RSS Распечатать

Похоронное дело в России - единство духовного и материального. Лариса Коржнева, Москва

Лариса Алексеевна Коржнева работает в правительстве Москвы заместителем руководителя Департамента потребительского рынка и услуг. Она опытный и компетентный специалист по вопросам похоронного дела в России, хорошо знает проблемы и многое делает для продвижения реформ в этой отрасли.
К началу нынешнего столетия в Москве было 68 кладбищ общей площадью около    1 тыс. га. Это крупнейшее в мире хозяйство похоронной отрасли. Ведение его на надлежащем уровне требует больших материальных затрат и душевных сил. Департамент потребительского рынка и услуг правительства Москвы стремится не только улучшать качество услуг, но и влиять на воспитание подрастающего поколения в духе уважения к памяти предков. Расширение комплекса качественных и доступных похоронных услуг - постоянная забота департамента. Одним из новшеств стало содержание мест захоронения, включающее в себя ландшафтное проектирование и уход за местом захоронения. Создана единая компьютерная система, обеспечивающая связь между учреждениями здравоохранения, правопорядка и ритуальными службами. Проводится масштабная работа по топографическому исследованию бесхозных захоронений. Организуются экскурсии школьников и студентов по кладбищам Москвы. К этой работе у Ларисы Алексеевны особое отношение и самое пристальное внимание.
По просьбе редакции нашего журнала Лариса Алексеевна ответила на вопросы, которые сегодня интересуют не только специалистов похоронного дела, но и широкую общественность России.

Какие, на Ваш взгляд, тенденции в похоронном деле России наметились в последнее время?
Сегодня мы, работники похоронной сферы, все чаще обращаемся к теме возрождения духовности и культуры. Год от года мы все больше и больше уделяем внимания изучению забытых ранее произведений искусства, новому звучанию незаслуженно забытых имен, сохранению и возрождению традиций. Похоронное дело - один из пластов нашей культуры. Мы, считающие себя культурными людьми, заслуженно гордимся памятниками истории и культуры своего народа, своей страны, созданными нашими предшественниками на этой земле, нашими предками, людьми, которые ушли в мир иной, чей прах покоится в земле. Каждый из нас когда-нибудь покинет этот мир. Неважно, каким был человек при жизни, не нам судить его после смерти. Кем и каким бы он ни был, для кого-то он оставался близким и любимым. Наш долг - помочь близким, а если таковых нет, то, соблюдая человечность, самим проводить умершего в последний путь и на месте захоронения оставить об усопшем память потомкам.
Один из великих мыслителей древности справедливо заметил: «Покажите мне деревенский погост, и я скажу, каков уровень культуры и духовности у всего народа». Захоронения древних позволяют обществоведам судить не только о развитии культуры, прикладного искусства, но и технологиях, и общественно-экономических укладах. Именно потомки будут давать оценку нашей человечности и духовности, судить о нашей культуре по тому, как мы относимся к мертвым. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда вся страна готовится отметить шестидесятую годовщину Великой Победы. В Московском правительстве разработана обширная программа по сохранению захоронений и увековечиванию памяти тех, кто ценой своей жизни и здоровья обеспечил мирное будущее потомкам. Эта важная работа - одно из приоритетных направлений в нашей деятельности.
Многое изменилось в похоронной отрасли за последнее время. Повсюду в России возрождаются старые похоронные традиции, проводится исторический анализ погребальных обрядов, традиций народов Древней Руси и России, инвентаризация кладбищ, памятников, описание некрополей. Не все понимают, к сожалению, что только в этом единстве проявляется духовность людей.
То есть возрождение традиций неразрывно связано с духовностью?
Это бесспорно. Вспомните, какие мысли посещают вас на похоронах? О смысле жизни, об отношении к окружающим, о вечном, о таинствах Вселенной. Жизненная суета уходит, на первый план выходит душа, духовность.
К сожалению, есть немало примеров, когда отношение к памяти ушедших от нас поколений, к их праху и местам погребения трудно назвать цивили-зованным и нравственным. Могилы многих, даже выдающихся людей страны, создававших ее славу и могущество, бесследно исчезли с лица земли, навсегда оказались утерянными для потомков целые «города мертвых» - старинные городские кладбища.
Во многих русских городах старинных некрополей не сохранилось. Сколько было приходских кладбищ в России, а затем закрытых? Сейчас вряд ли точно ответит кто-то из историков и краеведов, так как специальных исследований по этой теме пока крайне мало. От нас безвозвратно уходит целый пласт истории.
Порой с лица земли исчезают не только могилы наших далеких предков, но и захоронения недавних лет. Мы забыли, что забота о кладбищах - один из элементов культуры любого народа. Ведь кладбища, как литература, живопись, архитектура - это памятники истории и культуры.
Не могу не согласиться с коллегой из Ростова-на-Дону, который в одном из номеров журнала «Похоронный дом», говоря о кладбищенской культуре, назвал ее «национальным достоянием». Действительно, каждый ушедший от нас в другой мир - это наше наследие. Он жил среди нас, ходил по тем же улицам, работал, созидал, приумножал богатство страны, защищал ее. Все умершие - наши бывшие современники по веку. Они - наше духовное богатство, которым мы обязаны дорожить. То, что у нас родилось и выросло целое поколение, не знающее своих корней, - результат кощунственного отношения к местам упокоения предков, которое наблюдалось несколько десятилетий в условиях экстенсивной экономики. А ведь знание каждым человеком своей родословной имеет огромное значение в воспитании его нравственных устоев.
Когда я бываю на кладбищах и вижу группы детей, пришедших на экскурсию, мне становится тепло на душе. Я радуюсь за этих ребятишек. Мне в эти моменты всегда думается: им повезло, что учителя организуют посещения некрополей. Ведь здесь, на старом погосте, встречаются души. Это особое общение. Общение с прошлым. Дети в такие минуты ведут себя по-особенному. Наступает их прозрение. Здесь они раздумывают, размышляют, к ним приходят новые мироощущения, помогающие вникнуть в смысл жизни. Есть немало свидетельств тому. По признанию учителей, такие посещения оказывают на детей мировоззренческое воздействие. Дети начинают понимать, что нельзя проживать жизнь так, как будто можно жить вечно. В них как бы прибавляется мудрости взрослых. Бывает, что один такой день дает в воспитательном плане больше, чем десятки прочитанных книг. Человек, который с детства приучен памятовать о смерти как о высшем мериле заслуг, жизненных итогов, безусловно, будет стремиться наполнить свою жизнь большим духовным содержанием. Чем больше духовности, тем меньше праздности, алкоголя, наркотиков, преступлений.
Считаю, экскурсионную работу необходимо развивать еще более активно. И не только в Москве. В каждом городе, поселке есть люди - врачи, инженеры, воины, учителя, рабочие-мастера, заслуги которых молодежь должна знать. Ведь их жизнь - это вехи нашего поступательного развития. Для того чтобы составить экскурсии, необходимы профессиональные описания, нелегкая, большая краеведческая работа по изучению жизненного опыта выдающихся земляков, которые еще недавно жили среди нас. Воспитание уважительного отношения к памяти ушедших поколений позволит ныне живущим надеяться на то, что потомки не будут сносить наших могил и устраивать на их месте стадионы и парки культуры, что они будут способны к состраданию.
Только духовным личностям свойственно сострадание. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром, не только с людьми, но и с животными, растениями и природой в целом. Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за погибающие кладбища, за уважение к памяти. Чувство сострадания не позволяет равнодушно глядеть на запущенные кладбища, убогие и  разоренные могилы, неэстетичные надгробия, которые в сущности являются материальным воплощением  бездуховности. Именно поэтому давно и незаслуженно забытое понятие «сострадание» требует возрождения и развития. Конечно, одного сострадания недостаточно. У похоронной отрасли масса проблем, которые требуют скорейшего решения и финансовой поддержки.
Что это за проблемы?
Во-первых,
отсутствие государственного регулирования в сфере ритуального бизнеса. Отмену лицензирования на похоронное дело связывают с переходом на более либеральные методы регулирования экономики. Как известно, ставка на то, что «рынок сам все отрегулирует» не в каждой сфере оправдалась. Сегодня государство возвращает себе полномочия в наиболее важных отраслях экономики. Похоронное дело - это тоже одна из сфер экономической жизни страны. Оно так же, как и другие отрасли, подвержено воздействию объективных экономических законов.
Не так давно на совещании в Госстрое объявлено, что программу приватизации планируют распространить на похоронную сферу. Нет сомнений, в похоронном деле приемлема любая форма собственности, лишь бы дело велось должным образом. И это особенно важно в работе с нововведениями, чтобы не были ущемлены законные права граждан на погребение и достойные похоронные услуги были доступны для всех слоев общества.
Каждая похоронная фирма, независимо от формы собственности, - самостоятельно действующий субъект на рынке. Свою задачу наш департамент видит в том, чтобы предоставить равные благоприятные возможности для всех, кто работает в похоронной сфере в полном согласии с законом и обеспечивает качественные похоронные услуги, соответствующие стандартам, предъявляемым обществом и потребителями.
В этой связи хочу подчеркнуть, разработка и утверждение новых стандартов и критериев оценки деятельности похоронных фирм - одна из наиболее актуальных задач. В последние годы много говорится о новой концепции похоронного дела в России, но дальше разработки программы с перечнем целей и задач дело не идет. Прошло девять лет с тех пор, как вышел Закон о погребении и похоронном деле, где была предложена концепция развития отрасли. С тех пор многое изменилось, появились новые задачи, кардинально поменялось соотношение муниципального и частного включения в отрасль. Не могу сказать, что о концепции забыли. Но мне все же иногда кажется, что этот термин далеко не всеми воспринимается правильно. Концепция - это не только цели и задачи. Программа не может ограничиваться лишь целеполаганием, хотя осознать, вычленить задачи - важный этап в развитии отрасли. Что, собственно, и было сделано, когда принимался закон.
Концепция должна включать много других пунктов: ресурсы, материально-техническую базу, кадры, научные исследования... Свое образование я получала, как и большинство, наверное, читателей журнала, в СССР. В то время принималось много разных планов, и нас учили разрабатывать концепции. Со студенческой скамьи помню, любая концепция должна была отвечать минимум шестнадцати пунктам. Чтобы концепция соответствовала канонам, стала научно обоснованной, важно вычленить критерии оценки деятельности как отрасли в целом, так и отдельных фирм. Для того чтобы правильно оценить, необходимо разработать стандарты. Без этого не может быть критерия, а без обоснованного критерия невозможно определить эффективность. Взять хотя бы критерий экологической оценки отрасли. Но об этом чуть позже. Итак, критерии, оценки отраслевой экономической эффективности и стандарты в похоронной сфере - это во-вторых.
В-третьих
, проблема подготовки кадров. Работники похоронной службы должны профессионально решать проблемы обратившихся к ним граждан. Они обязаны знать похоронные обряды, уметь ненавязчиво предложить человеку все необходимые атрибуты для похорон, пригласить священника, договориться о поминальном обеде, уметь многое другое - вплоть до психологической поддержки родственников усопшего. Похоронные директора, как сегодня стали называть агентов, должны иметь опыт работы с лечебными учреждениями и моргами, чтобы правильно определить время и заказать, в случае необходимости, бальзамирование. Они должны учитывать возросшие требования потребителей к качеству производства изделий и предоставления услуг похоронного назначения, уметь находить взаимодействие с представителями власти.
Все это под силу только хорошо образованным, специально подготовленным для работы в похоронной отрасли людям. Такую школу сегодня можно пройти в Центре подготовки кадров для похоронной службы Института экономики сервиса Московского государственного университета сервиса. К сожалению, это единственное подобное образовательное учреждение. Есть еще Московский институт повышения квалификации кадров ЖКХ. Здесь проводят краткосрочные семинары по отдельным вопросам функционирования похоронных служб. Понятно, что удовлетворить кадрами всю сферу похоронного дела в России эти учебные заведения не могут. Поэтому неизбежно встает вопрос о создании учебных пунктов в регионах, и, конечно, необходимы учебники - пособия по основам похоронного дела. Последнее хотелось бы подчеркнуть особо. Ведь похоронная отрасль сегодня объединяет более двадцати профессий.
В-четвертых, проблема финансирования похоронной отрасли. Кладбище - это такое же предприятие, как и любое другое. Без денег оно не может существовать достойно. Но пока расходы на похоронное дело включены в бюджет ЖКХ, вести это дело на современном уровне трудно, поскольку в этой отрасли - всегда дефицит бюджета. В Москве, например, не стали ждать «светлого будущего», а включили расходы на похоронное дело отдельной строкой в бюджет. Этими средствами распоряжается Департамент потребительского рынка и услуг. Поэтому московские кладбища выглядят по-иному, чем в других регионах России.
Мне очень, очень хочется, чтобы кладбища повсюду в России выглядели и содержались бы в таком же порядке, как и московские. И хотя у нас, в Москве, немало изъянов в работе кладбищ, но сегодня именно здесь, в Москве, сложился передовой опыт, который мы стремимся распространять. В Москву постоянно приезжают коллеги из глубинки. Уже стало традицией - ежегодно в октябре во время выставки «Некрополь» мы организуем ознакомительные поездки по московским кладбищам для всех участников, принимаем их у себя в Московском правительстве. Всего более шестисот наших коллег из других регионов изучали работу кладбищ Москвы. Для многих наш опыт пока еще открытие. В прошлом году участник такой поездки из одного сибирского города сказал, что знакомство с московскими кладбищами стало для него  «культурным шоком». Должна подчеркнуть, наш опыт легко достижим. Все зависит от культуры и духовности вовлеченных в процесс людей.
В-пятых, проблема экологии похорон, которая стоит особняком. Как и всякая отрасль, похоронная оказывает ряд побочных воздействий на природу, окружающую живого человека среду. Понятно, сама похоронная отрасль не способна исследовать эколого-биохимические аспекты своей деятельности. Здесь на помощь должны прийти научные силы смежных сфер: гигиены, изучающей влияние факторов производства на здоровье человека и продолжительность его жизни; санитарии, занятой разработкой гигиенических законов, нормативов и правил; экологии, исследующей среду обитания человека. Без учета возможных негативных последствий деятельности похоронных фирм сегодня было бы безответственно проектировать, строить планы, формировать программы, разрабатывать новые концепции дальнейшего развития отрасли. Экологические, санитарно-эпидемиологические, природоохранные проблемы неожиданно вышли на первый план. Это и понятно. Новое время требует все большей безопасности жизнедеятельности. Такие далекие, на первый взгляд, проблемы: водоснабжение, чистота воздуха, санитарная и медицинская безопасность, грамотное землепользование – во весь рост встали перед нашей отраслью. Поэтому практическая деятельность каждого работника похоронной сферы немыслима без глубоких знаний основ гигиены, профилактической и клинической медицины, развития экологического мировоззрения.
В-шестых. Есть и другие науки и области знания, которые по каким-то малообъяснимым причинам обходят стороной, оставляют в забвении или исследуют фрагментарно, некомплексно проблемы похоронной отрасли. В частности, это относится к искусствоведческим наукам, которые неохотно занимаются монументальным жанром. Например, в работах по истории русского искусства и русской культуры монументальная пластика рассматривается лишь в общем русле развития культуры как вида искусства. Отчасти причины ограниченного интереса искусствоведческой науки и самих художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров к мемориалам и памятникам объясняется спецификой монументального жанра. Суть его в том, чтобы выразить положительный идеал - духовный, гражданский, социальный, исторический. Эта художественная задача, естественно, значительно ограничивает круг изобразительных возможностей, не позволяет использовать целый ряд художественных приемов и часто требует синтеза искусств и архитектуры.
За последние десять лет было издано несколько книг по историографии московских некрополей. Это хорошие, полные издания по некрополистике, содержащие обширные документальные материалы. К сожалению, все эти книги не содержат искусствоведческого и, самое главное, мировоззренческого анализа. А между тем, слово «монумент» происходит от латинского «моно», одно из значений которого - «напоминать, обращать внимание». Термин «памятник» говорит сам за себя. Идея монумента и памятника - ровесница идеи храма. Тот и другой, по сути, отвечают одним и тем же задачам - напоминания и прославления. Творя рукотворную память, мы пишем вечную летопись всем умершим.
Получается, духовное в похоронной отрасли неотделимо от материального?
Процесс жизнедеятельности человека устроен так, что духовность в отношении к миру, людям часто проявляется либо не проявляется посредством ее материализации - создаваемых человеком материальных предметов. Они могут быть эстетичны и некрасивы, духовны и бездуховны. Даже столь глубокий духовный процесс как богослужение насыщен многими материальными атрибутами и символами, воплощающими те или иные творения рук и ума человеческого, они неразрывны с его душой.
Совершенствование материального для поддержания и развития духовного, в первую очередь, необходимо в такой отличной от других сфер жизнедеятельности человека, как погребение, в которой явно преобладают социально-психологические, духовно-нравственные начала и сохранение памяти усопшего. Это основная цель, которая определяет стратегию и основные практические задачи тех, кто посвятил себя похоронному делу, похоронной индустрии. Для ее воплощения необходим профессиональный маркетинг ритуально-погребальных товаров и услуг, анализ традиций и современных направлений художественного конструирования, материальных символов, атрибутов и услуг в ритуально-погребальной сфере. А еще, как я уже упоминала, важны новые критерии оценки нашей деятельности, что также является частью духовного содержания отрасли. Оценки зависят от целей, которые видят перед собой похоронщики. Если у похоронщиков цели не созидательные, а деструктивные - только нажива, то как они могут заниматься нашим наследием, увековечением памяти предков?
На этом хотела бы остановиться отдельно. Когда я встречаюсь с коллегами, часто приходится слышать резко отрицательные оценки похоронного опыта СССР. Считаю, критиканство недопустимо сегодня. Прошло много лет с начала перестройки. Времени было достаточно, чтобы и в Москве, и в других городах России все изменить, усовершенствовать, «перевернуть», если хотите. Я, например, всегда уважительно оценивала наши прошлые достижения. Советская система погребения работала, у нее была значительная материальная база, она оставалась жизнеспособной. Никто не может привести хотя бы один пример, чтобы кого-нибудь в СССР не похоронили. Конечно, были и упущения, порой значительные.  Но в том и есть смысл поступательного развития, чтобы устранять то, что изжило себя, модернизировать то, что нуждается в совершенствовании, изобретать, внедрять, перенимать передовой опыт.
Вы говорите только о российских традициях или нам может помочь зарубежный опыт?
Знакомство, обмен информацией, технологиями, опытом, производственная кооперация, сотрудничество с зарубежными партнерами, наконец, торговые связи - все это всегда полезно. И сегодня это активно развивается в нашей отрасли. Но я бы вновь хотела сказать об оценках. Мне представляется, не следует абсолютизировать, избыточно обольщаться чужим опытом. Еще несколько лет назад наша «похоронка» заметно отличалась от зарубежной. Прошло 10 лет, и во многом мы преуспели, выросли. Все чаще уже иностранцы восторгаются нашими достижениями. То первое, шокирующее впечатление, которое, наверное, посещало каждого из нас, когда мы изучали иностранный опыт, быстро ушло в прошлое, а представления о том, что их зарубежный опыт для нас недостижим, оказались несостоятельными. Иллюзорные превосходные оценки во многом потухли, зарубежный опыт быстро был синтезирован, вплетен в нашу «похоронку». В России оказалось много современных, мыслящих специалистов и руководителей, которые в годы перестройки не сидели на месте, не уповали на помощь сверху, а ездили по миру, участвовали в зарубежных похоронных выставках, обучались на курсах по бальзамированию, флористике, уходу за кладбищами, установке памятников, наконец, привозили передовые зарубежные технологии и целые заводы для организации производства на месте.
Зарубежный опыт ценен для нас не меньше, чем российские традиции. У каждой страны есть свой национальный опыт в этой сфере. Но «похоронка» все больше становится транснациональной, глобализация затронула и нашу сферу. Мы живем уже пять лет в XXI веке - веке, который с каждым годом раздвигает границы государств, устраняет барьеры. Без сотрудничества и взаимообогащения нам не обойтись.        
Что же необходимо для того, чтобы достичь мирового уровня в похоронной отрасли?
Сделать нужно многое. Упомяну лишь несколько задач.
1 Прежде всего, нужны изменения в порядке предоставления похоронных услуг. Выиграет на рынке тот, кто быстрее других адаптирует свои услуги в соответствии с требованием закона, защищающего права потребителя, и возросшим уровнем культуры в сервисе и торговле. Необходимо совершенствовать организационно-экономические отношения, формы, методы и средства управления в нашей отрасли. 3 Безотлагательных мер требует техническое перевооружение, модернизация автопарка похоронной отрасли. Важно шире и как можно скорее внедрять новые машины, технику на кладбищах, технологические линии по производству похоронной продукции. 4 Для придания современных форм похоронной атрибутике мы должны использовать разработки инженеров и архитекторов по проектированию кладбищ, ритуальных сооружений малых и больших архитектурных форм. 5 Развивать опытно-экспериментальное и мелкосерийное производство ритуальной продукции.  Шире вовлекать в нашу работу творческие союзы - художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов, поэтов, писателей, журналистов. 7  Расширять просвещение с помощью публикаций в средствах массовой информации и специализированных изданиях, лекций, рекламно-выставочной работы. 8 Развивать историческую память у подрастающего поколения. 9 Расширять международную кооперацию, торговлю, обмен опытом.
Подводя итог, добавлю, что современным людям по каким-то причинам стало свойственно вытеснять смерть из своей жизни, отказываться от траура. Все чаще уходит великое таинство смерти из обыденной жизни. Траур для многих стал тягостной обязанностью. О собственной смерти не принято рассуждать. Взрослые освобождают детей от раздумий о смерти и участия в похоронах, иллюзорно полагая, что они тем самым оберегают детскую психику от лишних стрессов. Все чаще люди без почестей, тихо провожают своих родных в последний путь. Хотя еще совсем недавно по улицам следовали многолюдные похоронные процессии. Украшенный венками катафалк сопровождала торжественная музыка духового оркестра. Сегодня с бортов автобусов-катафалков исчезли даже траурные ленты. На смерть наложено табу. Словно кто-то умышленно заретушевывает то, что нас всех ждет. 
О кладбищах пишут мало, их недостаточно изучают, их забывают. Я убеждена, о смерти должны знать больше не только профессионалы, но и все люди. Это необходимо  во имя памяти ушедших, и для того, чтобы сохранить, продлить собственную жизнь, наполнить ее духовным содержанием - ведь благородные истоки цивилизации восходят к смерти бесчисленных поколений людей.
Духовность позволяет человеку сознавать ценность предков, постигать значимость их внутреннего мира, уникальность опыта предыдущих поколений, ощущать причастность к культуре родной страны и всей цивилизации. Заботясь о духовности наших детей, мы как бы формируем в душе ребенка особое пространство, в котором обретают жизнь новые смыслы, ценности и нормы. А это, в свою очередь, - залог их полноценного существования в мире культуры, религии, философии и искусства. 
История смерти, ее влияние на мысль, искусство, философию, археологию, науку, культуру, наконец, здравоохранение укоренилось в каждой цивилизации. Корни человека, да и сама история остались бы вечной тайной, не будь похоронной культуры, которая является стремлением индивидуума продолжить свое существование после смерти, остаться в памяти грядущих поколений. В своей глубокой скорби человек всегда старался остановить время, увековечить память об умершем. Великие реквиемы, поэтические эпитафии, шедевры портретной живописи и скульптуры создавались в трагические дни жизни творцов. Без смерти и окружающей ее тайны не было бы Великих Пирамид. Возможно, не было бы философии и теологии.
Примечательно, что еще первые люди на земле, создавая примитивные орудия труда, задумывались не только о хлебе насущном, но и о вопросах более возвышенных, продиктованных чувствами долга и любви к своим предкам, к тем, кто ушел из жизни. Многочисленные ритуалы прощания были важными этапами в развитии цивилизации, в становлении человеческого самосознания. Поэтому приоритетной, программной задачей похоронщиков России, сегодня, как и много веков назад, является сохранение и развитие традиций траура. Хранить верность ритуалам траура - этим базовым символам культуры и духовности - обязывает нас наша профессия и ответственность перед будущими поколениями.
Хочу пожелать всем похоронщикам России здоровья и творческих сил, которые позволят им долгие годы преданно и тактично служить отрасли, духовно соответствовать Богом им данному предназначению.

Лариса КОРЖНЕВА, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы

Интервью продолжалось около двух часов, записано на магнитофон. Материал проиллюстрирован фотографиями Новодевичьего кладбища, где ежегодно устраивается около двух тысяч экскурсий для школьников, студентов и гостей Москвы.


Тематики: похоронное дело в Россиижурнал похоронный домпохороныпохоронное делопохоронное законодательствопамятькультура погребенияпохоронная культураритаулы

01.06.2007


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Миртелс

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

Уход за памятниками и захоронениями в Беларуси

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae