Верба. Виктор Бежанов, Колывань, Новосибирская обл.

05.06.2007

В похоронном деле я новичок. Почти 30 лет я служил медицине, работал врачом - рентгенологом, заведующим поликлиникой, а после выхода на пенсию неожиданно оказался на новом поприще. Сегодня возглавляю Колыванский похоронный дом. Организация похорон - дело для меня новое. Прежняя работа приучила ко всякому делу подходить с особой тщательностью, ведь в медицине цена ошибки велика. Поэтому решился погрузиться в изучение русской культуры погребения. Отправился в Колыванский монастырь, где в церковной лавке, к счастью, продавалось несколько книг, рассказывающих о православии и традиционных бытовых  обрядах погребения на Руси.
По правде говоря, я не знал, насколько широко в похоронных обычаях на Руси была представлена верба. Ни одни похороны не обходились без вербной веточки. Чтение меня увлекло. Собранный материал показался любопытным. Его и представляю на страницах журнала.
В православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовали Иисуса Христа перед Иерусалимом во время его торжественного въезда в ворота города на осле - символе кротости и миролюбия. Верба считалась знаком победы Иисуса Христа. В субботу перед Вербным воскресеньем - днем входа Господня в Иерусалим - ветви вербы приносили в церковь, там их освящали церковнослужители. По традиции на Руси, Патриарх перед входом в собор вручал царю вербу, как знак победы и власти. Осмысление вербы, как символа победы Иисуса, было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших вход Господень в Иерусалим. Их подробное описание оставили иностранные дипломаты, ученые, купцы, посещавшие Московию в XVI-XVII вв.
Русские старались передать животворящую и охранную силу вербы людям, полям и животным. Так, в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы набирались силы. Шариками угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.
По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы людей, но в первую очередь - детей. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет».
Вербой хлестали также домашнюю скотину, когда выгоняли ее в поле в первый раз - чтобы уберечь ее и чтобы скотина набирала вес, молоко.
Во время ненастья, пожаров у соседей, грозы, вербу разбрасывали по всему двору и дому, чтобы сберечь дом, отогнать несчастье, разогнать тучи. Ветки вербы втыкали под крышу дома и хлева, чтобы скотина сохранилась в целости и возвращалась с пастбища домой.
Верба в народных поверьях ассоциировалась не только с победой, благолепием, плодородием, но и со смелостью, отвагой, мужеством. Чтобы прогнать свою робость, люди вбивали в стену дома колышек освященной вербы.
На Руси верили, что верба обладает свойствами оберега. Она защищает от нечистой силы, порчи и сглаза, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола во время сорокадневного путешествия души по небу. По поверьям, вербу следовало хранить целый год, чтобы в доме не было покойников, чтобы охранить дом от молний, остановить пожар, усмирить бурю, сберечь посевы от гибели и неурожая. Вербу хранили на Божнице в Красном углу за иконой или в пустой крынке на иконостасе, или на полке рядом с иконой. Через год, принеся свежую вербу из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле и в огороде для уличного оберега.
Чудотворные свойства вербы, все ее знаковые свойства победы, входа, торжества, оберега, плодовитости, а также наличие вербы в доме круглый год, были причиной повсеместного ее использования на похоронах.
Когда случалась в доме смерть, вербу доставали из всех углов, куда ее убирали после Вербного воскресенья и клали в гроб на подушку вокруг головы усопшего. Ветку вербы, освященную в церкви, давали в правую руку покойнику (сегодня кладут крест), чтобы тот во время того, как предстанет перед Господом, мог продемонстрировать свою веру и показать земной атрибут приветствия Господа. Вход во врата, въезд в Иерусалим Иисуса, приход души усопшего на Небеса сопровождал один и тот же символ - ветка вербы. Для того чтобы покойника, как истинного христианина, могли тотчас же заметить на Небесах, вербу вплетали в волосы (женщинам) или надевали на голову венок из цветов с вплетенной веткой или с приклеенными сережками вербы. Свежий холм могилы обкладывали ветками вербы или втыкали ветки по периметру могилы. Эти действия имели цель предотвратить выход покойника из могилы, а также были символом того, что родственники желали душе покойного беспрепятственного полета к Вратам Господа на Небесах. Считали, что с вербой в руках душе не будет страшно встретить полчища дьявола и удастся быстрее пройти все загробные мытарства на пути к Господу.
Когда несли гроб на полотенцах на кладбище, каждый участник шествия нес ветку вербы со своего двора. В те времена еще не было традиции использовать траурные венки.
В заключение своего рассказа о том, как на Руси использовали вербу на похоронах, хочу добавить, что в этом скромном церковном растении мы увидели большой ресурс для современных похорон. В первый год мы срезали несколько сотен веточек вербы. В этом году наш похоронный дом заготовил их пять тысяч. Теперь редкие похороны обходятся без этого оберега.
Рад был встрече с читателями на страницах журнала «Похоронный дом».

Виктор Алексеевич БЕЖАНОВ, директор Колыванского похоронного дома, врач высшей категории

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика