Второе пришествие креста.

29.05.2007
Второе пришествие креста.

Под таким девизом год назад Уральская государственная архитектурно-художественная академия представила свою первую проектно-графическую концептуальную экспозицию на международной выставке ритуальных услуг. Это всего лишь малая часть большой, многолетней работы, на-правленной на сохранение практически исчезнувшего на Урале художественно-культурного наследия в области мемориального искусства. В большинстве представленные экспонаты являются графической, фотографической и компьютерной реставрацией объектов, которые давно исчезли или являют сегодня беспризорные руины.

На основе материалов нашей работы Академией подготовлена и скоро выйдет в свет солидная книга “Второе пришествие креста” с обширной иконографией. Кроме того, “Имидж-дизайн-студия” и “Республиканский центр этнодизайна” охотно и успешно сотрудничают со многими мастерскими и фирмами, занимающимися конкретным производством художественных произведений мемориальной культуры.

В самом названии уже был заложен содержательный вектор экспозиции. Суть его в том, что сегодня  становится очевидным стремительное и бесповоротное возвращение мемориальной и ритуально-похоронной культуры нашего многоконфессионального народа к своим духовным (светским и религиозным) историческим истокам.

Наконец пришло время,  когда не надо больше бояться и скрывать от кого бы то ни было свою веру,  свое желание  жить и умирать в соответствии с вековыми обычаями этой веры. Мы только-только начинаем понимать, что наша жизнь больше не принадлежит ни партии, ни народу, ни стране, ни правительству. Она принадлежит только нам самим и Богу. Сегодня мы присутствуем и участвуем в процессе великого духовно-нравственного и морально-этического возрождения России. Процесс этот сопровождается возвращением к потерянным во времена богоборчества христианским ценностям и традициям, обычаям наших предков, включая и традиции погребения.

Мы видим,  как православный крест снова возвращается на христианские кладбища России. Но вместе с погребальными обычаями, обрядами и ритуалами мы утратили и ту художественную мемориальную культуру,  которая едва успела сложиться в России к началу ХХ столетия. И кажется, что надо начинать все сначала. На эти мысли наводит тот повсеместно удручающий маргинальный художественный уровень новодельных крестов. В конце Х1Х - начале ХХ века в России выходили ремесленные газеты,  дешевые сытинские альбомы, из которых сельский кузнец мог выбрать посильный для его ремесла рисунок креста и ограды.  Это была нехитрая,  но очень важная для того времени заочная «художественная школа». Нам видится,  что сегодня и журнал «Похоронный дом» в какой-то мере должен взять на себя эту просветительскую функцию. Начиная с этой публикации, мы намерены регулярно знакомить читателей журнала как с лучшими историческими образцами русской ставрографии (науки искусства изображения креста), так и с новыми стилевыми веяниями в этой специфической области орнаментально-знакового искусства. Особое внимание будет уделено истории и теории ставрографии, ее семиотической основе и тенденциям развития.

Николай МОРГУНОВ, член Союза дизайнеров России, заведующий отделением «Имидж-дизайн» Уральской архитектурно-художественной академии

Полную версию статьи читайте в Журнале "Похоронный дом" (полиграфическая версия). 

Продолжается подписка на Журнал "Похоронный дом" на 2011 год. До 1 февраля 2011 действует цена 2010 года.

По вопросам подписки и приобретения предыдущих номеров журнала обращайтесь по телефону: (383) 363-05-00, Суворова Людмила Валентиновна, e-mail: funeralportal@mail.ru 




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика