За чей счет безродное захоронение? Игорь Абдульманов, Оренбург

15.06.2007

Похоронная служба в г. Оренбурге была образована в 1941 году. Ее реформирование имело несколько этапов, со времени, когда в хозяйстве было всего две лошади, сани и телега, до современного механизированного предприятия с широким спектром услуг. В ноябре 2006 года в результате реорганизации путем присоединения ритуального предприятия МУП «Причал» это предприятие было переименовано в МУП «Комбинат бытовых услуг». Увеличилось количество работников, расширился масштаб, география и перечень оказываемых населению услуг.
В настоящее время предметом деятельности комбината является предоставление жителям банно-прачечных услуг, а также комплексное обслуживание населения по организации и проведению похорон с учетом национальных и религиозных обычаев.
С 1983 года велось освоение территории нового кладбища «Степной», которое с 2004 года стало уже комплексом кладбищ, потому что было введено в действие новое кладбище «Степной-2», а с 2006 года в стадии разработки находится и «Степной-3». В 2003 году распоряжением главы города в ведение предприятия дополнительно к действующим были переданы закрытые городские кладбища. В настоящее время комбинат обслуживает 9 кладбищ, расположенных в городской черте.
Однако руководитель МУП «Комбинат бытовых услуг» И. Н. Абдульманов темой своего выступления в журнале избрал не просто рассказ о деятельности предприятия. Его и весь коллектив волнует актуальная тема возмещения убытков от безродных захоронений - явления довольно распространенного в похоронной отрасли. Более точно, хотя и длинно, он обозначил тему так:
О ПРОБЛЕМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СЛУЖБАМ ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШИХ, НЕ ИМЕЮЩИХ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ ЛИБО ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ, А ТАКЖЕ УМЕРШИХ, ЛИЧНОСТЬ КОТОРЫХ НЕ УСТАНОВЛЕНА
В похоронной отрасли, как и в других отраслях, существует немало проблем. Со многими из них мои коллеги - работники специализированных служб по вопросам похоронного дела - знакомы не понаслышке. И не секрет, что большинство из них возникают из-за несовершенства существующей в России законодательной базы. На страницах журнала «Похоронный дом» неоднократно писалось, что принятый в 1996 году Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ давно изжил себя. Я солидарен с этой точкой зрения. Многие его положения не только противоречат другим законодательным актам, в том числе Конституции РФ, но и тормозят развитие как отрасли в целом, так и специализированных служб по вопросам похоронного дела, нашей в частности. Мне хочется обратить внимание читателей журнала и наших законодателей на одну из проблем, которую давно, и пока тщетно, пытается решить не только наш комбинат, но и, уверен,  многие предприятия в других регионах России.
Согласно нормам, изложенным в статьях 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года,  размер пособия на погребение и размер суммы возмещения затрат специализированной службе не может превышать 1000 рублей. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента ( в нашем случае - 15%).
Поскольку закон был принят в 1996 году, размер пособия, определенный в нем, рассчитан без учета инфляции и последующей индексации. Естественно, на данный момент времени размеры этого пособия далеки от реальных затрат. Таким образом, не исполняются положения главы II указанного закона, гарантирующей возмещение расходов по погребению, ведь в пункте 1 статьи 9 закона указано, что «качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления». Думаю, что все согласятся со мной: достойно похоронить человека за 1150 рублей в наше время нереально даже в самом «бедном» регионе. Особенно остро стоит проблема так называемых безродных захоронений  фактически за счет фирмы.
До 1 января 2005 года органы местного самоуправления имели возможность компенсировать разницу между величиной устанавливаемого ими тарифа и размером пособия, определенного Федеральным законом.
С 1 января 2005 года  вступили  в  силу положения Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, в соответствии с которыми стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению, возмещаются специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 1000 рублей.
В 2005-2006 годах из-за разницы фактической стоимости работ и суммы, возмещаемой  предприятию согласно Федеральному закону, убытки нашего комбината составили сотни тысяч рублей. При прогнозируемой на 2007 год инфляции сумма потерь предприятия может быть равна сумме потерь за два предыдущих года вместе взятых. Органы же социальной защиты населения категорически отказывают в полном возмещении убытков предприятия, ссылаясь на п. 3, ст. 9 закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г.
Получается, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Федерации  своевременно не осуществили необходимое нормативно-правовое урегулирование указанного вопроса и не увеличили размер компенсации. И, вынужденные отвлекать собственные средства для решения проблем, которые обязалось решить государство, специализированные службы несут большие финансовые потери. Согласно ст. 15 ГК РФ, ст. 1064 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков.
Вред, причиненный в результате бездействия органов государственной власти, подлежит  возмещению за счет казны соответствующего публично-правового образования, от имени которого согласно статье 1071 ГК РФ, выступают финансовые органы. Мы не раз пытались добиться этого, руководствуясь тем, что Конституционный суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал: пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением гарантий и льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Мы решили быть последовательными в соблюдении законных прав и обратились сначала в финансовую, затем в судебную инстанцию. Однако Арбитражный суд Оренбургской области отказал в удовлетворении иска МУП «Комбинат бытовых услуг» к Министерству финансов Оренбургской области о возмещении убытков. Мы остались на своих позициях, и в настоящее время дело находится на рассмотрении в суде высшей инстанции.
Суммы прямых потерь предприятия могли бы пойти  на расширение производства, реконструкцию старых и строительство  новых производственных цехов, приобретение специальной техники, улучшение условий труда работников предприятия, и, как следствие, повышение качества обслуживания граждан. Пока же приходится надеяться на то, что у наших законодателей из Государственной Думы найдется время и желание пересмотреть Федеральный закон № 8-ФЗ 1996 года и принять  новый, соответствующий реалиям современности. Состоявшиеся недавно парламентские слушания оставляют надежду, что намечаются перемены к лучшему.

Игорь АБДУЛЬМАНОВ, руководитель МУП «Комбинат бытовых услуг», г. Оренбург

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика