Время закрывать кладбища или об экологической несостоятельности погребения в России.

29.05.2007
Время закрывать кладбища или об экологической несостоятельности погребения в России.

Сразу оговорюсь, мое выступление - не протест. Понимаю, многие проблемы, о которых пишу, оставались нетронутыми, неисследованными, нерешенными не потому, что кто-то не хотел этим заниматься или специально затягивал их решение. Просто в ходе 15 лет перестройки были другие, более значимые задачи. Сегодня пришло время открыто говорить, обсуждать, решать проблемы похоронной отрасли. Признаюсь, в нескольких местах статьи я подаю собранную информацию немного тенденциозно. Умышленно. Не по причине, что стремлюсь к сенсациям или что у меня предвзятый взгляд. Хотелось, чтобы прозвучал набат. Сейчас важно объединить всех, кто может решать проблемы отрасли.

Почва кладбищ имеет большое эпидемиологическое значение. В ней могут находиться и передаваться человеку прямым, контактным, и не прямым путем (через пыль, воду, птиц, животных, насекомых, грызунов, растения, споры грибков) возбудители многих инфекционных заболеваний, а также яйца и личинки гельминтов. Патогенные микроорганизмы поступают в кладбищенскую почву с трупами. Чистая, незагрязненная почва неблагоприятна для патогенных бесспоровых микроорганизмов. Но таких почв на многих российских кладбищах фактически нет - в городах-миллионниках, во многих древних русских городах, где число захоронений во много раз превышает количество живущих, ПДК биомассы кладбищ превышают в десятки раз допустимые нормы.

Может быть, не случайно, заботясь о сохранении целостной энергетики планеты, последователи буддизма запрещают погребение мертвого тела в землю, стараясь предотвратить его негативное влияние на судьбы живущих. Согласно буддизму погребение в земле ухудшает энергетику Земли.

Мои подсчеты на примере Новосибирска, полуторамиллионного города, в котором я живу, показали: сегодня в Новосибирске захоронено 80 тысяч тонн (цифры можно изменить пропорционально количеству населения) разлагающейся человеческой биомассы - это практически 89 железнодорожных составов (по 15 вагонов 60 т каждый), на каждого новосибирца приходится 40 кг такой массы, зарытой в земле без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, буквально - половина одной гниющей могилы на каждого жителя города! И это, не учитывая почти миллион тлеющих останков домашних животных. Безусловно, в моем тезисе есть некая вульгаризация проблемы. Но когда я рассказывал друзьям и коллегам о своем «открытии», их охватывал ужас: мы живем, ходим, ездим, веселимся, а где-то в пригородном лесу уже три пуда трупной биомассы сохраняют для каждого из нас смертельный риск.

Фактически почвы на кладбищах можно отнести к разряду почв, загрязненных органическими веществами (трупами). В таких почвах микробы длительно сохраняют свою жизнеспособность - до нескольких десятков лет. В течение этих лет возможно проникновение патогенных организмов в грунтовые и поверхностные воды, соприкасающиеся с инфицированной почвой.

Почва - неотъемлемая часть экологической системы, наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды. Почва - важнейший компонент обитания человека и животных. Именно почве принадлежит ведущая роль в круговороте веществ в природе. Это огромная естественная лаборатория, в которой непрерывно протекают сложные процессы разрушения и синтеза органических и неорганических веществ, химические реакции. В почве живут и гибнут патогенные бактерии, вирусы, простейшие и яйца гельминтов. Почва - один из основных путей передачи ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний, гельминтозов.Почва оказывает токсическое, аллергенное, канцерогенное, мутагенное воздействие на организм человека.

Заглянем в учебник академика Г.Н. Румянцева. По его определению, почва, или земля, - это природное образование, залегающее между атмосферой и подстилающими породами. Толщина почвы составляет от 10 см до 2 м, и состоит она из материнской породы (минеральные соединения), мертвого органического вещества, гумуса (перегноя), живых организмов, воздуха и воды.

Процессы образования почвы вековые, занимают, например, в зонах умеренного климата, тысячи лет! В сибирском резко континентальном климате образование почвы протекает много медленнее. В районах вечной мерзлоты (Якутия, Бурятия, Север Западной и Восточной Сибири) эти процессы вообще сведены к нулю. Но кто в России сегодня может сказать, какова толщина почвы на кладбищах? Если её толщина колеблется от нескольких сантиметров до двух метров, а захоронения производятся на глубине от 1,5 до 2 м, то где гарантия, что гроб с телом автоматически попадет в круговорот органических веществ? Ведь для запуска естественной утилизации - распада органического вещества мертвого тела - необходимо присутствие в почве грибов, корней растений и деревьев, микроорганизмов, насекомых, воды, воздуха… А это, в свою очередь, зависит от структуры почвы (сыпучая, связанная, трещиноватая, комковатая), наличия воды и воздуха в почве, которые определяют пористость, воздухо- и водопроницаемость, влагоемкость, капиллярность, тепловой режим почвы.

РОССИЙСКИЕ КЛАДБИЩА: ДИССЕРТАЦИОННЫЙ РАЙ ИЛИ АД ДЛЯ ЖИВУЩИХ
О неблагоприятном влиянии почвы на здоровье людей написано много. Удивляет, что это вековое знание остается невостребованным. Как такое попустительство могло случиться в России, где медицинская наука представлена столь фундаментально и широко. Почему ни у одного научного руководителя, ни у одного аспирантского совета, ни у одной научной школы не возникало научного интереса к проблеме гигиены почв кладбищ? Как много курсовых, дипломных, диссертационных работ написано в России! Но никто не решился исследовать кладбищенские почвы. А здесь настоящий диссертационный рай - непаханое поле - только подставляй два слова: «Влагоемкость почв кладбищ…», «Капиллярность почв в местах погребения...». Десятки, сотни нетронутых научных тем. Есть где «примериться» научному сознанию.

Но вернемся к паханому полю. В СССР пахотные земли под кладбища не выделяли. Применяли коммунистический остаточный принцип: все негожие, неудобные земли отводились под кладбища. И не просто неудобные, а уже зараженные, с геопатогенными включениями. Кто из нас не видел на кладбищах озера, вокруг которых даже деревья плохо растут? Каким контрастом это выглядит по сравнению с тем, как выбирались кладбища в России при царях?

Известно, в XIX веке могильщики в России практиковали засыпку могил песком при малейшем подозрении на возможность омыления. Тем самым на кладбище искусственно формировался грунт нужных свойств. Водный режим кладбища обеспечивался выбором места - за счёт естественного дренажа траншей. По врачебному уставу свода законов Российской империи, разработанному ещё во времена Екатерины Великой, места для кладбищ должны были отводиться в городе на «выгодной земле в местах удобных», расстоянием от последнего городского жилья не менее ста саженей, на возвышенном месте и безопасном от воды, огорожены оградою или земляным валом, причём земляные валы должны были быть окопаны рвами «как можно глубже и шире». Правила эти старались выполнять, и первые городские кладбища размещали далеко за городом. Это уже потом, с ростом городов, они оказывались чуть ли не в самом центре современного города.

Если внимательно рассмотреть карту Новосибирска и окрестностей, видно, что столица Сибири плотным, почти без разрывов, кольцом окружена кладбищами. Новосибирск стремительно развивался - это единственный в мире город, который достиг миллионного населения всего за 69 лет ( для сравнения: Нью-Йорк - 200 лет, Чикаго - 90). Город буквально "пожирал" собственные кладбища. Сегодня все они - излюбленные места отдыха: сквер Героев революции, Центральный парк, парк Березовая роща… В Первомайском бору, что рядом с крупнейшей в России сортировочной станцией Инская, дорогу проложили прямо по могильным холмам. Сегодня здесь - лыжная база. До сих пор инские мальчишки, играющие в футбол на лужайках в бору, натыкаются на черепа тех, кто был захоронен в годы войны и кто своим трудом приближал Победу. Что может быть более кощунственным, чем вид детворы, пинающей вместо футбольного мяча черепа людей?

По старым картам Новосибирска кладбищ было несколько десятков. Но были сотни других мест, где в сталинские времена хоронили убитых без суда и следствия. Сколько тел невинных жертв было сброшено в новосибирские овраги?! Сегодня овраги завалены или засыпаны, на бывших кладбищах - жилые дома, проложены шоссе. А ведь все это геопатогенные зоны, отрицательно влияющие на здоровье людей. Медики давно установили такую закономерность: именно среди проживающих в таких или близлежащих зонах отмечается повышенный процент нервно-психических расстройств, сопровождающихся бессонницей, психозами, агрессией и даже склонностью к суицидам.

Несколько лет назад тележурналист Борис Мамлин активно расследовал эту тему. Тогда нам всем по первому каналу Российского телевидения были показаны чудовищные кадры, как буквально на человеческих костях в разных городах России возводятся гаражи, промышленные здания, трубопроводы. В глазах россиян навсегда останутся кадры, когда в одном ковше экскаватора оказались останки сразу нескольких погребенных. А это были наши предки, такие же россияне, как мы с вами. Невольно возникает вопрос: а что будет с существующими кладбищами, где, возможно, будут и наши могилы? Города продолжают раздвигать границы, жилье строится повсюду. Неужели и наши могилы будут стерты, а вместе с ними исчезнет и память о нас?

Сергей ЯКУШИН, вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России

Полную версию статьи читайте в Журнале "Похоронный дом" (полиграфическая версия). 

Продолжается подписка на Журнал "Похоронный дом" на 2011 год. До 1 февраля 2011 действует цена 2010 года.

По вопросам подписки и приобретения предыдущих номеров журнала обращайтесь по телефону: (383) 363-05-00, Суворова Людмила Валентиновна, e-mail: funeralportal@mail.ru 



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика