Содержание:
1. Состояние отрасли.
2. Основные проблемы развития сферы ритуально-похоронного обслуживания.
3. Особенности ритуально-похоронной сферы.
4. Государственно-частное партнерство
5. Многоуровневая система нормативно-правового регулирования развития ритуально-похоронного комплекса в РФ.
6. Направления деятельности органов Государственного управления и местного самоуправления по регулированию похоронной отрасли в условиях рынка.
7. Основные направления совершенствования законодательства о ритуально-похоронной деятельности.
8. Приложение А. Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ на тему: "О практике применения Федерального закона "О погребении и похоронном деле". 21 октября 2003 г.
I. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения страны. Ежегодно в стране умирает 2,2-2,3 млн. человек, в их похоронах участвуют десятки миллионов граждан. Практически все россияне каждый год посещают кладбища почтить память умерших родных и близких им людей.
В стране в настоящее время функционируют более 9 тыс. организаций (в том числе 6400 муниципальных), предоставляющих ритуально похоронные услуги. В них работают 37,4 тыс. человек (данные за 2003 г). Заказы на погребение принимают 2,3 тыс. приемных пунктов, в том числе в сельской местности 440. В стране имеется 53,3 тыс. кладбищ, которые занимают площадь боле 123 тыс. га. Кремационное дело развито крайне слабо - в 9 регионах (субъектах Федерации) действуют 13 крематориев, удельный вес кремации составляет 7 % от числа умерших. В соответствии с законом РФ "О погребении и похоронном деле" создано 1,4 тыс. специализированных служб по вопросам похоронного дела, из них 870 являются муниципальными предприятиями.
За последние 15 лет в России принят ряд важнейших документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России, в том числе:
- закон РФ от 12.03.92 "О ритуальном пособии"
- федеральная целевая программа "Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы"
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.96 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг" (к сожалению, в 2001 г. лицензирование этих услуг отменено);
- закон РФ от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле"
- указ Президента Российской Федерации от 29.06.96 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших"
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 "Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость"
- СанПиН 21.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2005 годах изданы: Рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации; сборники-справочники нормативно-правовых актов по ритуальному обслуживанию (3 издания); сборники научных трудов по вопросам организации похоронного дела. Издаются специализированные журналы "Реквием" и "Похоронный дом".
В стране проводится целенаправленная работа по улучшению организации похоронного дела. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышается его качество.
Фирмой ЗАО "Диагностика аварийных ситуаций" разработаны проекты отечественных крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок ПКТ-4000. Первые 10 печей установлены и работают на Николо-Архангельском крематории ГУП "Ритуал" г. Москвы.
В Московском государственном университете сервиса с 1997 г. функционирует учебный центр, специализирующийся на профессиональном образовании в сфере похоронного дела. Большую роль в консолидации и развитии похоронной отрасли играют ежегодные профессиональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах России. Регулярно проводятся научно-практические конференции и семинары. В этой работе активно участвуют Союз похоронных организаций и крематориев, Корпорация руководителей похоронных предприятий, другие добровольные формирования организаций отрасли.
За последние годы многое сделано для развития отрасли, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Вологде, Калининграде, других регионах России. Однако остается целый комплекс проблем, которые надо решать как на федеральном, так и на региональном уровне.
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Несоответствие действующей законодательной и нормативной базы требованиям рыночной экономики, практике организации ритуально-похоронного сервиса. Это в настоящее время существенно тормозит развитие отрасли.
Действующий Закон РФ "О погребении и похоронном деле" принят в 1996 г. Его принятие было, безусловно, прогрессивным шагом, который позволил существенно улучшить нормативное обеспечение деятельности ритуальных организаций и фирм.
Но минуло 10 лет (а для России периода реформ 10 лет - это огромный срок) и Закон стал тормозом дальнейшего развития похоронной отрасли, и это одна из главных проблем. Практика ритуального обслуживания ушла далеко вперед, а Закон, как бы, застыл на месте.
В последние годы образовались сотни новых коммерческих организаций, которые в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широчайшего выбора форм ритуального обслуживания. В отрасли трудятся тысячи высокообразованных специалистов, ученых, офицеров запаса, которые в 1996 г. и не помышляли о работе в похоронной сфере. Но сейчас они определяют стратегию и тактику похоронного дела.
Принципиально иными стали земельные отношения. Другими стали государственные и муниципальные предприятия, в ведении которых находятся кладбища. Они все более предметно переходят на принципы рыночной экономики, предлагают гражданам разнообразные ритуально-похоронные услуги, в том числе по установке памятников, цветочному оформлению мест захоронений, предоставлению сервисных участков и т.д.
Всех этих изменений не учитывает действующий Закон. В нем нет даже профессиональной терминологии - что и как трактовать, как понимать то или иное выражение. Этим приходится заниматься каждому региону, каждой группе специалистов. Они нередко используют свой понятный аппарат и не всегда понимают друг друга. В Законе отсутствует само понятие "кладбище".
Закон никак не определяет формы и методы деятельности, предметы ведения работающих на рынке ритуально-похоронных услуг организаций, которые являются хозяйственными обществами или товариществами, другими негосударственными и немуниципальными предприятиями.
Законодательно не отрегулированы вопросы участия подобных организаций во владении, управлении и развитии ключевых объектов ритуально-похоронной сферы: кладбищ и крематориев.
Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается - у субъектов Федерации нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет на эти цели денег не дает. В то же время средства и желание на создание крематориев имеются у частных структур. Однако они не могут заняться подобным бизнесом - не позволяет Закон, который однозначно определяет, что крематории могут находиться в ведении органов государственного или муниципального управления.
2. Отсутствие должного внимания проблемам ритуально-похоронной сферы со стороны органов государственного управления и местного самоуправления приводит к тому, что во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы, нет попечительских советов по вопросам похоронного дела. Не все регионы приняли свои региональные законы "О погребении и похоронном деле". Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.
На Парламентских слушаниях в Государственной Думе в 2003 г. "О практике применения федерального закона "О погребении и похоронном деле" отмечалось, что "общее состояние похоронного дела в РФ имеет ряд серьезных недостатков… Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культур… Органы местного самоуправления во многих регионах неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений… В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеются факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере".
С принятием Федерального закона № 122 вся ответственность за организацию ритуально-похоронного обслуживания возложена на органы местного самоуправления. У многих из них нет средств на поддержание кладбищ, нет квалифицированных кадров, нет нормальной нормативной базы. В результате реальных изменений в ритуально-похоронной сфере за последние 3 года почти не произошло.
В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры, которые не всегда могут договориться о взаимодействии. Так за работу кладбищ отвечает коммунальная служба, а деятельность организаций ритуальной сферы (прием заказов, продажа ритуально-похоронных принадлежностей, катафальные перевозки, ритуалы прощания и т.д.) курирует подразделение потребительского рынка или малого бизнеса.
Не решаются в регионах и вопросы нормативно-правового и финансового обеспечения деятельности предприятий, в ведении которых находятся кладбища. Зачастую, у органов местного самоуправления, прежде всего сельских регионов, просто нет средств на содержание и благоустройство кладбищ.
Не всегда есть понимание важности ритуально-похоронной сферы и у прессы.
3. Все более обостряется проблема нехватки земли под кладбища. Она особенно ощущается при создании новых кладбищ для крупных городов. Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и имеет цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля. Однако кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и при наличии удобного подъезда к ним.
Тот или иной город вынужден платить собственнику за землю, которая предназначается для создания кладбища по 9 и более миллионов рублей за 1 га. Это так называемая "компенсация" упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и вывода ее из лесного фонда или из сельхозоборота.
Если учесть, что кроме указанной "компенсации" потребуются другие расходы:
- стоимость 1 га земли при ее оборудовании под кладбище составляет 3-5 млн. руб.;
- дополнительные затраты на 1 га земли, связанные с обустройством нового кладбища (строительство дорог, развязок, экологических комплексов) составляет еще 5-6 млн. руб.
То общая стоимость нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) может составить 500-800 млн. руб.
Далеко не каждый город сможет изыскать такие средства, хотя новые кладбища все равно требуются. Поэтому органы власти иногда идут по пути создания таких объектов на участках земли, не очень пригодных для кладбищ, в достаточно удаленных (до 40-60 км) от города местах и с не слишком хорошим подъездом. Экономить приходится на всем. Качество ритуально-похоронного сервиса при этом обеспечить крайне сложно.
4. Необходимо срочно решать проблему реального исполнения государственных гарантий при погребении умерших граждан. Федеральным законодательством определено несколько таких гарантий, однако их исполнение и финансирование переложено на органы местного самоуправления.
Так при организации похорон умершего законом определено предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Такое безвозмездное оказание необходимых услуг, поручено специализированным службам по вопросам похоронного дела (т.е. неким хозяйствующим субъектам). Компенсация этим службам за предоставленные гражданам безвозмездно услуги законом определена в размере 1,0 тыс. руб.
Размер социального пособия за последние 5 лет не пересматривался и остается на уровне 1,0 тыс. руб.
Если в 1997 г. средняя стоимость одних похорон превышала размер социального пособия в 1,6 раза, то в 2004 г. она уже стала в 6,3 раза больше.
Таким образом, исполнение гарантии, установленной государством перекладывается на хозяйствующий субъект, который естественно старается от этого уклониться. На практике так оно и происходит. В отдельных случаях органы местной власти, ссылаясь на Указ Президента России № 1001 от 29.06.1996 г. "О гарантиях граждан при предоставлении услуг по погребению умерших" буквально заставляют предприятия предоставлять услуги на безвозмездной основе. В результате нарушаются права:
- гражданина, которому государством предоставлены гарантии (льготы), однако он далеко не всегда ими сможет воспользоваться, т.к. служба не хочет работать в убыток;
- специализированной службы по вопросам похоронного дела, как хозяйствующего субъекта, которой навязывают выполнение работ, услуг в убыток, без должной компенсации, что противоречит действующему законодательству.
5. Не до конца решен вопрос об организации и финансировании захоронения неопознанных тел.
6. Недостаточная информированность населения об организации ритуально-похоронного обслуживания, льготах предоставляемых государством гражданам при ритуально-похоронном обслуживании.
7. Нерациональное использование земли, на которой располагаются городские кладбища. По разным оценкам от 10 до 25 % земли занимают брошенные могилы.
8. Слабая ответственность граждан за содержание мест захоронения, в части своевременной уборки мусора, поддержания в нормальном состоянии надгробных сооружений.
ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ
При совершенствовании нормативно-правовой базы сферы ритуально-похоронного обслуживания необходимо учитывать особенности предоставляемых услуг, особенности заказчиков, особенности материально-технических объектов и хозяйствующих субъектов отрасли.
1. Заказчик ритуальных услуг - это особая категория, принципиально отличающаяся от заказчиков в других видах обслуживания. Как правило, граждан, взяв на себя ответственность за организацию захоронения умершего родного, близкого человека, не представляет всего объема работ по захоронению, специфики услуг, так как обычно у него нет реального опыта такой работы. При этом такой гражданин:
- находится в стрессовом состоянии - у него горе утраты родного, близкого человека и он не всегда адекватно воспринимает порядок и практику услуг, которые он взялся организовывать;
- не знает всех правил предоставления ритуальных услуг, он "неграмотный" в этом отношении, не знает своих прав и обязанностей, не знает соответствующих законов, постановлений, правил, в области похоронного дела;
- верит всему тому, что говорит ему представитель похоронной службы, оформляющий заказ на ритуальные услуги: какой лучше заказать гроб или венок, как организовывать ритуал прощания, какие цены на услуги, как организовывать поминки;
- понимает необходимость провести похороны в течение трех суток, а для мусульман - в течение суток;
- готов заплатить деньги за предоставленные услуги и даже готов взять необходимую сумму взаймы, чтобы провести захоронение достойно, по-человечески.
Но этот же заказчик особенно, ближайшие родственники покойного, через две-три недели после похорон возвратившись в нормальное психологическое состояние и получив определенный "опыт" ритуального обслуживания начинают совершенно по-другому воспринимать происшедшее с их семьей во время похорон. Вдруг они узнают, что можно было все организовывать и провести по-другому, значительно дешевле и лучше. "Оказалось", что у других фирм и гроб другой и венки лучше и землекопам можно было не давать деньги. Иногда выясняется, что при заказе не была учтена какая-то работа, а за нее надо дополнительно платить.
Исходя из сказанного об особенностях заказчика услуг на организацию похорон можно сделать выводы, что ключевую роль при оформлении заказа играет агент или другое официальное лицо, предоставляющее интересы ритуальной организации. Другими словами тот сотрудник похоронной службы, который принимает заказ и получает деньги за этот заказ.
Такой сотрудник обязан самым детальным образом проинформировать заказчика о всех его правах и обязанностях, о всех льготах, о всех возможных вариантах организации процесса захоронения. Более того, такой сотрудник обязан скрупулезно проконтролировать как исполнился заказ, причем проверить это в мельчайших деталях, по каждой позиции. При этом не имеет значения, кто выполнял ту или иную работу - данная ритуальная организация или другая, выполняющая заказ по кооперации.
Особое внимание необходимо уделять тому, чтобы заказчик при приеме заказа был ознакомлен со всеми (без исключения!!!) видами работ, которые выполняются при проведении похорон.
2. Ритуальные услуги, как таковые имеют свою исключительную специфику, не похожую ни на какие другие услуги.
Ритуальные услуги должны быть предоставлены и выполнены применительно к любому объекту обслуживания (предмету обслуживания).
Каждый умерший человек должен быть обязательно похоронен независимо от того:
- кем он был при жизни;
- где и с кем он жил или жил один, или у него не было постоянного места жительства;
- какое материальное положение было у его семьи и какое материальное положение у родственников, друзей и близких покойного;
- какой национальности, какого вероисповедания или атеист, или иностранец.
При организации похорон нельзя создавать очереди - при оформлении документов, нельзя заставлять человека ждать чего-либо и где-либо. Нельзя требовать большого количества документов, а еще лучше ограничиваться одним - двумя основными документами, которые необходимы для оформления факта смерти - паспорт (свидетельство о рождении) для оформления остальных документов - государственные (гербовые) свидетельство о смерти.
Требования по времени при организации похорон очень жесткое. По традициям различных религиозных конфессий покойный должен быть погребен в течение 1-3 суток. В этой ситуации гражданину, взявшему на себя ответственность за захоронение покойного нужно очень много успеть сделать. Именно этим объясняется нетерпеливость, и даже нервозность родственников покойного при оформлении документов, при оформлении заказа на погребение, при доставке предметов ритуала, при прибытии катафалка и т.д. Во всех этих случаях должна быть обеспечена исключительная четкость, пунктуальность работы ритуально-похоронной организации, ее сотрудников. Соответственно должна быть обеспечена четкость работы государственных организаций и учреждений, которые в той или иной мере участвуют в оформлении документов в организации погребения.
Максимальное внимание, чуткость и доброжелательность необходимо обеспечить при оформлении медицинского свидетельства о смерти (в лечебно-профилактических учреждениях), гербового (государственного) свидетельства о смерти (в ЗАГСе или местной администрации поселка). Именно здесь должна работать система "одного окна" с предъявлением одного необходимого документа.
3. Количество заказов в год на погребение умерших в каждом поселении величина достаточно постоянная, т.к. и число умерших в среднем составляет 1,2 1,3 % от численности населения.
Достаточно стабильное и прогнозируемое число умерших в год в данном поселке, районе, городе определяет и постоянное число заказов на погребение независимо от количества ритуально-похоронных организаций, количества агентов, работающих в них и оформляющих заказы на похороны.
Вывод: количество ритуальных фирм, которые занимаются организацией похорон, тоже должно быть ограничено, некоторым оптимальным для данного поселения размером. При этом их деятельность должна быть строго регламентированной и контролируемой со стороны органов государственного управления и местного самоуправления. В организации похорон излишняя конкуренция только повредит.
4. Конкуренция ритуальных фирм, занимающихся организацией и проведением похорон, имеет свои особенности и соответственно должна быть ограничена. В частности:
- реклама должна быть сдержанной, уважительной. Нельзя допускать агрессивности рекламы;
- нельзя размещать рекламные материалы в органах государственного управления, в ЛПУ и тех местах, где идет оформления каких-либо документов связанных с похоронами (ЗАГСы, больницы, военкоматы, поликлиники). В этих местах должна быть размещена, полная и достоверная информация о всех (в равной степени) ритуальных организациях данного региона, которые имеют статус специализированной службы;
- необходимо четко разделить информацию о ритуально-похоронных услугах и рекламу о них. Информация должна быть бесплатной, максимально доступной и понятной гражданам, реклама не может быть навязчивой и повсеместной.
В связи с тем, что количество заказов на похороны в каждом регионе ограничено и в среднем за год достаточно стабильно. Это накладывает определенные ограничения на организацию услуг:
- нельзя переманивать уже принятые заказы у ответственного за организацию погребение. Если заказ уже принят, оформлен и оплачен, то другая фирма не должна его перебивать, переманивать заказчика на себя.
Неоднократно высказывалось предложение сформировать кодекс чести организаций и фирм, работающих в похоронном бизнесе, с тем, чтобы профессионалы сами регулировали этические вопросы взаимодействия между собой.
5. В связи с ограниченным на данной территории количества заказов на похороны, ритуальные фирмы должны большое внимание уделять качеству обслуживания и расширению ассортимента услуг. При этом предложение новых видов услуг должно опережать их спрос, т.к. заказчик о многих услугах даже не догадывается. Это значит, ритуально-похоронные фирмы не должны замыкаться на организации только похорон, а могут предоставлять различные услуги после погребения, в том числе печатание некрологов, организация поминальных обедов, поминки на 9-й, 40-й день, после 6 месяцев, после года и т.д.
Работы по установке памятников могут быть самыми различными, имея в виду, что:
- памятник можно модернизировать, заменить на более современный, более дорогой;
- вместо памятника или в дополнение к памятнику, можно организовать цветочное оформление мест захоронения. А эта работа ежегодно возобновляется, она нужна постоянно;
- услуги по уходу за местом захоронения востребованы постоянно и, если будет хорошее предложение, то многие граждане постараются воспользоваться такими услугами. Однако на практике во многих регионах их пока почти нет. Упор делается на установку дорогостоящих памятников, оград, цветников.
6. Похоронное дело - это социальная сфера, но это еще и рыночная отрасль, где спрос и предложение постоянно изменяются, влияют друг на друга. Ассортимент услуг в связи с этим существенно расширяется, обновляется. Гражданам предлагаются самые разнообразные услуги с учетом их материальных возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания.
Здесь принципы следующие:
а) Минимально необходимый набор ритуальных услуг должен быть предоставлен всем желающим гражданам по вполне доступной цене. С тем, чтобы даже граждане с низкими доходами смогли заказать такой набор услуг.
б) По желанию заказчика должны быть предоставлены любые услуги и изделия ритуального назначения по той цене, которую сможет оплатить заказчик.
7. Кладбище - является особым градостроительным, исключительно социально-значимым объектом, который не похож ни на один объект жилищно-коммунального хозяйства или бытового обслуживания. По действующему законодательству кладбище нельзя приватизировать.
Характерные особенности кладбища:
- кладбище нельзя снести, нельзя использовать для других целей, кроме как для захоронения умерших людей;
- кладбище, как градостроительный объект, расположенный на обособленном участке земли нуждается в постоянном уходе, благо устроительных работах. Оно должно постоянно поддерживаться в виде удобном для посещения гражданами и одновременно удобном для проведения новых захоронений, для поддержания мест захоронений в надлежащем состоянии;
- кладбище должно "работать" (т.е. сохранять способность к новым захоронениям) бесконечно долго 100-200-300 и больше лет. Примеры известных Европейских кладбищ показывает, что это вполне возможно. В России также имеются подобные кладбища в Москве, Санкт-Петербурге, других городах;
- кладбище - это место поклонения памяти ушедших от нас родных и близких и оно постоянно должно отвечать этой функции, быть способным принять любое число посетителей, в том числе в дни массового посещения в пасхальные праздники;
- кладбище выполняет функцию утилизации тел покойных. Соответственно оно должно отвечать самым жестким санитарным требованиям. В частности должны быть санитарно-защитные зоны, а также зоны моральной защиты. Это особенно актуально для городских кладбищ, когда жилые дома вплотную приблизились к кладбищу;
- размещение кладбищ должно учитывать их специфику и отвечать ряду требований в частности быть на достаточно доступном для посещения гражданами расстоянии от поселения и в тоже время не нарушить покой жителей ближайших домов;
- закрытые кладбища - абсолютно неправильный термин, изобретение чиновников от Санэпиднадзора и поддержанное некоторыми чиновниками местной администрации с целью запрета захоронения на таких кладбищах последующего использования близлежащей к кладбищу территории. Понятием закрытое кладбище чиновники хотят снять ответственность за его дальнейшую судьбу, за его благоустройство. Однако граждане имеют право ухаживать за местами захоронений своих родных и близких сколько угодно долго 100-200 и больше лет граждане имеют право использовать эти места для последующих захоронений. При объявлении кладбища закрытым этого права их лишают, что само по себе незаконно и конечно негуманно и противоречит всем общечеловеческим нормам;
- кладбище должно предоставлять как можно более широкий спектр услуг, как при захоронениях, так и при посещении мест захоронений, ухода за надмогильными сооружениями. Современное кладбища все более приближаются по своим функциональным возможностям к объектам типа "Похоронный дом", такие примеры есть в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Иванове.
8. Ритуальный зал (Дом) прощания с покойным имеет свою специфику. Для этой цели не всегда подходят используемые иногда театры или концертные залы. Крайне неудачным можно считать и использование в качестве залов прощания помещений при моргах больниц. Специализированный ритуальный Дом прощания должен выполнять несколько функций, в том числе:
- иметь помещение для сохранения тела покойного до похорон (применяемый термин трупохрнилище мало подходит для этих целей, целесообразно использовать термин "пантеон");
- иметь магазин венков, цветов и других ритуальных принадлежностей;
- такой зал должен позволять проводить как гражданскую панихиду прощания с покойным, так и религиозную и военную панихиду.
Зал прощания не должен находиться на территории больницы, в центре города или не в жилом массиве с тем, чтобы морально не травмировать жителей ближайших домов видом бесконечных похорон, катафалков, людей в траурных одеждах и т.д.
Место расположение Дома прощания (зала) должно решать две транспортные задачи: первая до него легко добраться общественным транспортом и второе от него как можно быстрее можно доехать до места погребения (кладбища, крематория) с тем, чтобы похоронные процессы не ездили по городу. Это особенно актуально для больших городов в часы "пик".
Дом прощания должен работать круглыми сутками на прием тел умерших, в том числе из других городов.
Залы прощания должны быть недорогими, различных размеров, в том числе и небольших размеров для небольшого числа участвующих в процедуре прощания. Оформление зала должно быть строгим и в то же время универсальным, имея в виду обеспечить процедуру прощания с покойным различных национальностей, вероисповеданий, обеспечить уважительное отношение к традициям и нормам соответствующих групп участников ритуала прощания.
9. Катафалки - особое транспортное средство, обеспечивающее перевозку тела покойного до места проведения ритуала прощания и далее до места погребения. Это может быть автомобиль легковой, автобус типа ПАЗ "Бычок", микроавтобус (типа "Газель "Баргузин") конная повозка и так далее с учетом возможностей населения и его традиций.
В России обычно это автобус, в котором размещается гроб с телом и 10-12 сопровождающих. В Европе - это легковой автомобиль. В любом случае еще требуется автобус для перевозки сопровождающих лиц до места погребения покойного и обратно.
Требования к катафалку определены СанПиНом, но не всегда удается их соблюдать в связи с тем, что автокатафалк достаточно дорогой и родственники нередко берут автобус на предприятии в качестве помощи от предприятия. Представляется, что эта практика не очень удачная, т.к. перевозка тела должна осуществляться только специализированным транспортом, специально приспособленном для этих целей с выполнением на нем комплекса дезинфекционных мероприятий.
10. Погрузочно-разгрузочные работы при осуществлении комплекса ритуальных мероприятий связанных с подготовкой к похоронам, прощания с покойным, и погребением. Обычно эти работы выполняют родные и близкие покойного. Для этого агент при приеме заказов сразу уточняет, сколько человек и кто конкретно (мужчина, женщина) будут участвовать в ритуале прощания и погребения. Хватит ли мужчин, которые будут выносить, заносить и нести гроб с телом покойного.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Исходя из особенностей ритуально-похоронной сферы и необходимости разрешения имеющихся в отрасли проблем необходимо, прежде всего, обеспечить координацию работы органов Государственного управления в субъектах федерации и местного самоуправления, частных, муниципальных, государственных предприятий и закрепить это законодательно.
Такая координация наиболее целесообразна через государственно-частное партнерство как важнейшего инструмента разрешения проблем отрасли и стимулирования ее развития.
Существующая система финансирования материально-технических объектов ритуально-похоронного назначения, основанная на выделении средств из государственного или местного бюджетов, не обеспечивает их должного развития, и даже нормативного функционирования. Зачастую не хватает денег на благоустройство новых кладбищ и крематориев.
Разрешение этой проблемы также возможно на путях государственно-частного партнерства, которое все шире реализуется во многих отраслях экономики. Применительно к ритуально-похоронной сфере государственно-частное партнерство может реализоваться по следующим направлениям:
1. Частное финансирование:
- долевое участие в строительстве новых кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц, колумбарных стен, склепов;
- развития автокатафального транспорта и транспорта для перевозки тел умерших с места смерти в лечебно-профилактическое учреждение;
- развития производственной базы по изготовлению предметов ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, фото, надгробные сооружения и т.д.).
2. Государственное (муниципальное) финансирование:
- строительства новых муниципальных, государственных кладбищ и крематориев;
- содержания и благоустройства муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков;
- создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений;
- создания и содержания пантеонов.
3. Формирование в регионах Попечительских (экспертных) советов по вопросам похоронного дела, в которые на паритетных началах входят представители органов муниципального и/или государственного управления; муниципальных (государственных) и частных предприятий ритуально-похоронной сферы; общественных и религиозных организаций. Такой Совет принимает участие в обсуждении всех документов по вопросам развития и функционирования системы ритуально-похоронного обслуживания до их принятия соответствующими органами управления. Таким образом, обеспечивается совместное участие частных и государственных (муниципальных) структур в разработке и принятие всех основных нормативных и директивных документов регламентирующих деятельность предприятий отрасли в регионах.
4. Формирование специализированных служб по вопросам похоронного дела. Их создание в соответствии с законом РФ "О погребении и похоронном деле" возложено на органы местного самоуправления, а в гг. Москве и Санкт-Петербурге на органы государственного управления. Организационно-правовая форма служб законом не определена. По сложившейся практике статус специализированной службы получают ритуально-похоронные предприятия различных организационно-правовых форм, в том числе: частные, муниципальные, государственные, однако порядок их формирования законодательно не определен.
5. Постоянное взаимодействие специализированных служб по вопросам похоронного дела с органами государственного (муниципального) управления в частности с управлениями (отделами) ЗАГС. Взаимодействие осуществляется также с государственными учреждениями здравоохранения, системы МВД, Роспотребнадзора и т.д.
6. Договорное взаимодействие сотрудничество государственных (муниципальных) предприятий ритуально-похоронной сферы (как правило, это кладбища) и хозяйственных обществ, товариществ, которые принимают заказы на ритуально-похоронные услуги. Исполнение заказов осуществляется на основе кооперации частных и государственных (муниципальных) предприятий отрасли, в соответствии с заключенным договором между ними.
Обычная практика: заказ принимает частная фирма, имеющая статус специализированной службы по вопросам похоронного дела. Она же продает предметы ритуально-похоронного назначения, предоставляет услуги зала прощания, услуги катафального транспорта. На территории кладбища, исполнение заказа по захоронению гроба, урны, переходит к муниципальному (государственному) предприятию, которое также имеет статус специализированной службы.
7. Сертификация ритуально-похоронных услуг предусмотрена законом РФ "О погребении и похоронном деле":
Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержания.
Пункт 6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.
Однако на практике эта норма почти не работает. Через взаимодействие государственных и частных структур сертификация должна заработать в полном объеме и стать мощным рычагом повышения качества ритуально-похоронных услуг.
8. Создание добровольных формирований предприятий и фирм ритуально-похоронной сферы Союзов, Ассоциаций, Корпораций и т.п. В них входят как частные, так и муниципальные (государственные) организации.
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА НОРМАТОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОГО КОМПЛЕКСА РФ
Она состоит из 4-х уровней:
1. Федеральный - государственный.
2. Региональный - федеральный - государственный. На уровне федеральных округов.
3. Региональный - государственный. На уровне субъектов федерации.
4. Местный - муниципальный. На уровне органов местного самоуправления.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ КООРДИНАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
На этом уровне формируется основная нормативная база отрасли. Здесь разрабатываются и принимаются федеральные законы:
- о погребении и похоронном деле (предстоит подготовка новой редакции);
- технический регламент "Безопасность объектов, материалов, оборудования, инструмента, применяемого в ритуально похоронной сфере" (он должен заменить СанПиН).
Материалы по проектам законов вносят Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минрегионразвития по предложениям Росстроя, Роспотребнадзора, Союза похоронных организаций и крематориев РФ и других общественных формирований предприятий отрасли.
На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются:
- Агентством "Ростехрегулирование" - национальные стандарты по вопросам деятельности отрасли, в том числе по терминам и определениям, общим техническим условиям, по отдельным процессам предоставления ритуально-похоронных услуг;
- Минэкономразвития и Минрегионравзвития РФ и Минздравсоцразвития совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев - проект Правил предоставления ритуально-похоронных услуг (для внесения на утверждение Правительства РФ), а также "Проект правил работы муниципальных кладбищ и крематориев" - в качестве рекомендации для их утверждения в субъектах федерации или муниципалитете.
На федеральном уровне главным координирующим органом в области ритуально-похоронного обслуживания является экспертный совет при комитете по делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ.
Общественным формированием на федеральном уровне:
- секция ритуально-похоронных услуг в составе Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ;
- подкомитет ритуально-похоронных услуг технического комитета по стандартизации ТК-346 в составе Ростехрегулирования.
Организацию контроля деятельности ритуально-похоронных организаций на федеральном и региональном уровне осуществляет Роспотребнадзор и его территориальные органы в Субъектах федерации.
Координацию деятельности общественных организаций осуществляет Союз похоронных организаций и крематориев.
Проведение традиционных смотров, конкурсов организаций ритуально-похоронной сферы (кладбищ) осуществляет Росстрой.
Координацию работы образовательного учреждения по подготовке кадров для ритуально-похоронного сервиса осуществляет Учебно-методическое объединение (УМО) в сфере сервиса и Московский государственный университет сервиса.
Координацию выставочной и издательской деятельности осуществляет выставочная фирма ЗАО "Сибирская ярмарка" и редакция журнала "Похоронный дом".
Координацию развития кремационного дела осуществляет ЗАО "ДИАС" - диагностика аварийных ситуаций и ГОУ ВПО МГУ им. Баумана.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
На этом уровне основная координация ритуально-похоронной сферы развития осуществляется через аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Наиболее перспективным является вариант создания при аппарате полномочного представителя общественного совета содействия развития ритуально-похоронной сферы и назначение одного из штатных работников аппарата его куратором.
На уровне каждого федерального округа наиболее целесообразно решить следующие задачи:
1. Организацию и проведение в центре федерального округа (или в крупнейших городах округа) регулярных (1 раз в 2 года) выставок ритуально-похоронных принадлежностей, технологий, оборудования, изделий и т.д.
Наиболее оптимальное время проведения - месяц октябрь. В это время закончились отпуска, кладбища завершили подготовку к зиме, завершились все основные религиозные праздники.
Целесообразно спланировать работу выставок так, чтобы 1 раз в 2 года проходили выставки в федеральных округах (такой опыт есть в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге) соответственно 1 раз в 2 года (но в другой год) проводить выставку на федеральном уровне в Москве (или в каком то другом городе) с тем, чтобы дать возможность работникам ритуально-похоронной сферы принять участие во всех подобных мероприятиях. (В настоящее время нередко в одно и тоже время проводится несколько выставок, часть из них проводится на очень низком уровне, при малом участии предприятий).
Каждая из указанных выставок должна получать поддержку федеральных органов власти или полномочного представителя, также Правительство соответствующего субъекта федерации и местных специализированных служб по вопросам похоронного дела.
На уровне федерального округа целесообразно проводить также:
1. Обучение работников специализированных служб по вопросам похоронного дел, в том числе рабочих, специалистов среднего звена, руководителей предприятий обучение должно охватывать все основные формы образования: заочное, дистанционное, дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
2. Проведение научно-практических конференций по проблемам развития ритуально-похоронной сферы. Как правило, такие конференции наиболее эффективны при их проведении в период выставок.
3. Формирование добровольных Ассоциаций, Союзов, Гильдий предприятий и предпринимателей ритуально-похоронной сферы, которые с одной стороны должны составной частью Союза похоронных организаций и крематориев России, с другой стороны они могут объединять такие Союзы в субъектах федерации.
В настоящее время этот уровень почти не работает. Законодательно его функции не определены. Однако первые попытки использовать потенциал федерального округа уже сделаны на Урале и Северо-западе, благодаря Союзу похоронных организаций и крематориев.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ В РАМКАХ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Субъектом координации и регулирования развития ритуально-похоронной сферы на этом уровне являются отраслевые органы Государственного управления Субъекта федерации. Наиболее предпочтительным является департамент (комитет, Министерство, управление) потребительского рынка и услуг. Имея в виду, что главная задача отрасли - предоставлять услуги населению, поэтому и координацию деятельности такого предприятия должен осуществить орган госуправления по услугам.
Возможно (наиболее предпочтительно) создание специализированного органа управления (отдел, сектор) в администрации Субъекта федерации, который бы занимался непосредственно отраслью в целом.
На этом уровне формируется вся региональная нормативная база отрасли, в том числе:
- региональный закон "О погребении и похоронном деле"
- порядок создания кладбищ и порядок выделения земли под кладбища;
- правила работы кладбищ (муниципальных, государственных и/или частных);
- правила работы крематориев (муниципальных, государственных и/или частных);
- правила работы пантеонов (трупохранилищ, моргов);
- правила работы специализированных служб по вопросам похоронного дела;
- порядок создания и функционирования специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Часть этих документов разрабатывается в качестве проектов, для их последующего утверждения органами местного самоуправления, с учетом их специфики.
Региональный уровень является основным при решении вопросов развития кладбищенского хозяйства. Администрацией региона разрабатываются и утверждаются:
- генеральная схема создания, строительства и реконструкции кладбищ на территории субъекта федерации;
- программа совместных действий муниципальных образований по развитию отрасли в регионе;
- нормативы обеспеченности кладбищами и крематориями муниципального образования;
- нормативы материально-технического обеспечения кладбищ, пантеонов, крематориев.
На уровне субъекта федерации целесообразно создавать и обеспечить функционирование:
- региональной системы добровольной сертификации ритуально-похоронных услуг;
- региональной системы категорирования предприятий отрасли по уровню качества;
- постоянно действующих семинаров работников ритуально-похоронной сферы по направлениям и категорией работников.
На уровне субъекта федерации разрабатываются также рекомендации для органов местного самоуправления для проведения дней или "Недели памяти".
При содействии администрации субъекта федерации могут формироваться фирмы, которые обеспечивают деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела, деятельность муниципальных кладбищ, пантеонов, крематориев и поставляют им на договорной основе:
- предметы ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, памятники, ограды);
- импортные изделия ритуально-похоронного назначения, выполненные по заказам предприятия;
- производственные услуги.
На территории субъекта федерации или федерального округа целесообразно организовать производство основных предметов ритуально-похоронного назначения.
Последние изменения в законе РФ "О погребении и похоронном деле" существенно уменьшили возможности субъекта федерации в организации ритуально-похоронного обслуживания. Представляется, что это не совсем оправдано.
С учетом изложенного, в этом разделе предстоит внести такие коррективы в Законодательство, чтобы субъекты федерации смогли в полном объеме участвовать в развитии этой исключительно важной отрасли.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Это основной уровень, на котором осуществляется развитие ритуально-похоронной сферы и ее функционирование.
Администрация муниципалитета:
- утверждает правила и порядок работы кладбищ, крематориев, пантеонов;
- создает специализированные службы по вопросам похоронного дела;
- координирует деятельность всех ритуально-похоронных организаций на территории муниципалитета;
- занимается вопросами создания реконструкции и расширения кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц;
- принимает решение о передаче их управляющей компании для организации их деятельности;
- контролирует деятельность кладбищ, крематориев, пантеонов.
Администрация муниципалитета решает социальные вопросы, связанные с ритуально-похоронным обслуживанием:
- захоронение неопознанных тел, умерших малоимущих граждан;
- изготовление надгробий;
- выдача социальных пособий;
- сохранение воинских и мемориальных мест захоронений.
Исключения из перечисленных функций по местному уровню власти составляют города федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург.
Администрации этих городов в соответствии с федеральным законом "О погребении и похоронном деле" сами определяют на своей территории степень разделения функций между органами государственного управления города и местного самоуправления.
Так в Москве действуют принципы:
- все кладбища находятся в административном подчинении Государственного унитарного предприятия города
- в городе действует единая нормативная документация для всей ритуально-похоронной сферы, утвержденная администрацией города или Городской Думой;
- единая система управления всеми кладбищами;
- единая система и порядок создания городских специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Контроль за работой кладбищ и других городских специализированных служб по вопросам похоронного дела осуществляют, совместно, территориальное управление, Роспотребнадзор, территориальные и отраслевые органы управления администрации города.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Все коммерческие организации в условиях рынка, в том числе государственные и муниципальные предприятия, организации, предоставляющие ритуальные услуги ставят своей целью извлечение прибыли от своей деятельности, т.е. от продажи ритуальных изделий и услуг. Предоставление ритуальных услуг населению для них - это бизнес, который осуществляется в условиях:
- Реального устойчивого спроса населения на изделия и услуги ритуально-похоронного назначения.
- Формирования рекламы о деятельности фирм.
- Конкуренции, которая предполагает, что выживает (остаётся на рынке) сильнейший, а слабый уходит.
- Реальной борьбы за информацию о потенциальных заказчиках, т.е. фирма должна знать о всех фактах смерти людей и оперативно предлагать родственникам свои услуги.
- Обязательного наличия информации в соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей", в которой указывается: название организации, ее организационно-правовая форма; ассортимент услуг, их качество, цена; материалы, используемые при производстве изделий; формы и сроки предоставления услуг; гарантии заказчикам.
Исходя из реалий рыночной экономики и особенностей сферы ритуально-похоронного обслуживания органы государственного управления Субъекта федерации и местного самоуправления на законодательной основе должны решать комплекс задач по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования отрасли на территории Субъекта федерации и/или муниципального образования.
1. Организация захоронения умершего. Любой умерший человек должен быть обязательно достойно похоронен независимо от материальных возможностей его или его близких, взявших на себя ответственность за погребение.
Необходимо в обязательном порядке обеспечить 100% выполнения этой задачи: она должна решаться, с пониманием того, что ритуальные услуги - единственный вид бытовых услуг, который предоставляется в полном объёме при любом материальном достатке заказчика по каждому объекту обслуживания, т.е. применительно к каждому покойному.
Погребение неопознанных тел осуществляется за счет государства на специально выделенных участках муниципальных кладбищ или на отдельных кладбищах.
Погребение умерших малоимущих граждан - осуществляется на безвозмездной основе любой специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость похорон в РФ (в соответствии с Законом) составляет 1,0 тыс. рублей. В регионах стоимость безвозмездного захоронения составляет от 2 до 3,4 тыс. рублей. Количество безвозмездных захоронений составляет около 10 % от общего числа умерших.
Безвозмездное захоронение предоставляется в комплексе: весь набор услуг или выплачивается социальное пособие в размере стоимости услуг.
Погребение военнослужащих, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны осуществляется за счёт Государства в установленном порядке. Стоимость всего комплекса услуг составляет 8-10 тыс. рублей. Указанные средства компенсируются заказчику военкоматом при предоставлении соответствующих документов, которые подтверждают факт предоставления услуг. При этом выбор ритуально-похоронной службы остается за заказчиком.
В ряде регионов организовано предоставление услуг по твёрдой Государственной (муниципальной) цене. Такая цена утверждается как гарантированный перечень ритуальных услуг на возмездной основе: в него входят стоимость гроба, венка, катафалки, могилы и т.д. Стоимость набора составляет 3-5 тыс. рублей. Этот перечень обязаны предоставлять все специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Заказчик имеет право взять весь перечень услуг по Государственной цене или только их часть, а остальные по свободной рыночной цене.
2. Обеспечение равных условий для всех участников рынка ритуальных услуг. Как для частных фирм, так и для муниципальных, государственных, некоммерческих организаций. Одновременно решается задача: так скоординировать их деятельность, чтобы не допустить излишнюю конкуренцию во вред заказчиков и не допускать обострения противоречий между коммерческими частными организациями ритуальных услуг и муниципальными (государственными) предприятиями.
3. Обеспечение регулирования рынка ритуальных услуг в условиях, когда отменено лицензирование этих услуг. Соответственно должна быть реализована Государственная поддержка специализированных служб по вопросам похоронного дела. Одновременно следует ограничить число таких служб, имея в виду особенность этого рынка: количество заказов на захоронение в данном регионе является величиной постоянной.
Соответственно и количество коммерческих организаций ритуальных услуг населения должен быть постоянным и небольшим, чтобы полностью обеспечить потребности заказчиков.
Мировая практика подтверждает этот вывод. Похоронное дело - это прерогатива муниципальных властей, главная задача которых обеспечить баланс между удовлетворением потребностей в ритуально-похоронных услугах и количеством организаций, предоставляющих такие услуги.
4. В ритуально-похоронной сфере резко повысилась роль работника службы, принимающего заказ на похороны Агента специализированных служб по вопросам похоронного дела. Он стал основной фигурой, представителем фирмы перед заказчиками услуг. Он является также координатором, деятельности коммерческих и муниципальных организаций при оказании ритуальных услуг населению; дилером коммерческих фирм.
В связи с этим необходимо обеспечить контроль за деятельностью агентов, обеспечить для них одинаковые условия работы, одинаковые требования и обеспечить контроль за их соблюдением. В ряде регионов определены квалификационные требования к агентам, организовано обучение их и последующая государственная (муниципальная) аттестация, что обеспечивает и поддержку агентов, и контроль их работы. Целесообразно запретить эту практику законодательно.
5. Повышение роли организаций, в составе которых имеются кладбища, как важнейших социально-значимых объектов. Соответственно такие организации необходимо поддержать, в том числе:
- финансировать содержание и благоустройство кладбищ;
- обеспечить своевременную оплату за выполнение захоронений, на безвозмездной основе, неопознанных тел и умерших малоимущих граждан;
- финансировать приобретение оборудования, реконструкцию крематориев, монтаж, наладку новых печей;
- создание новых и расширение действующих кладбищ;
- организовать подготовку кадров, обмен опытом, устранение последствий стихийных бедствий;
- обеспечить моральную поддержку работников ритуальных служб.
6. При наличии различных форм собственности и организационно-правовых форм ГУП, МУП, ОАО, ЗАО нужна хорошая региональная нормативная база. Пока ее нет во многих регионах. Соответственно для них стоит задача по созданию и постоянному совершенствованию таких документов, как:
- Закон "О погребении и похоронном деле".
- Правила работы кладбищ и крематориев.
- Правила подготовки и аттестации Агентов.
- Порядок создания благоустроенных и семейно-родовых мест захоронений.
7. На рынке похоронных услуг возможен сговор коммерческих организаций ритуальных услуг по цене. Соответственно стоит задача обеспечить стабильность цен и организационно-экономическими методами добиваться регулирования цены на похоронные услуги и предметы ритуала. Например, через:
- Гарантированный перечень услуг по Государственной (муниципальной) цене.
- Контроль за ними со стороны Администрации муниципалитета и/или Субъекта федерации.
- Создание альтернативных организаций по производству памятников, венков, цветов, по предоставлению услуг.
8. Необходимо учесть особенности воинских захоронений и обеспечить их достойное содержание и благоустройство.
Необходимо также:
- Обеспечить заказчикам получение выделяемых государством средств на захоронение умерших военных пенсионеров, участников войн и т.д. и затем изготовление и установку на могилах памятников по государственной цене.
- Создавать новые Военно-мемориальные комплексы.
- Обеспечить сохранение Воинских захоронений и содержание их в надлежащем виде, как это делают на территории РФ немцы, венгры, поляки.
- Создавать советы при администрации по контролю за содержание воинских захоронений.
9. Повышение значимости сохранения памяти об умерших.
Для этого необходимо:
- Обеспечить свободный доступ доступ граждан на кладбище.
- Обеспечить там порядок.
- Контролировать порядок по содержанию кладбищ.
10. Обеспечение внимания и уважения к заказчику ритуально-похоронных услуг - это первейшая задача органов власти.
Прежде всего, заказчику должна быть предоставлена реальная возможность выбора:
- тех услуг, которые он считает наиболее приемлемыми для себя, для своего бюджета;
- тех предприятий и организаций, которые, по его мнению, наиболее полно отвечают его потребностям в части предоставления ритуально-похоронных услуг.
Ни одна организация не вправе:
- навязывать свои услуги заказчику;
- заставлять его в силу специфики ритуально-похоронного обслуживания заказывать услуги только в этой организации;
- перебивать у заказчика уже оформленный им заказ у другой организации, устраивать конкурентную борьбу вокруг принятого заказа.
Заказчику должна быть предоставлена в полном объеме объективная информация:
- о его правах и обязанностях при оформлении и исполнении заказа на ритуально-похоронные услуги;
- о государственных и муниципальных гарантиях, связанных с погребением покойного, и соответствующих нормативных документах (законах, постановлениях и т.д.), которые устанавливают такие гарантии;
- об организациях, предоставляющих ритуально-похоронные услуги;
- об уровне безопасности и качестве предлагаемых изделий ритуально-похоронного назначения;
- о гарантиях организации, которая предлагает ритуально-похоронные изделия и услуги, по безопасности и качеству, по соблюдению требований нормативных документов.
При оформлении и исполнении заказа на ритуально-похоронные услуги:
- заказчику должно быть оказано максимум внимания и уважения, имея ввиду, что у заказчика горе, и задача работников ритуально-похоронных организаций сделать все, чтобы это горе как-то сгладить повышенным внимание, предупредительностью к заказчику;
- организация ритуально-похоронной сферы должна предложить заказчику такого своего работника, который бы смог учесть все пожелания заказчика и быть с ним на всех этапах процесса подготовки и проведения похорон.
11. Главная задача, которую предстоит решить в ближайшее 2-3 года - это обеспечить социальную защиту малоимущих граждан при предоставление им ритуальных услуг и одновременно повысить уровень качества предоставляемых услуг (услуг кладбищ и крематориев).
В этих целях в регионах целесообразно Законодательно установить хорошо зарекомендовавший себя в других регионах порядок предоставления социального пакета ритуальных услуг по твердой государственной (муниципальной) цене. Например: стоимость гроба, венка, катафального транспорта, услуг по погребению и т.д. Размер стоимости всего комплекса услуг, например, может составлять двукратный размер прожиточного уровня, установленного в данном регионе.
Одновременно с установлением указанного выше порядка по предоставлению социального пакета целесообразно установить доплату (за счет бюджета муниципалитета или Субъекта федерации) за предоставление ритуальными организациями гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе. По Федеральному закону стоимость такого перечня составляет 1,0 тыс. руб. В регионах компенсацию установили на уровне 3-5 тыс. рублей, что соответствует рыночной стоимости гарантированного перечня.
12. Преодолеть и устранить намечающийся дефицит земли для захоронения умерших гробом, прежде всего, за счет развития кремации умерших.
Должен быть отлажен такой механизм использования кладбищ, когда оно работает постоянно. В частности путем формирования семейных (родовых) захоронений. Опыт Европейских стран показывает, что на одном родственном (семейном, фамильном) участке, в одной родственной ограде или в одном фамильном склепе производится захоронение умерших представителей 3-5 и более поколений одной семьи. Такие примеры есть и в регионах РФ.
Такие места захоронений, как правило, содержится очень аккуратно. Наличие таких участков резко сокращает потребность в захоронениях на новых местах. При этом более активно решаются вопросы кремации тел умерших.
При организации семейных, родовых захоронений в родственную ограду и могилу может быть произведено некоторое количество захоронений гробом, а число захоронения урной не ограничен. Наиболее оптимальный вариант, когда на первое захоронение дается одно место для могилы и одновременно два (или даже три) резервных места для будущих захоронений родственников умершего. Тогда в родственную ограду можно производить два новые захоронения без ограничения срока минерализации. Представление таких участков для организации семейных (родовых) захоронений по опыту г. Калуги целесообразно осуществлять на плотной основе по договору между администрацией кладбища и ответственным за захоронение. Такая норма нуждается в законодательной поддержке.
13. Провести совместно с Центром Госсанэпиднадзора региона планомерное обследование всех так называемых "закрытых" кладбищ на предмет разрешение захоронения на них гробом в родственные могилы. Затем по мере выявления участков, свободных для захоронения расчищать их, осуществлять подсыпку песком или грунтом, проводить планировку и сооружать на них благоустроенные участки для семейных (родовых) захоронений не менее, чем на 3-4 места погребения. Организация подобных мест захоронений осуществляется на принципах самоокупаемости. Опыт ряда регионов показывает, что именно такие участки расположенные на кладбищах в городе наиболее востребованы. При их оформлении возможно взимание определенной платы за каждое предоставленное резервируемое место. Размер платы зависит от величины затрат на подготовку участка и места его расположения.
Одновременно следует рассмотреть вопрос о сокращении срока минерализации, после которого возможно захоронение гроба с телом в родственную могилу. В Москве этот срок установлен 13,5 лет, в Санкт-Петербурге он - 20 лет, хотя почвы на многих московских кладбищах даже более сложные, чем в Санкт-Петербурге.
В Италии такой срок колеблется от 2 до 5 лет. В Австрии подобного рода срока вообще не существует. Там первое захоронение осуществляется на глубину более 3 метров, следующее и последующие захоронения в эту же могилу можно осуществлять в любое время и так далее, Главное, чтобы от крышки верхнего последнего гроба до уровня земли было не менее 1 метра.
14. Расширить производственный ресурс комплексов по кремированию тел умерших.
Из первоочередных мер в этом направлении следует выделить следующее:
Строительство новых крематориев в составе создаваемых похоронных домов с привлечением внебюджетных средств. В соответствии с рекомендациями парламентских слушаний, крематории должны сооружаться во всех городах, населением более 500 тыс. жителей. Такие крематории на 3-5 печей каждый предпочтительнее построить в административных границах города, на собственной городской земле, т.к. с областными муниципалитетами сложно будет договориться о выделении земли для крематория из-за экологических ограничений и психологическими предрассудками, связанных с сооружением подобного типа объектов.
Полная реконструкция действующих крематориев (там где они есть) за счет бюджетных и внебюджетных средств, с заменой имеющихся печей, в течение 3-10 лет.
15. Осуществить комплекс мероприятий по стимулированию #GALLERY#