Социокультурный феномен выставки "Некрополь".

29.05.2007
Социокультурный феномен выставки "Некрополь".

Похоронная отрасль России, пожалуй, единственная, на примере которой можно наглядно продемонстрировать консолидирующую социально - культурную функцию промышленной выставки. В архитектуре есть такой термин: «градообразующий». Приблизительно таким же объединяющим фактором для всей отрасли стала похоронная выставка.

1993 год. Первая похоронная выставка «РитуалСиб» в Новосибирске. Похоронная отрасль оказалась «брошенной» государством. Куратор отсутствовал, не было планирования, стандарты централизованного снабжения похоронного обслуживания были размыты, отрасль была без четких ориентиров развития, не было международного сотрудничества. Кадрами, их учебной переподготовкой никто не занимался, все инструкции, положения, оставшиеся от советских времен, не отвечали новым требованиям, а главное - изменившимся запросам населения. Похоронные работники не имели своего союза, денежная мера вступления в похоронный бизнес была крайне низкой: любой мог «войти» в похоронное дело - никаких сертификатов, лицензий не требовалось. В условиях такого пренебрежения государством важнейшей социальной сферой начала работать промышленная выставка, которая называлась «РитуалСиб». Уже на первой выставке в Новосибирске была создана первая в России профессиональная Ассоциация работников похоронных организаций, которая впоследствии переместилась в Москву, будучи трансформированной в Ассоциацию работников ритуальных услуг. В этот же год устроители выставки организовали выезд со своим коллективным стендом на крупнейшую в Европе выставку в Париж. Весной следующего года состоялась поездка в Грецию - на выездной семинар, который устраивался специально для российских похоронщиков Европейской федерацией похоронных услуг. Читать лекции съехались десять специалистов из пяти европейских стран. После Греции выставка устраивала двадцать раз поездки за рубеж - в США, Швецию, Японию, Китай, Германию, Португалию, Испанию, Египет, Чехию, Голландию, Италию, Великобританию. Двенадцать из них - поездки на выставку с коллективным стендом.

Дважды организовывалась выездная месячная учеба по новым методам бальзамирования для патологоанатомов в Париже. Эти зарубежные поездки имели огромное культурологическое значение. Как оказалось, блестящий европейский опыт было легко трансформировать, адаптировать к российским условиям. Многое было внедрено за короткий срок. В год создания выставки, фактически одновременно и благодаря ей, появилось первое печатное издание - Всероссийский духовно-аналитический журнал «Реквием». Впоследствии появилась газета «Вся жизнь» и десятки других региональных изданий.

На каждой выставке собирались огромные съезды похоронщиков - до 300-500 человек. Обсуждались самые злободневные вопросы, готовились предложения на имя премьер-министра и в Государственную Думу. Многие из рекомендаций участников выставок и съездов, проходивших одновременно, легли в основу Закона о погребении и погребальном деле и многих отраслевых инструкций. Ни одна выставка не проходила без учебного мероприятия, научно-практического семинара: основы траурной флористики, типология и дизайн гроба, ландшафтное проектирование кладбищ, основы монументального искусства, теоретические основы похоронного дела. Трижды, в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, совместно с Институтом человека и Академии философских наук организовывались научные конференции «Философия смерти», издавались тезисы докладов. 
Каждая выставка становилась ареной, где российские производители похоронной продукции, организаторы похорон демонстрировали все лучшее, чего удалось достичь за год после очередной выставки. «Золотая медаль» выставки «Некрополь» стала признаком качества, соответствием высокому стандарту в похоронном деле. Такая соревновательность позволила не только подстегнуть, раскрыть собственные отраслевые ресурсы и творчество, но и активно привлечь в отрасль представителей смежных сфер: флористов, дизайнеров, литейщиков, деревообработчиков, автомобилестроителей, полиграфистов, мебельщиков, художников, скульпторов, швейников и модельеров, музыкантов.

В 1994 году выставка была принята в Европейскую ассоциацию похоронных выставок, это позволило увеличить число зарубежных экспонентов. Фактически с этого времени началась международная кооперация и торговля в похоронной области: заключались контракты, открывались представительства, создавались совместные предприятия.

Самым решающим достоинством выставки, безусловно, стала ее экономическая, промышленная составляющая. Уже в первые годы благодаря контактам на выставке рождались сотни торгово-производственных проектов, активно развивалось межрегиональное сотрудничество, торговый обмен.

Сегодня, десять лет спустя, торговая карта России с маршрутами контейнеров, вагонов, посылок, автофургонов с продукцией представляет собой разветвленную сеть, в которую вписаны более 400 городов и населенных пунктов!

Борис Черник, директор Центра бизнес-образования, прфессор кафедры управления Новосибирского государственного педагогического уиверситета, заведующий лабораторией развития выставочного движения Института управления развитием образования

Полную версию статьи читайте в Журнале "Похоронный дом" (полиграфическая версия). 

Продолжается подписка на Журнал "Похоронный дом" на 2011 год. До 1 февраля 2011 действует цена 2010 года.

По вопросам подписки и приобретения предыдущих номеров журнала обращайтесь по телефону: (383) 363-05-00, Суворова Людмила Валентиновна, e-mail: funeralportal@mail.ru 




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика