За годы перестройки мы многое приобрели, ничего не потеряли. Галина Гранаткина, Иваново

05.06.2007

Галина Ивановна Гранаткина - директор похоронной фирмы МУП «Ритуал» города Иваново. В 2005 году исполнилось 25 лет с тех пор, как она возглавила предприятие. За свою работу на этом нелегком поприще она была награждена орденом «Знак почета», медалью «За трудовое отличие», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, удостоена званий почетного и заслуженного работника жилищно-коммунального хозяйства России, победителя Всероссийского конкурса «Женщина - директор 2004 года». Ее имя занесено в книгу «Знаменитые женщины России 2002 года».
«Пусть не растет трава забвения у подножий крестов и памятников» - это жизненное и трудовое кредо, почти молитва Галины Ивановны.

Я всегда с азартом относилась к новым видам деятельности. По этой причине приняла предложение перейти из благополучного во всех отношениях текстильного комбината, где работала заместителем на-чальника прядильного производства, на совершенно новую, не совсем обычную работу и возглавить, а, по сути, реанимировать предприятие по оказанию ритуальных услуг и создать на его месте действенную похоронную службу. Конечно, это был риск. Многие говорили, что берусь за решение невыполнимой задачи. Но кто-то должен был за это взяться. Почему не я? 
Когда впервые увидела здание, которое занимала ритуальная служба, растерялась. Место, куда приходили люди со своим горем, представляло собой ветхий домик со съехавшими с петель дверями и потолком на подпорках. Такой интерьер создавал гнетущее впечатление и усугублял и без того подавленное состояние посетителей. Меня успокоили, что фундамент нового здания уже заложен, и что стройку требуется взять в надежные, то есть мои, руки. Конечно, я загорелась: буду строить.
Опыта подобной работы на тот момент не было. Было огромное желание помочь людям, которое появилось в первый же день на новом месте, когда увидела боль, слезы, растерянность незнакомых людей, которые в первый раз хоронили близкого человека. Тогда поняла, чужого горя не бывает.
Поначалу дела шли тяжело. Жизнь проходила в режиме постоянной огромной психологической нагрузки. Работать приходилось по тринадцать часов в сутки. Что такое выходные, я просто забыла. Необходимо было решать как технические, так и кадровые вопросы. Проект административного здания к началу строительства безнадежно устарел, пришлось проектировать заново. Катастрофически не хватало квалифицированных, да и просто порядочных похоронных кадров. Кладбищенские служащие - копщики земли —  почти никогда не являлись на работу трезвыми. Вымогательство денег у теряющих чувство реальности от горя людей также было обыденным делом. Приходилось постоянно разбираться с подобными случаями. Все вышеупомянутые факты не прибавляли авторитета нашей службе ни у населения города, ни у его руководителей. Поэтому власти, конечно же, были заинтересованы в переменах к лучшему. Я благодарна моим тогдашним руководителям Николаю Павловичу Балееву и Павлу Дмитриевичу Смирнову, которые отнеслись к строительству «Ритуала» не формально, а с душой и полностью погрузились в проблему. У них я многому научилась.
Менять ритуальную службу начала с кадров. Пригодился опыт кадровой работы, накопленный на фабрике. Коллектив удалось собрать такой, что его костяк сохранился до сих пор. Работу по укреплению кадров начала с контактной зоны, то есть с тех, кто каждый день оказывается лицом к лицу с человеческим горем. Одновременно с кадрами решала проблему размещения «Ритуала» - строила административное здание по обновленному проекту, а также создавала необходимые для работы МУПа производства: деревообрабатывающий, камнеобрабатывающий, швейный, веночный цеха, отдел благоустройства.     
До 90-х годов «Ритуалу» на содержание и благоустройство кладбищенских территорий выделялись средства из городского бюджета. Делалось это по остаточному принципу. Создание крепкой, серьезной материальной базы решило многие проблемы. Сегодня «Ритуал» - не убыточное предприятие, просящее помощи у всех, а современная похоронная фирма, которая круглосуточно берет на себя практически все заботы по погребению и содержанию кладбищ.  
«Во время перестроечного кризиса мы ничего не потеряли, не закрыли ни одного цеха. Мы не только выстояли, но многое удалось создать. Была столовая — в ней мы организовали два зала прощаний, трупохранилище. Построили большой цех камнеобработки. Обновили всю технику. У нас только тракторов 10 единиц. Купили поливо-моечную машину, экскаватор.»
Я убеждена - человек умирает дважды: первый раз, когда его хоронят, второй - когда его забывают. Поэтому не должно быть забытых, заброшенных могил, даже среди тех, за которыми по каким-либо причинам не могут присматривать и ухаживать близкие усопшего.
На ивановском кладбище «Балино» есть могилы, за которыми, согласно договорам, ухаживают сотрудники «Ритуала», поскольку родственники похороненных здесь живут далеко и не могут приехать. Но есть захоронения, о которых забывают даже живущие рядом. Таким людям сотрудники нашей службы стараются тактично напомнить об их человеческом долге и предложить свою помощь, если из-за нехватки времени или другим причинам они не могут посетить родные могилы.  
Объекты особого внимания «Ритуала» - могилы участников Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Их на «Балино» более пятисот. Есть здесь аллея захоронений известных текстильщиков, а также почетных граждан города Иваново.
Сейчас, спустя годы, понимаю, тогда, 25 лет назад, взяла на себя слишком много обязательств, слишком многое хотела сделать сама. Как оказалось, твои многие попечения и обязательства мало кому нужны. Они такие же греховные и бессмысленные, как и суета. Теперь я стала более избирательной. Инициативно стараюсь не помогать, а жду, когда попросят. Так написано в Библии. Раньше я не могла пройти мимо нуждающихся. Но мой священник-духовник истолковал мне суть библейской помощи. И теперь круг моих попечений сократился. Стараюсь брать на себя социально значимые обязательства.
Когда оглядываюсь назад, становится страшновато - ведь моя работа фактически истлевала меня. До разрушения меня как личности оставался один шаг. Если продолжить о помощи и поддержке, которую мы все оказываем друг другу, то самым большим откровением для меня из многих поучений моего духовника было то, что далеко не каждая помощь духовна. На небесах зачтется только та помощь, которая дарована нами другому не только от сердца, но и когда мы ее оказываем в трудную, крайне стесненную минуту для нас самих. То есть когда ты отдаешь последнее, когда не считаешься со временем, когда не ждешь благодарности, делаешь пользу людям тихо, бескорыстно, когда помощь твоя из последних сил. А когда у тебя много, то ты просто справедливо делишься. Это обязанность каждого благородного человека. Помощь - это не фарс, не театр, не реклама. Вот такой самый большой урок я извлекла из своего последнего времени. Жаль, что простое знание приходит к нам так поздно. А ведь это можно было узнать еще в школе, если бы нам преподавали Закон Божий.
Несмотря на все трудности, с которыми мне пришлось столкнуться, я благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность вот уже четверть века быть рядом с теми, кому необходима моя помощь в самые трудные минуты их жизни. Работа похоронщика, на мой взгляд, одна из самых  благородных.

Галина ГРАНАТКИНА, директор МУП «Ритуал», г. Иваново, Председатель ревизионной комиссии Союза похоронных организаций и крематориев.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика