Рекомендации парламентских слушаний на тему "Социально-экономические аспекты совершенствования законодательства с фере похоронного дела.

15.06.2007

22 марта 2007 года
г. Москва

Участники парламентских слушаний на тему "Социально-экономические аспекты совершенствования законодательства в сфере похоронного дела", депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных и религиозных объединений, научных и образовательных учреждений, руководители и специалисты в области услуг по погребению, обсудив широкий круг проблем, связанных с развитием похоронного дела и практическим применением его законодательной базы, отмечают исключительную социально-экономическую и историко-культурную значимость данной сферы деятельности и считают необходимым принятие незамедлительных решений для ее скорейшего совершенствования.
Деятельность по погребению умерших и предоставлению ритуально-похоронных услуг связана с огромнейшей социальной, моральной, правовой, историко-культурной и этической ответственностью. Организация цивилизованного протекания процесса смены поколений, а также его нормативно-правового, социально-культурного, экономического и материально-технического обеспечения, безусловно, являются приоритетными государственными задачами. Похоронное дело рассматривается не только как важнейшая составляющая гуманитарного сервиса, но и как важнейшая составляющая национальной духовной культуры.
Право гражданина на достойное отношение к его останкам и памяти после смерти должно восприниматься в качестве одного из базовых, основополагающих гражданских прав.
Современная статистика указывает на весьма тревожные демографические тенденции. Каждый год в стране умирает более 2 млн. человек, нелегкий и хлопотный путь организации их похорон проходят десятки миллионов родных и близких. За прошедший год численность постоянного населения России уменьшилась более чем на полмиллиона.
Печальный момент утраты неизбежен. Как и неизбежно постоянное расширение похоронного хозяйства и его площадей, особенно при нерациональном ведении этого хозяйства и отсталости законодательной базы. Это порождает огромное количество серьезных социально-экономических проблем.
Острейшая необходимость принятия комплекса мер на всех уровнях по стабилизации и координации развития похоронной отрасли обсуждается на парламентских слушаниях уже во второй раз.
21 октября 2003 года в Государственной Думе состоялись слушания на тему "О практике применения Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по результатам которых были приняты соответствующие рекомендации. В силу ряда причин, связанных с административной реформой, отсутствием четкой государственной позиции и системы ответственности в сфере похоронного дела, финансовых и иных ресурсов и т.д., выработанные рекомендации остались практически невыполненными за исключением нескольких позиций. Перечень ключевых проблем не только сохранился, но и приумножился.
Федеральная целевая программа по улучшению похоронного обслуживания населения, принятая в 1993 году, свернута в 2000 году.
Базовые законодательные акты, регламентирующие организацию похоронного дела, были приняты в середине 90-х годов. В первую очередь, Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", Положение о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг от 1995 года (отменено в 2000 году).
Фактически, похоронное обслуживание населения обеспечивается этими документами более 10 лет, а также "Гигиеническими требованиями к кладбищам, зданиям и сооружениям похоронного назначения" и рекомендательными документами Госстроя России по организации похоронного дела и содержанию объектов похоронного назначения. Для России периода реформ это огромный срок.
До сих пор на общегосударственном уровне нет четкой определенности в подходах к формированию и реализации политики развития похоронной отрасли. Более того, федеральный центр удалился от этих проблем, перекинув всю их тяжесть на уровень местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ (ст.72).
Но реалии сегодняшнего дня таковы, что местные органы власти абсолютно не имеют ни законодательных полномочий, ни финансовых средств, ни профессиональных кадров для решения вопросов организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Наряду с этим федеральный закон возлагает на них обеспечение огромного множества социальных гарантий по погребению. По сути, такая передача полномочий вниз оказалась губительной и для населения, и для отрасли.
Отсутствие внятной государственной политики по похоронному делу и явное нежелание государства обратиться к одной из наиболее социально-значимых и проблемных сфер деятельности, коей является ритуально-похоронное обслуживание, приводит и к огромному количеству жалоб от населения, и к безобразному состоянию российских кладбищ (особенно сельских), и к беспомощности похоронных предприятий, обслуживающих объекты похоронного назначения (особенно муниципальных унитарных), как следствие, к поборам с граждан, беспределу в моргах, криминализации отрасли и т.д.
Множество серьезных проблем вызвано отсутствием законодательного разграничения полномочий между похоронной сферой и смежными областями, в т.ч. здравоохранением. Сказывается и отмена лицензирования. Работу отрасли дестабилизируют и недобросовестные предприниматели, и санитары патолого-анатомических отделений, сотрудники скорой помощи и городских служб трупоперевозки, представители правоохранительных органов, военкоматов, лжесвященнослужители и т.д. Четкий регламент взаимодействия всех участников похоронной сферы, а также нормы ответственности отсутствуют.
Усложнение правовых и юридических отношений в обществе привело к тому, что круг лиц, участвующих в погребении - родственники, ответственные за места захоронения, представители умерших, ответственные за погребение лица (исполнители волеизъявления), собственники надмогильных объектов (сооружений), организаторы и исполнители услуг и т.д. - оказались вне правого поля, как и сложная совокупность взаимоотношений между ними. Судебная практика со всей остротой выявила этот недостаток.
Можно с уверенностью сказать, что законодательная база похоронного дела устарела и превратилась в тормоз для его развития. Сегодня она не отражает:
- состава, принципов, целей и функций похоронного дела как самостоятельного вида деятельности;
- совокупности правовых отношений всех участников процесса организации похорон и погребения;
- объемного понятийного аппарата и четкой трактовки всех терминов;
- социальной значимости похоронного дела;
- этических основ и принципов похоронной деятельности;
- его самостоятельности и необходимости построения единой системы управления, включающей все уровни;
- вопросов формирования системы финансирования с привлечением всех возможных источников;
- порядка создания и работы объектов похоронного назначения и похоронных предприятий;
- вопросов кадрового обеспечения и управления;
- специфики оказания ритуально-похоронных услуг и реалий рынка с его мощным коммерческим сектором;
- практики организации похоронного дела в различных регионах, в т.ч. новых похоронных технологий и форм обслуживания;
- крайней важности контроля качества в сфере похоронного обслуживания и т.д.
Участники парламентских слушаний считают сложившуюся в отрасли ситуацию кризисной и отмечают, что совершенствование законодательства в сфере похоронного дела требует не только серьезнейшей переработки положений и норм Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и ряда пунктов других законов, но обязательной разработки и принятия целой системы документов, начиная от общенациональных, региональных и местных нормативно-правовых актов и стандартов, и заканчивая инструкциями, рекомендациями, внутренними документами предприятий, учебно-методическими и справочно-информационными материалами. При этом ключевому закону возможно придание статуса Похоронного Кодекса Российской Федерации.
Для преодоления кризиса в этой деликатной сфере требуется принятие конкретных системных решений на уровне органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Для их выполнения необходимо срочно сформировать систему управления отраслью -систему, представляющую собой совокупность органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, научных и образовательных учреждений, предприятий, инфраструктуры похоронного дела. Эта система должна опираться на грамотную нормативно-правовую базу и обеспечиваться необходимыми административными, информационными, организационно-техническими, инвестиционными и иными ресурсами.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА
1. Несоответствие законодательства требованиям рыночной экономики и практике организации похоронного дела.
Ритуально-похоронные услуги в России оказывают около 10 тыс. предприятий, почти половина из которых частной формы собственности. Фактически, речь идет о смешанном рынке с его законами и правилами. Официальная статистика отмечает годовой оборот в данной сфере на уровне двух десятков млрд. рублей. В отрасли занято около 40 тыс. человек. На территории страны насчитывается более 53 000 кладбищ общей площадью более 123 тыс. га.
Кроме минимального пакета услуг по погребению, входящего в набор социальных гарантий, рынок предлагает огромное количество товаров и услуг. Структура потребления усложняется с каждым годом. Похоронный сервис активно развивается, используя все современные рыночные приемы и технологии. В его арсенале широкий инструментарий менеджмента и маркетинга, передовые зарубежные и отечественные технологии, крепнущая система межрегиональных и международных интеграционных связей.
За исключением ряда крупных городов, где бюджетные вливания в отрасль играют заметную роль, основной источник инвестиций в развитие похоронного дела - частный капитал.
В настоящее время во многих регионах бизнесмены выкупают землю под строительство объектов похоронного назначения, сооружают похоронные дома, предоставляющие полный комплекс услуг, здания скорбных и траурных обрядов, останкохранилища, производственные цеха и салоны-магазины, автобазы, крематории. В ряде городов функционируют кладбища на землях, арендованных и обслуживаемых частными похоронными службами.
Наиболее перспективными направлениями в отрасли являются развитие сети похоронных домов, внедрение кремации, многофункциональных сервисных комплексов на кладбищах и т.д. Это будущее отрасли. Именно здесь активно работают коммерческие компании. При этом в законе даже не предусмотрено частное инвестирование (ст.26) и создание похоронных объектов различных форм собственности.
Взятый Правительством России экономический курс предполагает ликвидацию муниципальных унитарных предприятий в сфере услуг. Закон же до сих пор ориентирован на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Сегодня большинство муниципальных служб, созданных с участием местных бюджетов и имущества, находятся на грани банкротства.
Последние несколько лет широко распространилась практика проведения конкурсов среди предприятий за право выполнять функции по погребению умерших и оказывать услуги по погребению. Действуют принципы контракции (муниципальный заказ). Во многих небольших населенных пунктах похоронное дело существует только за счет индивидуального предпринимательства. Закон также абсолютно не учитывает этого реального фактора.
В коммерческом секторе рынка активно развиваются новые формы и методы обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг. Кладбищенское хозяйствование также постепенно переходит на рыночные принципы, развивая сектор дополнительных услуг по погребению, проведению церемоний прощания, установке надмогильных сооружений, обустройству склепов, сервисных и семейных (родовых) участков, уходу за местами захоронения, их озеленению и декоративному оформлению.
Закон никак не определяет формы и методы деятельности, предметы ведения работающих на рынке организаций, которые являются хозяйственными обществами или товариществами, другими негосударственными и немуниципальными предприятиями.
Законодательно не отрегулированы вопросы участия подобных организаций во владении, управлении и развитии ключевых объектов ритуально-похоронной сферы - кладбищ и крематориев.
Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается. У муниципалитетов, и даже у субъектов Федерации средств на строительство крематориев нет, в федеральный бюджет средства на эти цели не закладываются. В то же время финансы и желание на создание кремационных комплексов имеются у частных структур. Однако они не могут заняться подобным бизнесом - не позволяет закон, который определяет, что крематории могут находиться в ведении органов государственного или муниципального управления.
Для сравнения, в России кремируется порядка 7-8% умерших, действует 13 крематориев в 9 регионах, тогда как на Западе кремации подвергаются до 80-90% умерших, крематории сооружаются в городах с населением от 13-15 тыс. чел. Развитие кремации тем более актуально, что в России много территорий (районов), где из-за природных и климатических условий подготовка могил крайне затруднительна.
Современные технологии позволяют осуществлять погребение и иными экономичными способами: саркофаговые захоронения в зданиях-кладбищах и наземных склепах (усыпальницах), развеивание праха, применение низкотемпературной обработки останков и т.д. Это также целесообразно включить в статьи закона.
2. Отсутствие должного внимания со стороны органов государственного, регионального и местного управления приводит к тому, что на государственном уровне нет ответственного органа, координирующего работу похоронной отрасли и определяющего стратегию ее развития, не принимаются необходимые поправки и дополнения в закон о погребении, во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы и попечительские советы по вопросам похоронного дела, не определен порядок работы похоронных комплексов. Далеко не все субъекты РФ приняли региональные законы (постановления) о погребении и похоронном деле. Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной, целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.
На парламентских слушаниях 2003 года отмечалось, что "общее состояние похоронного дела в РФ имеет ряд серьезных недостатков… Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культура… Органы местного самоуправления во многих регионах неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений… В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеются факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере…".
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законодательно полномочия органов местного самоуправления, которым поручена организация похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, фактически не прописаны.
В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры, которые не всегда могут договориться о взаимодействии. Так, за работу кладбищ отвечает коммунальная служба, а деятельность похоронных служб (прием заказов, реализация похоронных принадлежностей, катафальные перевозки, организация ритуалов прощания и т.д.) курирует подразделение потребительского рынка или малого бизнеса. Морги как структурные подразделения медицинских учреждений вообще выпадают из отраслевой структурно-функциональной схемы, действуя по своим правилам и ценам.
Не решаются вопросы нормативного, методического и финансового обеспечения деятельности предприятий, в ведении которых находятся кладбища. В сельских районах средства на содержание и благоустройство мест погребения практически не выделяются.
Не всегда есть понимание важности ритуально-похоронной сферы у прессы, чиновников, милиции.
3. Сооружение новых кладбищ и выделение земельных участков для этих целей.
Одной из ключевых проблем остается пробел в земельном законодательстве, которое не включает понятия "кладбище" и не определяет особого статуса земли, выделяемой под его сооружение. Отношения, возникающие при выделении земель для организации мест погребения граждан, не регулируются.
Для создания кладбищ муниципалитеты должны выкупить землю, вывести ее из состава лесного (или сельскохозяйственного) фонда, возместить потери, связанные со сменой назначения земли, пройти огромное количество различных согласований и экспертиз, представить проекты и т.д. В то же время государство гарантирует бесплатное предоставление земельных участков гражданам для погребения (ст.7 закона о погребении).
При современном уровне смертности с учетом показателя кремации ежегодная потребность в землях для обеспечения указанной гарантии составляет около 1000 га. Для наглядности, совокупная площадь всех московских кладбищ - чуть более 1600 га.
Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и имеет цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля. Однако кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и при наличии удобного подъезда к ним.
В среднем 1 га земли может обойтись в 9 и более млн. руб. Это так называемая "компенсация" упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и вывода ее из лесного фонда или из сельхозоборота. Потребуются и другие расходы. Стоимость 1 га земли при ее оборудовании под кладбище составляет 3-5 млн. руб., дополнительные затраты, связанные с обустройством нового кладбища (строительство дорог, развязок, экологических комплексов) - еще 5-6 млн. руб. Общая стоимость нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) может составить 500-800 млн. руб. Органы власти иногда идут по пути создания таких объектов на участках земли, не очень пригодных для кладбищ, в достаточно удаленных (до 40-60 км) от города местах и с не слишком хорошим подъездом. Экономить приходится на всем. Качество услуг при этом обеспечить крайне сложно.
Особенно остро нехватка земель для нужд похоронного дела ощущается в крупных городах и мегаполисах. Например, Правительство Москвы вынуждено организовывать новые некрополи в области, выплачивая по 17-20 млн. рублей за гектар.
Таким образом, ни местные органы власти, ни специализированные службы, ни иные похоронные предприятия позволить себе приобретать земли для сооружения кладбищ не могут. Закон может реализовываться лишь при бесплатном выделении земли для организации мест погребения и освобождении ее от налогов.
В соответствии с Правилами расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные (Постановление Правительства РФ от 17.11.2004 №647) предусмотрено освобождение от платы за земли, выводимые с целью создания историко-культурных заповедных зон (п.6.1). Подобное решение необходимо принять и в части создания кладбищ.
Но выделение земельных ресурсов - это не панацея от всех бед. Земельные ресурсы не безграничны. Кладбищенское хозяйствование нужно вести разумно, повсеместно внедрять экономичные способы захоронения (здания-кладбища, крематории, колумбарии и т.д.), создавать условия для развития кремационного дела.
Частично проблема могла бы решаться за счет рекультивации кладбищенских земель (перезахоронения останков из бесхозных могил более экономичными способами в колумбариях, на Полях Памяти и т.д. с дальнейшим использованием земельных участков на общих основаниях), но эти вопросы также не затрагиваются существующим законодательством. В результате мы имеем дело с кладбищами, где по 20 и более процентов мест захоронения не имеют ни хозяев, ни сведений о погребенных.
4. Проблема реального исполнения государственных гарантий при погребении умерших граждан.
С момента принятия Федерального закона о похоронном деле в 1996 году норма финансирования на обеспечение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной для граждан основе не изменилась, и не превышает одной тыс. рублей (ст.9). В таком же размере выплачивается социальное пособие на погребение (ст.10).
Исследования, проведенные в 2006 году силами Минэкономразвития России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев выявили, что фактические затраты на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на территории Российской Федерации составляют по усредненному показателю около 8 тыс. руб. Причем размер стоимости гарантированного перечня существенно разнится по регионам. И это только минимально необходимый набор услуг. В то же время закон гарантирует достойное захоронение каждому россиянину. Эта норма превратилась в пустые слова.
Было предпринято множество попыток увеличить размер социального пособия на погребение, чтобы хоть как-то приблизить его к действительности. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект по повышению пособия до 2000 руб. Но это не решение проблемы. Такое отношение совершенно недопустимо ни по отношению к гражданам нашей страны, ни по отношению к похоронным службам, на которые возложена функция по их погребению.
В 2006 году в закон о погребении внесены изменения, предусматривающие согласование органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ. Эта схема однозначно не будет работать на практике.
Таким образом, исполнение гарантии, установленной государством перекладывается на хозяйствующий субъект, который естественно старается от этого уклониться. В отдельных случаях органы местной власти, ссылаясь на Указ Президента РФ от 29 июня 1996 года №1001 "О гарантиях граждан при предоставлении услуг по погребению умерших" буквально заставляют предприятия предоставлять услуги на безвозмездной основе. В результате нарушаются права:
а) гражданина, которому государством предоставлены гарантии (льготы), однако он далеко не всегда ими сможет воспользоваться, т.к. служба не хочет работать в убыток;
б) специализированной службы по вопросам похоронного дела, как хозяйствующего субъекта, которой навязывают выполнение работ, услуг в убыток, без должной компенсации, что противоречит действующему законодательству.
Исполнение волеизъявления умершего (ст.5-7 закона) также часто осложняется в виду недостаточности правового регулирования этого вопроса. Не ясен юридический статус лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, законного представителя умершего, иных лиц.
Во многих городах не выполняются гарантии по бесплатному нахождению тела умершего в морге, бесплатному предоставлению земельного участка для погребения. В большинстве субъектов РФ не определен порядок отведения участков для создания семейных (родовых) захоронений. Возникает много проблем с получением медицинского свидетельства о смерти, иных документов, необходимых для погребения. Масса нарушений наблюдается при погребении невостребованных останков (одиноких, неопознанных граждан и т.д.).
Население по-прежнему плохо информировано о своих правах и обязанностях в части погребения, порядке проведения скорбных и траурных обрядов. Отсутствует культура посещения мест захоронения, их содержания в надлежащем виде, организации различных мемориальных мероприятий.
Эти и другие проблемы неоднократно обсуждались в рамках различных отраслевых общественно-деловых мероприятий: всероссийских и международных конференций, семинаров, совещаний, круглых столов, специализированных выставок и стажировок.
С 2003 года активно работает Союз похоронных организаций и крематориев, объединяющий и координирующий усилия десятков похоронных служб из всех федеральных округов Российской Федерации по совершенствованию организации похоронного дела. Выработаны практические рекомендации, которые легли в основу проекта Концепции нормативно-правового регулирования похоронной отрасли России, разработанного Союзом при поддержке Минэкономразвития России и с участием всех субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день сложилось четкое представление, в каком направлении необходимо осуществлять социально-экономические преобразования в похоронной отрасли. Сформированы задачи необходимого современного законодательства:
- установление состава похоронной деятельности в Российской Федерации и генеральных правовых и этических принципов ведения похоронного дела;
- введение необходимого в похоронном правообороте состава понятий, обеспечивающего их однозначное и непротиворечивое толкование в применяемых правовых положениях;
- установление состава субъектов правоотношений в похоронном деле и основных видов отношений, в т.ч. собственно обрядовых, транспортных, мемориальных и т.д.;
- установление правовых принципов и норм кадрового обеспечения похоронного дела, введение квалификационных требований и требований по профессиональной пригодности для работы в похоронной сфере;
- определение полномочий и их разграничения между участниками похоронной деятельности, а также мер по обеспечению установленных законом гарантий и защите прав субъектов правоотношений в похоронном деле;
-установление режима и сроков гарантированного похоронного обслуживания населения, а также гарантированных сроков рассмотрения компетентными органами, в т.ч. в суде конфликтных дел по вопросам похоронного дела;
- установление режима финансирования и определения размеров назначаемых пособий на погребение, в объеме, обеспечивающем государственные гарантии;
-введение полноценного правового регулирования эффективных рыночных отношений в похоронном деле;
- обеспечение доступного и эффективного механизма правового регулирования создания градостроительной и архитектурной среды похоронного дела с установлением гарантированных и разграниченных прав, а также норм собственности на такую среду всех субъектов правоотношений, действующих в этой среде;
- установление гарантий различным категориям лиц по оказанию обрядовых почестей с учетом их заслуг и общественного положения, в т.ч. по применению различных видов государственной, ведомственной и иных видов символики;
- установление норм ответственности собственников похоронных объектов за их состояние, безопасность и доступность применения в похоронной и мемориальной деятельности;
- обеспечение социальной защиты ряда групп работников похоронной сферы, исходя из специфики вредных условий работы;
- создание правового механизма эффективной работы агентских служб;
- введение мер государственного поощрения особо заслуженных работников похоронной сферы.
В интересах дальнейшего развития и совершенствования похоронного дела в Российской Федерации и решения проблем, стоящих перед отраслью, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Обеспечить выполнение основных положений Рекомендаций парламентских слушаний на тему практики применения закона о погребении от 2003 года.
Это касается в первую очередь:
- разработки и утверждения единой государственной концепции развития похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, а также формирование соответствующей ей системы государственного управления отраслью;
- изменения и расширения законодательной базы на всех уровнях;
- принятия средне- и долгосрочных программ развития отрасли и ее материально-технической базы;
- формирования эффективной системы финансирования, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, различные внебюджетные источники;
- установления адекватного размера социального пособия на погребение;
- формализации работы похоронных предприятий всех форм собственности;
- установления регламента создания и эксплуатации всех видов похоронных объектов и комплексов;
- утверждения правил предоставления населению ритуально-похоронных услуг;
- определения кадровой политики в отрасли, включая систему профессиональной подготовки и профессиональных требований;
- внедрения системы технического регулирования;
- развития информационной, научной и методической баз похоронного дела;
- укрепления общегражданской похоронной культуры;
- инвентаризации и приведения в надлежащий вид российских кладбищ и иных объектов похоронного назначения.
2. Утвердить Рекомендации настоящих парламентских слушаний с определением конкретной программы последующих действий. Направить их в соответствующие органы государственной власти, министерства и ведомства, во все субъекты РФ, органы местного самоуправления, иным заинтересованным лицам. Подготовить рекомендации по их практической реализации.
3. Внести на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации во втором квартале 2007 года законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле".
Сформировать рабочую группу по его доработке из числа представителей Комитета по делам ветеранов, Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, ФАС России, ТПП России, Союза похоронных организаций и крематориев, иных государственных и негосударственных структур.
4. Направить в адрес Президента Российской Федерации соответствующее Обращение по итогам слушаний, в котором просить:
- обратить серьезное внимание на проблемы развития похоронного дела;
- рассмотреть на заседании Государственного Совета Российской Федерации вопрос "О состоянии похоронного дела в Российской Федерации и его законодательном обеспечении".
- дать соответствующие поручения Правительству Российской Федерации во II квартале 2007 года подготовить и представить на утверждение Президенту РФ проект Плана мероприятий по реализации Рекомендаций настоящих парламентских слушаний и парламентских слушания 2003 года.
5. Принять Концепцию нормативно-правового регулирования похоронного отрасли Российской Федерации и реализовать ее основные положения рамках:
- Федеральной целевой программы развития похоронной отрасли в Российской Федерации на 2008-2015 гг.;
- Правил предоставления ритуально-похоронных услуг на территории Российской Федерации;
- Положения об организации похоронного дела и объектах похоронного назначения на территории Российской Федерации;
- технического регламента в сфере похоронного дела.
6. Определить или создать конкретный федеральный орган исполнительной власти, координирующий организацию и развитие похоронного дела на территории Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
7. Поручить Союзу похоронных организаций и крематориев координировать работу по развитию похоронной отрасли и ее законодательства, улучшению похоронного обслуживания населения, реализации Рекомендаций парламентских слушаний от 2003 и 2007 гг.
8. Государственной Думе Российской Федерации в рамках подготовленных методических документов по созданию саморегулируемых организаций оказать содействие Союзу похоронных организаций и крематориев в формировании на его базе саморегулируемой организации по похоронному делу федерального уровня.
9. Всем заинтересованным министерствам и ведомствам Правительства Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обеспечить конструктивное взаимодействие с Союзом похоронных организаций и крематориев по всем вопросам совершенствования похоронного дела, назначить конкретных лиц, персонально отвечающих за решение вопросов по похоронному делу по принадлежности.
10. В интересах развития отрасли Союзу похоронных организаций и крематориев поручить формирование общероссийской справочно-информационной системы в сфере похоронного дела, в т.ч. посредством создания информационных порталов в Интернете.
В этой связи обратиться к Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации с предложением о выделении необходимых средств на проведение этой работы с учетом осуществления постоянного мониторинга рынка ритуально-похоронных услуг в России на федеральном, региональном и местном уровнях.
11. Согласиться с предложением Союза похоронных организаций и крематориев о создании Попечительского Совета по вопросам похоронного дела. Оказать Союзу максимальное содействие в создании Попечительского совета и организации его практической деятельности.
12. Вопросы процесса смены поколений, в т.ч. рождаемости и смертности, организации похоронного дела и т.д. рассматривать в рамках соответствующего Национального проекта.
Обратиться с этим вопросом к Первому Вице-премьеру Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика