Актуальные вопросы похоронного дела. Андрей Цветнов, Москва

09.06.2007

В соответствии с законодательством Российской Федерации похоронное дело определяется как самостоятельный вид деятельности и, можно даже добавить, имеющий особую специфику. Видимо, именно поэтому из всех отраслей экономики только у похоронки есть Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле». Со времени его принятия прошло уже более 10 лет, а это тот срок, по которому Закон в соответствии с динамикой развития общества и его экономики нуждается в определенной корректировке. Вместе с тем, полагаю, что большинство вопросов похоронного дела можно успешно решать и при действующем Законе, продолжая работать над поправками, которые приведут Закон в соответствие с новыми реалиями.
В этой статье рассмотрены те проблемы и пути их решения, которые, на мой взгляд, достаточно остро стоят перед похоронным делом и в значительной степени тормозят его развитие.
Первая проблема. «Пресловутый» гарантированный перечень товаров и услуг в 1000 руб. не изменялся с 1995 г. Иначе как издева-тельством над здравым смыслом эти 1000 руб. назвать нельзя. Да и как можно под одну цифру «загнать» всю страну с различными климатическими условиями, расстояниями, уровнем платежеспособности населения и, в конечном счете, себестоимостью услуг. Конечно, в соответствии с Законом органы местного самоуправления (к исключительной компетенции которых относится курирование похоронных предприятий) могут увеличивать эту сумму за счет своего бюджета.  Но могут и не увеличивать, что в большинстве регионов и происходит.
Решение «вопроса о 1000 руб.» лежит в двух плоскостях. С одной стороны, необходимо изменить формулировку. Это не гарантированная сумма, а дотация государства на погребение. С другой стороны, средства, выплачиваемые родственникам из бюджета, необходимо привязать или к прожиточному минимуму, или к МРОТу, или к потребительской корзине конкретного региона. В любом случае, следует уйти от конкретной цифры. Естественно, данное положение необходимо закрепить законодательно на уровне Государственной Думы путем внесения поправок в Закон.
Вторая проблема заключается в том, что за последнее время в похоронное дело пришло много случайных людей, от непрофессиональных действий которых страдают не только граждане, в чью семью пришло горе, но и добропорядочные похоронные организации. Для того чтобы снять социальную напряженность, возникающую по вине непрофессионалов, нам предстоит избавиться от фирм-однодневок и недобросовестных предпринимателей, дискредитирующих похоронное дело в целом. Сделать это посредством возвращения лицензирования невозможно, поскольку лицензия будет просто покупаться, а за лицензией у того, кто ее приобрел, может просто ничего не быть. Поэтому наиболее эффективным является следующий путь.
Органы местного самоуправления разрабатывают положение о специализированных службах по похоронному делу. Данное положение определяет критерии, по которым ЧП, ООО, ОАО могут заниматься этим видом деятельности. Предприятиям, прошедшим отбор, естественно, присваивается статус специализированной похоронной службы. Соответствуешь критериям - занимаешься похоронным делом, нет - занимаешься другим делом. Разумеется, каждый регион может иметь свои специфические критерии, но к числу основных, на мой взгляд, должны относиться следующие:
- наличие обустроенного помещения определенного размера;
- наличие специализированного транспорта;
- наличие производственной базы или договоров с поставщиками;
- наличие профессионально обученного персонала.
Принятие таких мер исключит из похоронного дела «человека с лопатой», который сегодня совершенно свободно и законно может заниматься похоронами только потому, что у него есть лопата.
Третья проблема - развитие кремации. Об экономической, экологической и, если хотите, морально-нравственной стороне кремации и ее целесообразности говорится много. А крематориев на всю страну можно пересчитать по пальцам. Города обрастают гигантскими кладбищами, земли выводятся из сельскохозяйственного оборота.  На обуст-ройство новых мест захоронений уходят немалые деньги, а потом они закрываются, исчерпав свой ресурс. Выход из этого порочного круга - конкретная (целевая) федеральная программа по строительству крематориев. Речь идет о долевом строительстве крематориев из средств бюджетов: федерального, регионального, местного с привлечением средств похоронных предприятий и частных инвесторов. Причем крематории должны строиться уже как целый комплекс, как похоронный (ритуальный) дом с необходимыми функциями от санитарно-экологических до психолого-просветительских, а не просто как место для сжигания тела.
Четвертая проблема. Образовательная тематика выходит в настоящее время на одно из первых мест по важности в похоронном деле. Повышение качества и культуры обслуживания невозможно без подготовленных специалистов. Тех образовательных учреждений, которые сейчас осуществляют повышение квалификации или подготовку работников похоронных предприятий, совершенно не достаточно. Помимо среднего специального образования, возникает очевидная необходимость в подготовке управленцев похоронного дела с высшим профессиональным образованием. Следует подумать об открытии при некоторых вузах кафедр по обучению специалистов, управленцев высшего уровня по похоронному делу. Возрождение исторических традиций и формирование культуры похоронного обслуживания в XXI веке невозможно без профессионально подготовленных кадров. В связи с этим необходимо решить вопрос о введении специальности «организатор похоронного дела» в перечень специальностей высшего профессионального образования и о соответствующей стандартизации данной специальности.
Наконец, в перечне актуальных проблем, стоящих сегодня перед похоронным делом, - взаимодействие с органами власти. Опыт многих регионов показывает, что решение большинства вопросов можно найти на уровне местного самоуправления. Для этого нужно вести диалог, убеждать власть в необходимости достойно провожать в последний путь усопшего, содержать в ухоженном виде кладбища, которые во многих местах еще и являются историческими памятниками. Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Особое значение имеет распространение передового отечественного и зарубежного опыта, ознакомительные поездки к коллегам. Уповать же на федеральный центр в решении вопросов по похоронному делу - иллюзия, от которой необходимо избавиться. Внесение изменений в Закон - дело необходимое, но не быстрое. Как уже отмечалось, действующий Закон позволяет при умелом, творческом и конструктивном подходе обеспечить решение текущих вопросов, в том числе и вопроса о реальной компенсации расходов похоронным предприятиям по гарантированному перечню.
Поднятые в статье вопросы не являются простыми для решения. Но, по моему глубокому мнению, осилит дорогу идущий. Только совместными усилиями, опираясь на опыт и поддержку друг друга, можно шаг за шагом решать возникающие проблемы.
Со своей стороны Корпорация руководителей похоронных предприятий готова оказать всемерную помощь в решении конкретных вопросов, используя уже имеющийся опыт и наработки.

Андрей ЦВЕТНОВ, кандидат политических наук, директор-координатор Корпорации руководителей похоронных предприятий, г. Москва

КРАТКАЯ СПРАВКА О КОРПОРАЦИИ
Корпорация существует с 2000 г., зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ (свидетельство о регистрации № 13874). В настоящее время объединяет в своих рядах руководителей похоронных предприятий различных форм собственности из 47 регионов РФ. Также ее членами являются директора похоронных организаций из Белоруссии, Украины, Литвы, Германии, Китая.
Корпорация создана для практического решения конкретных вопросов как похоронной отрасли в целом, так и каждого ее члена в отдельности. По положению, в Корпорацию входят исключительно руководители похоронных предприятий, а это значит, что Корпорация представляет собой элитный клуб, место формальных и неформальных встреч. КРПП является клубом равных, где нет «генералов» и «солдат», где мобильный аппарат создается для обслуживания членов Корпорации, а не наоборот. Объединившись в рамках единой структуры, опираясь друг на друга и поддерживая друг друга, можно гораздо эффективнее решать существующие проблемы.
Целями Корпорации являются реальная защита законных прав и интересов своих членов, разработка стратегии развития похоронного дела в целом и оказание реальной помощи конкретным похоронным предприятиям.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика