этого проекта, который, к радости организаторов, привлек огромное внимание. Только 18 мая выставку посетили 8500 человек.
Экспозиция была построена по принципу стендового показа. Всего представлено 9 проектов на 9-ти стендах. Все они очень разнообразны по художественному стилю, что перекликается с соответствующим оформлением. Каждый из стендов позиционировал творческое кредо художника, которое весьма разнопланово: от женственного, слегка наивного мироощущения в цветовых композициях московской художницы Степановой Надежды до жесткого концептуализма выпускника знаменитой Строгановки Романова Ильи. Большим вниманием зрителей «АртКутузова» пользовался стенд именно этого художника. Илья большую часть своего творчества посвящает теме бренности жизни, смерти и месте человека в эвфемерном мире. Художник выступает в роли посредника для лучшего понимания зыбких взаимоотношений между своим «я» и миром. Он острый и впечатлительный наблюдатель и философ. Илья выбирает черно-белую цветовую гамму, лаконичные сюжеты, креативный подход, характерный для дизайна.
По экспрессии, стремящейся затронуть самые интимные чувства зрителя, необычных трактовках лица и тела, которое может быть оптически искаженным, творчество Ильи Романова можно сравнить с работами его кумира Френсиса Бэкона. В работах «Пляски смерти», «Инфузория» Илья показывает ступени эмоций от сожаления до ужаса, поиск места человека в современном мире: «Кто Я? Где Я? Откуда Я?». На выставке «АртКутузов» художник презентовал новую работу 2007 года под названием «Разыскивается». На картине размером 120x110 крупным планом изображены в лучших традициях портретной живописи два черепа. Один изображен в профиль, другой в анфас! Внизу надпись «Wanted» («разыскивается»). Кто ищет смерть?
Тема смерти - как индивидуальной, так и апокалипсиса - всегда волновала художников, людей искусства. Достаточно вспомнить «Апофеоз войны» В. Верещагина, знаменитую картину А. Иванова «Последний день Помпеи».
Череп, как наиболее очевидный символ смерти и смертности, часто использовался в искусстве Средневековья и Возрождения как атрибут святых, подчеркивающий тщетность мирской суеты. Во многих традициях череп имеет более сложное значение, как сосредоточие интеллекта, духа, жизненной энергии, как символика, лежащая в основе языческого культа (из книги «Словарь символов», автор Джек Тресиддер). Но если присмотреться к картине «Разыскивается» внимательней, она не производит впечатление ужаса, а скорее несет в себе ощущение от фильма-ужастика. В ней скрыт философский и юмористический подтексты. Художник проводит параллель с криминалистическими сводками из серии «Разыскивается преступник». Кто-то всегда кого-то и что-то ищет: преступников, удачу, любовь, а кто-то - смерть.
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ "DANSE MACABRE"
Термин «danse macabre» не имеет буквального перевода; его происхождение не может считаться окончательно установленным. Впервые понятие «macabr» вводит в обиход в 1376 году поэт Жан ле Февр. В искусстве Западной Европы возникает целый жанр, создается множество картин, миниатюр и гравюр под названием «la danse macabre». На русский язык «macabre» переводится как погребальный, мрачный, жуткий. Но эти слова не передают действительного смысла слова, он гораздо значительнее и страшнее.
В словаре современного французского языка, помимо общеупотребительных значений слова «la danse» - «пляска», «танец», можно найти и другое, присущее ему в разговорном контексте, значение «драки», «боя», «схватки». «La danse» - это действо, в рамках которого объединились два несовместимых друг с другом явления - танец и смерть.
Словосочетание «пляска смерти» указывает на связь смерти с тризной: пиром, борьбой, спортивным состязанием; на связь идеи смерти с идеей возрождения, ту связь, какой связана смерть с обильной едой и питьем во время поминок.

Кстати, воровской словарь Д. С. Балдаева относит изображение черепа к татуировкам, означающим принадлежность к авторитетам. Изображение черепа в воровском тату - основной воровской концепт, т. к. в криминалистическом мире «смерти» в обычном понимании этого слова вообще нет.
Авангардным метаязыком, характерным для художников-концептуалистов, не без юмора автор говорит нам: «Все в этом мире бренно, мы рождаемся, чтобы умереть. Но выход всегда есть: ищите любовь. Ведь путь спасения только через восстановление высших духовных ценностей, а главная ценность - человеческая жизнь, вопреки смерти, нормальные человеческие отношения между людьми, основанные на вечных, христианских идеалах добра, справедливости, милосердия (Рауш А. П. «Художник, власть и Танатос»).
ПЛЯСКА СМЕРТИ» - «DANSE MACABRI». МАКАБРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ
У Ван Гога есть странное полотно под знаком «черного юмора» - хохочущий череп с папиросой в зубах.
В набросках романа «Идиот» Ф. Достоевский создал потрясающий образ ожившего кладбища, напоминающий картины Страшного суда. Стойкая популярность этого сюжета объясняется как политическими, так и историко-культурными причинами. В «пляске смерти» нашла реальное воплощение идея сознательного синтеза отдельных искусств, воссоздававших своими средствами на новом историческом витке архаический синкретизм народных комедий. В посвящении к сборнику «Зерцало смерти» Э. Мейера сказано: «Я приношу Вам, достопочтенный и высокоуважаемый, произведение искусства трех родных сестер - живописи, поэзии и музыки. Произведение имеет название пляски, но «пляски смерти…»

На выставке большим успехом пользовалась еще одна работа, так или иначе затрагивающая тему «ухода в мир иной». Она выполнена в совершенно иной яркой лубочной манере и привлекала внимание необычным форматом живописного произведения. Представьте себе, что неожиданно повернув за стенд с картинами Ильи Романова, вы вдруг видите почти настоящий гроб с лежащей в нем знаменитой «Панночкой» из литературного произведения «Вий» и «воспетой» уже неоднократно в художественных фильмах. Панночка в гробу отчего-то напоминает своего прародителя Н. В. Гоголя, портрет которого выполнен в стиле, напоминающем смешение наива и маньеризма: длинный нос, подчеркнуты пышные формы. Автор этой работы аспирант университета им. Строганова Илья Серегин. Илья делает вещи, вдохновляясь провинциальной русской культурой, лубочными картинами, привнося в них интеллектуальную столичную культуру, перекладывая на литературную основу. Эффект от увиденного привносит необычный формат картины: это не прямоугольник и не квадрат, а неправильная трапеция - самый настоящий гроб с героиней самого загадочного мистического писателя.
Показательно, что выставка «АртКутузов. Победа российского искусства» пользовалась большим успехом, особенно у молодежи. Все посетители прежде всего отмечали новизну в подаче материала, стильное оформление, а самое главное - «характер» выставки: смелый, решительный, жизнеутверждающий, как характер русского воина.

Наталия ПАПАНОВА, директор Галереи современного шедевра, г. Москва

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика