RSS Распечатать

"Dura lex..." - плох закон, но это закон. Михаил Лимонад, Москва

Кто же не знает римское изречение «плох закон, но это закон»? Издавна оно призывает граждан быть законопослушными. Да мы и не против, даже наоборот. Огорчает только то, что наш похоронный закон не так хорош, как этого бы хотелось. В свою очередь это сдерживает развитие похоронного дела как важнейшей области духовной и материальной культуры наших российских граждан.
Считается, что критиковать проще всего. Сложнее взять и сделать. Ну что ж, попробуем предложить путь дополнения и совершенствования похоронного законодательства с тем, чтобы наш «lex» не был бы «dura». Конечно, статья не может претендовать на статус концепции законопроекта, но некоторые позиции концепции закона сформулировать полезно. Это, возможно, даст повод сформированной в Госдуме рабочей группе разработать полновесную концепцию закона и новую редакцию законопроекта.
Прошедшие годы с момента введения в действие федерального закона «О погребении и похоронном деле», включая поздние изменения, показали как положительные последствия применения этого закона, так и неблагоприятные. Кроме этого, обнаружились существенные пробелы в правовом регулировании похоронного дела. Обнаружилось так же, что ряд региональных законов, принятых в развитие федерального закона, существенно нарушают нормы федерального закона, чаще всего в пользу тех, кто оказывает похоронные услуги.
При создании обновлённого законопроекта необходимо учесть и устранить недопустимые в правовом акте нелепости и опасные огрехи. Да и русскоязычная лексика текста нуждается в редактировании. Увы, примеров предостаточно. Отметим некоторые из них, нуждающиеся в срочном исправлении.
В статье 1 неясно, кто и кому гарантирует погребение, какое лицо при жизни выразило свое волеизъявление. Непонятно, почему только санитарные и экологические требования важны для устройства мест погребения, главными же всегда были этические! Ведь статья 3 прямо на это указывает! Да и сами санитарные и экологические требования устанавливаются нормативными, а не законодательными документами практически во всём цивилизованном мире.
Не указано, как это ни странно, чем занимается похоронное дело. Термин «похороны» вообще в тексте не применяется. В новой редакции такие положения должны появиться, а термины предстоит строго увязать с текстом и по букве, и по духу.
В статье 3 первое предложение противоречит второму: смешаны понятия погребения и захоронения. Во втором предложении совершенно очевидно говорится о захоронении.
Довольно странно видеть в статье 4 и далее по тексту несуразный термин «стена скорби». Дело в том, что «скорбью» в обрядовой практике признан период с момента кончины до закрытия могилы. А далее начинается «траур». Так что стены такие по сути - «стены траура». Всё это звучит нелепо. В общем виде речь идёт об урнохранилищах, которые могут быть и стеной, и обелиском, и какой-либо ещё пластической формой.
Пункт 3 статьи 5, дающий право на волеизъявление родным, в действующей редакции позволяет провоцировать конфликты между родственниками одинаковой степени родства. Здесь потребуются более детальные разъяснения прав. Отсюда же вытекают права на могилу, которые, возможно, придётся оспаривать близким родственникам, опоздавшим к заключению договора на услуги другими лицами. Закон об этом умалчивает.
Гарантии главы 2 очень нужны и очень важны, но они превращаются в декларацию, когда финансовое обеспечение не увязано со стоимостью гарантируемых позиций. Очень нужно было бы включить в гарантированный перечень перевозку останков от места кончины в медицинское учреждение. Нарушения волеизъявления и гарантий по статье 8 происходят постоянно, в том числе и потому, что органы здравоохранения, участвующие в похоронном деле, нередко считают себя вне похоронного закона и руководствуются собственными подзаконными актами. Стало быть, пора установить законодательным путём нормы и правила эффективной правозащиты в похоронном деле. Статья 10 сегодня выглядит издевательски: обещанная 1000 рублей в несколько раз меньше того, что требуется для предоставления гарантированного перечня услуг (вот уж поистине «благими пожеланиями устлана дорога в ад»).
Трудно согласиться полностью с пунктом 6 статьи 16 об использовании земель ранее перенесённых кладбищ. Запрещается на таких территориях «строительство зданий и сооружений». Что, спрашивается, всех без разбора? Нелепо! Поминальные объекты, в том числе храмы, монументы вне участков бывших захоронений были бы вполне уместны вместе с узаконенными зелёными насаждениями. Напомним заодно, что объекты ландшафтной архитектуры чаще всего являются именно сооружениями.
Глава 4 суть похоронного дела, которому она посвящена и состав его функций обходит молчанием. Соответственно, многое неясно со специализированными службами, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Такая обязанность без волеизъявителей в принципе не может возникнуть. Полномочия таких служб должны быть установлены законодательно.
На устранение подобных непорядков и будут направлены предложения этой статьи.
Кроме этого, определённое общественное беспокойство вызывает отсутствие надлежащего правового обеспечения в деле погребения домашних животных и становления соответствующей культуры.
Попробуем определить круг правовых проблем, которые должен отрегулировать обновлённый федеральный закон.
Обновлённый федеральный закон следует принять в силу следующих причин и обстоятельств:
- Действующий федеральный закон не полон, в нём не находят отражения состав субъектов правоотношений в похоронном деле, правовые нормы крайне важных видов отношений, в том числе собственно обрядовых, транспортных, мемориальных;
- Не охвачено праворегулированием создание и функционирование агентских служб;
- Из закона необходимо исключить позиции технического нормирования, а вместо этого ввести правовые положения о нормировании в сфере похоронного дела;
- Обновлённый федеральный закон должен установить предметы, порядок и сроки рассмотрения конфликтных дел в суде с учётом своевременного осуществления погребения;
- Действующие правовые нормы часто препятствуют созданию эффективных рыночных отношений, сдерживают расширение спектра предоставляемых населению услуг, эти нормы, к сожалению, перестали способствовать оказанию в нужном объёме услуг населению на безвозмездной основе;
- Действующий федеральный закон не предусматривает социальной защиты, исходя из специфики вредных условий работы, ряда групп работников похоронной сферы;
- Закон не обладает должным понятийным аппаратом, что впрямую порождает то неясности и двусмысленности, то просто провоцирует конфликты и правонарушения, что недопустимо;
- Действующий федеральный закон не предусматривает должного разграничения полномочий со смежными сферами, в частности, здравоохранения, внутренних дел, градостроительства и архитектуры;
- Практически отсутствует приведение закона в соответствие с другими правовыми актами и приведение других законов и кодексов в соответствие с федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
Предмет похоронной деятельности в Российской Федерации является столь ответственным и многоаспектным, что может потребовать разработки и принятия целого пакета законодательных актов, а основному закону - придания статуса Похоронного кодекса Российской Федерации. Это позволило бы в основной части такого кодекса сосредоточить базовые принципы и нормы похоронного права, а в особенной - частные правовые положения по наиболее ответственным направлениям похоронной деятельности.
Целями введения обновлённого федерального закона (а, возможно, кодекса и других законов по похоронному делу) являются:
- Расширение круга гарантий государства населению и похоронным организациям, в том числе специализированным службам по вопросам похоронного дела, по обеспечению погребения умерших и оказанию соответствующих услуг;
- Введение полноценного правового регулирования похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, включая функционирование нормативной базы, профессионального образования, рассмотрения конфликтных дел в особом режиме в административных органах и суде;
- Установление обоснованных разграничений полномочий специализированных служб по вопросам похоронного дела со смежными сферами, в частности, здравоохранения, внутренних дел, градостроительства и архитектуры;
- Приведение принимаемого законодательного акта в соответствие с другими правовыми актами и приведение других законов и кодексов в соответствие с вводимым актом.
Задачами предлагаемого законодательного акта, исходя из заявленных целей, становятся:
1. Установление состава похоронной деятельности в Российской Федерации и генеральных правовых и этических принципов ведения похоронного дела;
2. Введение необходимого в похоронном правообороте состава понятий, обеспечивающего их однозначное и непротиворечивое толкование в применяемых правовых положениях;
3. Установление состава субъектов правоотношений в похоронном деле и основных видов отношений, в том числе собственно обрядовых, транспортных, мемориальных;
4. Установление правовых принципов и норм кадрового обеспечения похоронного дела, введение квалификационных требований и требований по профессиональной пригодности для работы в похоронной сфере;
5. Определение полномочий и их разграничения между участниками похоронной деятельности, а также мер по обеспечению установленных законом гарантий и защите прав субъектов правоотношений в похоронном деле;
6. Установление режима и сроков гарантированного похоронного обслуживания населения, а также гарантированных сроков рассмотрения компетентными органами, в том числе судом, конфликтных дел по вопросам похоронного дела;
7. Установление режима финансирования и определения размеров назначаемых пособий на погребение, в объёме, обеспечивающем государственные гарантии;
8. Введение полноценного правового регулирования эффективных рыночных отношений в похоронном деле, направленных на доступность и надлежащее качество услуг для всех слоёв населения, а также на сдерживание необоснованной конкуренции на рынке похоронных услуг;
9. Обеспечение доступного и эффективного механизма правового регулирования, создания градостроительной и архитектурной среды похоронного дела с установлением гарантированных и разграниченных прав, а также норм собственности на такую среду всех субъектов правоотношений, действующих в этой среде;
10. Установление гарантий различным категориям лиц по оказанию обрядовых почестей с учётом их заслуг и общественного положения, в том числе по применению различных видов государственной, ведомственной и иных видов символики;
11. Установление норм ответственности собственников похоронных объектов за их состояние, безопасность и доступность применения в похоронной и мемориальной деятельности;
12. Обеспечение социальной защиты ряда групп работников похоронной сферы, исходя из специфики вредных условий работы;
13. Создание правового механизма эффективной работы агентских служб;
14. Введение мер государственного поощрения особо заслуженных работников похоронной сферы.
В сферу праворегулирования разрабатываемого документа входят предмет и поле праворегулирования.
К предмету праворегулирования следует отнести:
- осуществление похоронной деятельности отдельными лицами, сообществами, организациями и государством;
- международные отношения в сфере похоронной деятельности;
- гражданские, социальные, экологические и иные права, обязанности и свободы человека и населения России в сфере похоронной деятельности;
- государственные, ведомственные и иные гарантии по достойному погребению умерших и сохранению их памяти;
- полномочия граждан, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере похоронной деятельности;
- финансирование похоронного дела и социальное пособие на погребение, обеспечивающие установленные законодательно гарантии;
- осуществление обрядовой деятельности в похоронном деле;
- осуществление градостроительной и архитектурной деятельности в похоронном деле;
- права на объекты градостроительства и архитектуры в похоронном деле;
- механизм осуществления мониторинга и надзора, нормативной и сертификационной деятельности в указанной сфере;
- разграничение полномочий в части оказания похоронных услуг населению;
- образование и квалификационная аттестация в области похоронного дела;
- защита населения от неблагоприятных воздействий объектов похоронного назначения;
- социальная защита и поддержка работников похоронной сферы, признание их заслуг и присвоение им специально установленных почётных званий и наград;
- возмещение ущерба от необходимости проживать и трудиться в неблагоприятных энергоинформационных условиях жизнедеятельности;
- энергоинформационная профилактика и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- оказание похоронных услуг населению;
- документация о погребении и её оборот в похоронном деле;
- профессиональная похоронная этика;
- квалификация и пресечение правонарушений и преступлений в сфере похоронного дела.

Поле праворегулирования охватывает отношения:
- лиц, понёсших утрату, лиц, вовлеченных в похоронную деятельность, и лиц, осуществляющих похоронное обслуживание населения;
- лиц, ведущих профессиональную похоронную деятельность;
- работников и работодателей в сфере похоронного дела;
- лиц, ведущих творческую, производственную и образовательную деятельность в похоронной сфере;
- специалистов по проведению различных видов экспертизы, надзора и мониторинга в области похоронного дела и лиц, предоставляющих для контроля и аттестации свои возможности, технологии и результаты деятельности.

Основные принципы, положения и нормы совершенствуемого федерального закона могут быть сформулированы в дальнейшем на основании фундаментальных этических принципов и норм, заложенных в конституции, кодексах и федеральных законах, под которые подпадает похоронная деятельность. Большая часть их была представлена в статье автора «Похоронная этика». Вот тогда, как когда-то римляне, мы, преобразовав своё похоронное законодательство, сможем произнести: «…Это - закон!». Похоронное дело - не просто коммунальное хозяйство, оно - духовная культура народов и населения России.

Михаил ЛИМОНАД, гранд-доктор философии, доктор архитектуры, профессор, преподаватель Московского государственного университета сервиса


Тематики: журнал похоронный домпохоронный домсмертьпохороныпохоронное делокремациязакон о погребении

15.06.2007


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Голубов

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

Уход за памятниками и захоронениями в Беларуси

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae