Основными документами, регулирующими похоронное дело в России, являются Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Кроме того, ограничивают похоронную деятельность Земельный и Градостроительный кодексы, в которых отсутствуют категории земель, выделяемых под кладбища, а также Налоговый кодекс и налоговые классификаторы, в которых похоронная деятельность не нашла должного отражения, за исключением продукции, не облагаемой НДС.
Современные рыночные отношения наглядно демонстрируют, что ФЗ «О погребении и похоронном деле» должен быть пересмотрен, в котором необходимо чётко и сжато определить порядок организации похоронного дела в России. Всё, что касается технических регламентов, стандартов, порядка деятельности похоронных предприятий достаточно отразить в подзаконных актах, земельном, градостроительном и налоговом кодексах.
Ключевые моменты, которые необходимо принципиально изменить в действующем законодательстве относительно похоронного дела России:
1. Узаконить организацию мест погребения, создаваемых специализированными службами похоронного дела любой организационно-правовой формы, но сохранив при этом четкое законодательное регулирование на уровне федерального закона и контроля со стороны органов местного самоуправления.
2. Внести изменения в действующие санитарные правила и нормы относительно крематориев, установив для них точно такую же санитарно-защитную зону, как и для кладбищ, потому что, во-первых, крематорий - это тоже место погребения, как и кладбище (ст. 4 ФЗ), во-вторых, экологическими и санитарно-эпидемиологическими экспертизами установлено, что крематории являются менее вредными источниками загрязнения окружающей среды, чем кладбища.
В настоящее время размер санитарно-защитных зон действующих санитарных норм и правил в значительной степени влияет на стоимость строительства кремационных комплексов из-за удорожания строительно-монтажных работ, подведения коммуникаций (газ, электричество).
3. Определить критерии для присвоения предприятию статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела. (Органам местного самоуправления необходимо либо разработать четкие регламенты для присвоения статуса специализированных служб, либо ввести лицензирование.)
4. Внести в Земельный кодекс категорию определения места погребения/захоронения как общественного места со статусом заповедной зоны со льготной налоговой ставкой или необлагаемых налогами, т.к. при действующем законодательстве место захоронения предоставляется на безвозмездной основе и в бессрочное пользование. Т.е. пользователь местом захоронения, единожды оплатив услуги по его подготовке, больше не осуществляет финансовых вливаний в его содержание весь срок пользования.
5. Внести в Градостроительный кодекс определение мест погребений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ»
Статья 4. Места погребения
В п. 1:
- формулировку в предложении «стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах) заменить формулировкой «праха после кремации». Существующая формулировка с первых статей Закона вводит ограничения на способы захоронения праха;
- здесь же формулировку «предназначенными для осуществления погребения умерших» заменить формулировкой «предназначенными для осуществления обрядовых действий с умершими»;
- во втором предложении формулировку «места погребения могут относиться…» заменить формулировкой «места погребения относятся…», чтобы исключить двусмысленное толкование.
Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти
В п. 1 удалить абзац «быть подвергнутым кремации», как ограничивающую действия специализированных служб по захоронению невостребованных, но опознанных умерших.
Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению
Исключить статью, сохранив предоставление гарантированного перечня услуг по погребению в части социально-неимущих слоев или одиноких лиц. Статья 12 настоящего ФЗ для остальных категорий - увеличение социального пособия на погребение.
Статья 10. Социальное пособие на погребение
Изменить толкование статьи без привязки к гарантированному перечню и стоимости услуг по погребению. Определить порядок выплаты денежного пособия в денежном эквиваленте.
Например, во многих европейских странах определена сумма пособия в натуре, независимо, какой набор похоронных услуг выбирается.
Статья 15. Предложения по созданию мест погребения
В п. 1. «Предложения по созданию мест погребения вносятся» добавить пятый абзац: «Специализированными службами по вопросам похоронного дела».
В п. 2 абзац: «по принадлежности - государственные, муниципальные» дополнить «частные».
Здесь же добавить: «Частные места погребения, принадлежащие на праве собственности специализированным службам по вопросам похоронного дела, созданным в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ - это отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и праха кремированных, крематориями, а также иными зданиями и сооружениями для осуществления обрядовых действий с умершими».
Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
Из п. 2 вынести абзац: «Не разрешается устройство кладбищ на территориях» в отдельный п. 3.
Статья 23. Название статьи. «Стены скорби» переименовать на «Захоронение праха», т.к. само название ограничивает право выбора варианта захоронения праха. Здесь же указать способы захоронения праха.
Прах может быть захоронен:
- на вновь отведенном или родственном участке кладбища;
- в нише колумбария;
- в семейном склепе-колумбарии;
- в месте общего захоронения (братской могиле) невостребованного праха;
- путём развеивания на специально отведённом участке кладбища;
- иным способом, не противоречащим санитарным и этическим нормам.
Статья 24. Крематории
В п. 1 в предложении «Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления» добавить «или иных организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству РФ». (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
В п. 2 слово «определяется» заменить «утверждается», т.к. порядок деятельности может разрабатываться независимо от органов местного самоуправления, не противореча действующему законодательству РФ, а органам местного самоуправления достаточно утвердить разработанный порядок.
Статья 25. Организация похоронного дела
В п. 2 добавить: «Присвоение предприятию статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления».
Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
Добавить «и иных законных источников».
Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела
Конкретизировать статью в следующей редакции:
1. Для осуществления деятельности по погребению умерших, создаются специализированные службы по вопросам похоронного дела. Специализированные службы могут быть созданы в форме муниципальных предприятий, а также предприятий иных организиционно-правовых форм, получивших статус специализированной службы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом самостоятельно разрабатывают и утверждают Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории субъекта РФ.
*Добавить в ФЗ статью «О присвоении статуса бесхозного захоронения», которое подлежит рекультивации, в соответствии с санитарными нормами. Критерии и порядок учёта бесхозных захоронений определяются органами местного самоуправления.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНОМУ САНИТАРНОМУ ВРАЧУ РОССИИ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Существующие нормы санитарных правил морально устарели, вследствие этого формируется негативное отношение согласующих органов на проектирование крематориев. Современные кремационные комплексы отвечают международным санитарным требованиям. Регулярно проводимые замеры и исследования действующих кремационных комплексов подтверждают, что крематории являются менее вредными по степени воздействия на окружающую среду, чем классические кладбища. Для обоснования безопасности крематориев взять паспортные характеристики современного кремационного оборудования, замеры в натуре современных крематориев России и международные стандарты.
Предложения
1. Вывести крематории из категории мусоросжигательных заводов и внести изменения в п 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- крематории с печами более одной вывести из КЛАССА I (санитарно-защитная зона 1000 м) в КЛАСС II (санитарно-защитная зона 500 м);
- крематории с одной печью вывести из КЛАССА II (санитарно-защитная зона 500 м) в КЛАСС III (санитарно-защитная зона 300 м).
2. Внести категорию инсенераторов (международный термин) (утилизация биологических отходов и кремация домашних животных) с упрощенными требованиями к их размещению опять же на основании современных разработок.
3. В целях санитарно-эпидемиологического благополучия мест захоронений добавить СанПиН 21.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» статью об обязательном использовании современных санитарных технологий при захоронении умерших на кладбищах - в гроб вкладывать микробиологические препараты, могилы в местах с плохими землями частично засыпать песком.
МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
В реестр дорожных знаков добавить знаки «Кладбище», «Крематорий» по аналогии с № 6.11 «Наименование объекта».
Сергей ЯКУШИН, издатель журнала «ПОХОРОННЫЙ ДОМ», президент Ассоциации крематориев и производителей кремационной техники
#GALLERY#