Детские книжки о смерти. Ольга Афанасьева, Новосибирск

30.05.2007

Продавцы магазинов детской книги недоумевают: почему все чаще спрашивают книжки о смерти, которые можно было бы почитать детям - разве люди стали умирать чаще? Или это мода - разговаривать с детьми о смерти? Или причина в том, что в разных точках земного шара идет война, и по телевизору часто показывают «боевики», где много смерти?
Очевидно, ответов много и причин несколько. Проблема заключается в том, что родители испытывают трудности в ответах на вопросы детей о смерти. Где научиться умению вести беседы с детьми на эту тему? Как выбрать верный тон? Какие слова подобрать? Где можно получить консультацию? У какого специалиста? Как учит поступать в таких случаях Святая Церковь? Какая имеется литература? Какие книжки можно почитать детям? Информации на эту тему крайне мало. Пока это почти белое пятно в детской психологии и педагогике. На прошедшей образовательной выставке «УчСиб» в Новосибирске в мае 2003 года  впервые была отмечена актуальность подготовки учебника для школы, в котором в доступной грамотной форме рассматривались бы основные понятия: смерть, вечность, загробная жизнь, похороны, память, похоронный этикет, траурная флористика, скорбь, горе. Философия жизни и смерти. Для молодых родителей тема смерти трудна. Они испытывают сомнения, следует ли привлекать  детей дошкольного возраста к участию в похоронах, избегают прямых ответов на вопросы детей «Почему не приходит дедушка?» или «Когда придет мама?».

ПРАВО РЕБЁНКА УЧАСТВОВАТЬ В ПОХОРОНАХ
Все человеческое подлежит обсуждению, и все обсуждаемое подлежит умелому объяснению. Для любого из нас не так-то легко смириться с тем, что все живые существа, включая нас самих и тех, кого мы любим, умрут. Конечно, нам тяжело думать об этом, не говоря уже о том, чтобы поговорить на эту тему с детьми. Иногда, пытаясь предвосхитить боль и уныние ребенка, родители стремятся уберечь его, вплоть до нежелания сообщить ему о смерти в семье. «Родиону всего два с половиной года! Он, естественно, ничего не поймет», - считают одни. Другие думают, что их дочь будет ошеломлена событием о кончине дедушки или бабушки: «Варя так любила свою бабушку. Она будет подавлена, когда узнает о ее смерти. Боюсь, у нее случится нервный срыв».
Решение не говорить ребенку о случившейся смерти понятно, но мы должны задаться вопросом: а действительно ли это будет лучше для ребенка? Часто дети чувствуют более тонко, чем мы, взрослые, думаем. Большинство ритуалов в нашем обществе сосредоточено на детях. К сожалению, похоронный ритуал, цель которого заключается в том, чтобы помочь скорбящим людям начать исцеление, не предназначен для детей. Часто детей не берут с собой на похороны, потому что взрослые хотят оградить их от горестных переживаний. Родители ошибочно полагают, что, поскольку похороны болезненны, нужно защитить детей от горя и боли. «Они еще в жизни успеют горя хлебнуть».
В зарубежной психологии давно устоялось твердое мнение: дети, как и взрослые, имеют право и должны участ-вовать в похоронах. Родители не могут лишать детей этого права, если тому нет веских причин, связанных с какими-либо психологическими отклонениями в здоровье детей. «Похороны полезны», - утверждают зарубежные детские психологи, и это мнение теперь разделяют их коллеги в России. Похороны помогают осознать, что кто-то умер; позволяют получить поддержку и помощь; дают возможность воздать почести; заставляют по-другому посмотреть на жизненные ценности, изменить отношение к жизни. А детям похороны помогают осознать, что все в жизни, в мире конечно, все когда-либо умирает, в том числе и люди.
Итак, одни из-за боязни навредить детской психике избегают прямых разговоров с детьми о смерти, другие уводят детей из дома, чтобы те не видели смерть. Но смерть от того, что детям закрыли глаза и уши, не исчезнет. Это понимают многие родители и на свой страх и риск пытаются все же говорить на тему смерти со своими маленькими детьми, выбирая, как правило, обтекаемые, мягкие формы объяснения.

ОШИБКИ В БЕСЕДАХ С ДЕТЬМИ О СМЕРТИ
И тут вновь родителей поджидают ошибки. Вот лишь некоторые из них. Все, что мы говорим образно, дети склонны понимать буквально. Если в своей попытке объяснить смерть родитель сравнил ее со сном, неудивительно, что ребенок впоследствии предполагает, что смерть - это что-то, от чего можно проснуться. Или, наоборот, сон - это то, чего следует бояться, так как можно не проснуться. И если вместо того, чтобы использовать слово «умер», мы скажем «заснул вечным сном», ребенок может начать беспокоиться, что он может больше не проснуться утром. Наша уклончивость может оказаться мучительной для детей, может стать причиной недугов и даже психических расстройств. Одна семья попыталась подготовить своего маленького сына к посещению панихиды. Они объяснили ему, что тело дедушки будет лежать в открытом гробу. Мальчик был очень встревожен до тех пор, пока не увидел своего дедушку целиком. Он думал, что там будет только его тело, без головы.
Из-за своей буквальности дети тоже могут испытывать затруднения с пониманием того, что такое Небеса. Многое, что мы говорим, может оказаться пугающим или сбивающим с толку. «Если рай там, на Небе, удивляется ребенок, почему тогда они закапывают тетушку Аллу в землю?» Или: «Вернет ли дождь маму обратно с Небес?» Или: «Если я поднимусь вверх на самолете, увижу ли я там свою сестренку?»
Обычно предполагается, что объяснения типа «Папа там, на Небе, следит за тобой» должно звучать обнадеживающе, но для ребенка оно может сформировать образ некоего папы-шпиона, который всегда в курсе того, о чем ребенок думает и что он делает. «Твоя сестренка была такой хорошей, что Бог забрал ее к себе», по мнению взрослых, - позитивное утверждение, но у ребенка оно может вызвать сомнение по поводу хорошего поведения и доброты Бога, если он забирает того, кого мы любим. Иногда мы действительно можем помочь ребенку, отвечая на его вопросы высказываниями типа: «Никто не знает наверняка, но я верю, что…», «Ты знаешь, сынок, мне бы тоже хотелось это знать». Такой ответ будет более честным, доступным, понятным для ребенка.
Дети в своем стремлении постичь смерть как завершающий этап жизни, могут быть обеспокоены тем, что умершему может понадобиться пища, и быть не в состоянии во всем этом разобраться. Один ребенок, который не мог понять, что такое похороны, решил, что тело его дедушки было помещено на чердаке, и потому чердак - запретное место для игр.
Большинство детей хотят знать, какая она, смерть. Они могут ассоциировать смерть с неподвижностью, но могут задавать вопросы типа: может ли мертвый человек видеть, испытывать голод, «какать» или «писать». Эти вопросы могут застать взрослого врасплох, но все они - часть  есте-ственного любопытства в отношении физических аспектов смерти. «В каком положении ты будешь, когда умрешь?» - спрашивает ребенок. Или: «А если бабушку вынуть из гроба и посадить в кресло, что будет?» Совершенно нормально, если ребенок снова и снова задает одни и те же вопросы. Он делает это до тех пор, пока ответы не покажутся ему подлинными. Это особенно наглядно, когда ребенок пытается понять смерть как завершающий этап.
Маленький мальчик помогал похоронить аквариумную рыбку. Несколько дней спустя он внимательно разглядел оставшихся рыбок в аквариуме и спросил: «Где та,  которая умерла?» Задавая один и тот же вопрос снова и снова, ребенок таким образом анализирует ответы и постепенно начинает вникать в суть.
Легкое, безразличное отношение взрослых к этой проблеме - самая неприемлемая, глубоко ошибочная позиция. «Все мы были детьми и видели смерть. Ничего страшного с нами не произошло». Может, это до определенной степени и верно. Только глубина проблемы в том, что однажды зародившиеся в душе маленького человека страхи смерти далеко не безобидны. В литературе описано много разных негативных последствий. Одно из главных:  страхи сдерживают, тормозят развитие ребенка, не позволяют его организму, психике, интеллекту отбросить одну возрастную форму и встать на новую ступеньку развития. Нарушается поступательность в становлении личности. Что такое рост, развитие ребенка? Это каждодневное отрицание самого себя, своего рода «отстреливание» предыдущего этапа развития. В этом закон эволюции: когда мозг, психика достигают высоты цикла, т.е. совершенства, происходит скачок в развитии, старая форма интеллекта ребенка как бы уходит в прошлое, остается самое лучшее, базовое - и ребенок переходит в свое новое качество.  Постоянная смена этих качеств и есть развитие. Смертные страхи - это своего рода якоря, которые тянут вниз, цепляют, застревают в душе ребенка и не пускают в его душу, в мозг новое, другое знание. Познание ребенка резко тормозится.

“СКАЗОТЕРАПИЯ” СМЕРТИ
Итак, легких ответов для детей не существует, когда разговор заходит о смерти. Помочь родителям найти верную нотку, поговорить с детьми на доступном языке могут помочь детские книжки. В науке даже выделяют такое новое направление - «сказотерапия».
Психологи настоятельно рекомендуют родителям читать и обсуждать сказки, которые помогают взрослым найти подходящие способы ведения разговора о смерти, возможности расширить детские представления о жизни, ее начале и конце, о смысле созидания, творчества, значении добра в жизни людей. Такую же помощь может оказать совместное изготовление кукол, рисование, просмотр картин известных художников, где изображены батальные сцены, сцены смерти, кладбищенские пейзажи.
Совместное чтение сказок - это эффективный путь, когда ребенок в легкой, интересной форме получает знания о мире. Сказки - одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка: «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» Об этом и многом другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки «Русалочка», «Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», «Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое-что», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Красная шапочка», «Муму», «Гаврош», «Мальчиш-Кибальчиш» и конечно сказки Андерсена. Во всех этих сказках затрагивается тема смерти.
Понятно, что эти книжки могут служить только вспомогательным средством в откровенной беседе взрослого с ребенком.  Книги сами по себе не могут развеять страхи и печаль. Но книги могут быть хорошим поводом для рассказа о смерти близкого человека. А главное, читая сказки, где упоминается смерть, родители могут исподволь, постепенно подготовить детей к правильному восприятию горестного известия.
К сожалению, в России нет сегодня детских авторов, которых интересовала бы эта тема. За рубежом такие книжки не только издаются, но даже проводятся ежегодные конкурсы лучших детских произведений на эту тему, вручаются премии.

Ольга АФАНАСЬЕВА, директор выставок «Книга Сибири», «Печатный двор Сибири»

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика