Реклама похоронного дома. Опыт компании "СТИКС-П", Владивосток. Елена Рякина, Владивосток

07.06.2007

Как показывают исследования, россияне в основной своей массе относятся негативно как к рекламе, так и рекламируемому объекту или услуге. Какова же должна быть рекламная политика похоронной фирмы в условиях отторжения любой рекламы?
У людей давно существует негативный стереотип восприятия похоронных услуг. Смерть – это враг жизни, потеря близкого человека. Похороны - это пугающие тягостные хлопоты, нередко связанные с мздоимством, вымогательством, обманом, навязчивым сервисом, низким качеством товара и услуг. Такая распространенная негативная установка на похоронный сервис, на первый взгляд, не оставляет никаких шансов для широких, открытых рекламных кампаний похоронных фирм. Сложность в рекламе похоронных услуг связана еще и с тем, что в ней нельзя использовать обычные приемы. Неразработанность маркетинговой и рекламной стратегии похоронных фирм, отсутствие учебных пособий по этой теме во многом объясняют, почему похоронные дома не уделяют должного внимания рекламе.
Но похоронный рынок в последнее время сильно развился, диверсифицировался. Без рекламы становится невозможным продвигать на рынок новые товары, внедрять новые похоронные ритуалы. Как же грамотно выстроить рекламную кампанию похоронной фирмы, чтобы максимально учесть психологический настрой потенциального потребителя скорбных услуг? Какие приемы рекламного предложения наиболее приемлемы в непростой, перегруженной эмоциональным напряжением похоронной сфере?
Предлагаем статью Елены Рякиной, менеджера по рекламе похоронного дома «Стикс-П» из Владивостока об опыте позиционирования и особенностях рекламирования похоронных услуг в городе с полумиллионным населением. Статья подготовлена на основе дипломной работы Елены, которая была представлена на выставке «Некрополь». Студенческая научная работа получила высокую оценку в Москве и вызвала большой интерес посетителей «Некрополя».

Компания - это всегда команда специалистов, направление которым задает их руководитель. Каждый управляющий - это главное звено в цепи индивидуумов, стремящихся создать некий образ компании - ее корпоративный имидж.
Большинство похоронных домов ограничиваются рекламированием собственной продукции, совсем не придавая значения корпоративному имиджу. Ограниченные бюджеты и малые объемы населения, а значит, и потребления, атрофируют все начинания региональных компаний. Но правильно сформированный имидж нередко становится той соломинкой, которая помогает утопающему.
Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей - основная цель управления корпоративной идентичностью. Имидж выступает как средство, инструмент для решения задач. Именно корпоративная индентичность отражает миссию, структуру и возможности компании. Но главная его особенность в том, что он сам является объектом управления. Позитивный имидж создается не только благодаря различным маркетинговым стратегиям, но и непосредственной деятельностью компании. Корпоративный имидж создается специалистами посредством маркетинговых коммуникаций: Public Relations, сейлз-промоушен, реклама, личные продажи и др. Работа со СМИ - одна из важных задач, которая при правильном решении всегда дает положительный результат. Ведь СМИ может погубить компанию или помочь ей достигнуть вершин бизнеса, потому что они непосредственно влияют на общественное мнение.
Каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. Использование этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление или ослабление преимуществ каждого из средств и скрывает их недостатки.
Корпоративный имидж - это строительство многоуровневого здания, каждый камень в котором является краеугольным. Как и любое здание, корпоративный имидж имеет свою структуру, а значит, он обладает рядом характеристик, по которым можно эту структуру понять и работать в ней.
Создание и управление корпоративным имиджем - это сложная работа, которая требует систематизированных и фундаментальных знаний в области маркетинга, рекламы, PR и менеджмента дипломированных специалистов. От их работы зависит уровень, на котором будет работать компания, ее устойчивость и долговечность.

Похоронный дом «Стикс-П» работает во Владивостоке и имеет филиал в Артеме. Основная деятельность фирмы - похоронные услуги, продажа памятников и услуг, связанных с благоустройством захоронений. Действующая агентская сеть позволяет компании работать по всему Приморскому краю. Планируется открытие филиалов еще в трех городах Приморского края.
Логотип представляет собой ромб, внутри которого изображена ладья, что по смыслу подходит к названию, ведь Стикс в древнегреческой мифологии – река, по которой души умерших попадали в мир иной. В названии фирмы мифологическое название – пример использования приема мифологизации. Для того чтобы образ фирмы воспринимался гармонично, в буклетах есть определение «Стикса», так как немногие знают, что такое «Стикс». В данном случае использование мифологического понятия не вызывает негативных эмоций, и люди воспринимают как должное, что очень выгодно. С другой стороны, не каждый человек знает, что такое Стикс. Поэтому необходимо пояснение этого названия.

Для успешной реализации программы продвижения необходимо выработать чёткую маркетинговую и рекламную стратегию. В области рекламирования похоронных товаров и услуг в силу специфики данной сферы деятельности активно используются следующие приёмы: эвфемизация, мифологизация, применение устоявшихся стереотипов и архетипов. Эти приёмы рекламирования используются в рекламе и других товаров и услуг, но особенно активно используются в рекламе похоронной отрасли вследствие того, что похоронные товары и услуги очень специфичны, не каждый прием, подходящий для других товаров, может использоваться при создании такой рекламы.
Эвфемизация как прием рекламирования служит для того, чтобы заменить слово с негативным значением нейтральным по смыслу. Этот прием необходим при создании текстов, так как многие слова в этой сфере просто отпугивают, заставляют человека закрыться.
Мифологизация чаще всего используется в названиях похоронных компаний, так как легче сказать о похоронных услугах мифом, например, «о боге подземного царства». Использование архетипических образов позволяет оформлять как рекламные макеты, так и использовать эти образы в логотипах, при выборе музыкального сопровождения роликов, в рекламных текстах.
Стереотипы в рекламе похоронных услуг необходимо сохранять, не разрушать, так как это очень специфическая и болезненная тема для людей, связанная с уходом из жизни.

ОФИС ПОХОРОННОГО ДОМА
Офис, являясь по смыслу так называемой упаковкой, играет большую роль. Компания большое значение уделяет интерьеру офиса, куда приходят клиенты. Им необходимы удобство и комфорт, так как они находятся в стрессовом состоянии. Нежелательно размещать похоронное бюро в полуподвальном помещении, если есть желание конкурировать на рынке.
Особое внимание уделяется как внешнему виду работников, которые выезжают на похороны, так и их манере поведения. Каждые две недели проводятся обучающие семинары, на которых им рассказывается о правилах поведения с клиентами, а они бывают разные в эти нелегкие моменты жизни. Рабочие получают фирменную одежду, которая представляет собой комбинезоны темно-синего цвета с фирменной символикой.
Фирменный цвет компании - темно-синий. Этот цвет хорошо воспринимается и не отпугивает, в отличие от чёрного цвета, которого некоторые люди традиционно боятся.
Черный цвет - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противопоставлением белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.
В России черный цвет является архетипичным, так как он выступает как образ негативного. Для сравнения: в Японии черный цвет - это цвет радости.
Компания «Стикс-П» наиболее активно использует стимулирование сбыта, в отличие от своих конкурентов, хотя, на первый взгляд, в этой отрасли такой способ увеличения продаж неприемлем, но наличие приемов с использованием архетипов, стереотипов и эвфемизмов позволяет сделать вывод о том, что и в такой специфической сфере возможно использовать инструмент маркетинговых коммуникаций.

Факторы, влияющие на потребителя и его выбор. Мотивационные факторы в рекламе.
Наиболее распространено использование эмоциональных мотивов, а именно: мотив снижения риска (уверенность, стабильность), удобства. Гораздо в меньшей степени используются рациональные мотивы. Из основной классификации в рекламе похоронных услуг помимо эмоциональных и рациональных мотивов используются мотивы традиции. Проведенный анализ существующей рекламы не выявил присутствия в рекламе мотивов престижа, свободы, познания, самореализации.

РЕКЛАМА В ПЕЧАТНЫХ СМИ
В статьях обычно используются эмоциональные и рациональные мотивы. Примеры использования эмоциональных мотивов: «…Важно, чтобы в этот тяжелый миг рядом с вами оказалось плечо, на которое можно опереться, зная, что не подведет, выдержит и поможет.» «…Все наши родственники были глубоко тронуты, насколько чутко и внимательно к нашему горю отнеслись сотрудники компании». «К любому клиенту мы подходим индивидуально, учитывая любые пожелания». Используются мотивы уверенности, удобства, что необходимо человеку в момент, когда приходит горе.
В следующем тексте используется мотив удобства: «Так как многие делают заказы незадолго до Родительского дня, возникают сложности со сроками изготовления и установки оградок и памятников. Поэтому в этом году мы предусмотрели эти проблемы и благотворительную акцию решили начать уже с середины января…»

РАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
В газетных рекламных объявлениях часто присутствуют мотивы выгоды: «Заказчик первоначально вносит всего 30% от стоимости заказа, а остальные – после завершения работы, при этом оплата по ценам ушедшего года, а при предъявлении купона из данной газеты предоставляется скидка 5%».

ИМИДЖЕВЫЕ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"
Статья «Перед теми, кто ушел, мы всегда в долгу». В статье дается общее описание деятельности компании, ее преимущество перед конкурентами, отзывы страховых компаний о «Стикс-П» и выполненных ею услугах. Именно в этой статье используются эвфемизмы, так как прямое упоминание об услугах негативно отразится на имидже фирмы. Например: родственники усопшего, скорбные хлопоты, горестные хлопоты.
Статья «Живите долго и счастливо» по итогам проведенной «прямой линии» в редакции газеты «Комсомольская правда».
Первоначально, за две недели, в газете размещался анонс о предстоящей «прямой линии» с директорами похоронных компаний. Итоги были опубликованы в статье «Живите долго и счастливо».
В статье директора организаций МУПВ «Некрополь», ОАО «Стикс-П», ООО «Тихая обитель», ООО «В последний путь», ООО «Лета», входящих в состав Ассоциации похоронных компаний, отвечают на вопросы жителей г. Владивостока (всего во Владивостоке более 20 похоронных фирм).
Имиджевая статья (2001 г.), посвященная участию в выставке «Некрополь-2001». Компания «Стикс-П» была единственным участником с Дальнего Востока и была награждена Малой золотой медалью за новую технологию прощания, кремирования и захоронения праха с использованием фарфоровых урн.
Имиджевая статья о поездке директоров ОАО «Стикс-П», ООО «Тихая обитель», ООО «В последний путь» на выставку, прошедшую в Шанхае в ноябре 2004 года и отзывы об этой выставке.

АКЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ ДНЮ
- Размещение статей в газетах + купон с 5% скидкой;
- Поддержка акции на сайте.

АКЦИЯ КО ДНЮ ПАМЯТИ И СКОРБИ
- Предоставление скидки 10% для ветеранов ВОВ, тружеников тыла при заказе памятника;
- Размещение плакатов в троллейбусах и трамваях;
- Распространение листовок в аптеках, пенсионных фондах;
- Размещение рекламно-информационных блоков в газетах «Комсомольская правда», «Дальпресс».

РЕКЛАМА В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
Радио:

Спонсорская поддержка радиопередачи «Православный календарь», транслирующаяся в течение 2004 года на «Приморском радио». В передаче рассказывалось о проходящих православных праздниках. В начале и в конце передачи объявляли о том, что спонсором является компания «Стикс-П». А также в конце передачи транслировался рекламный радиоролик компании «Стикс-П».
Телевидение:
Телевизионный ролик к Родительскому дню 2005 года. Так как к Родительскому дню многие стремятся облагородить места захоронения своих близких, что известно из многолетнего опыта компании, ясно, что Родительский день – для всех день почтения своих близких. В этот день каждый выезжает на кладбище, для многих непоминовение ушедших родственников - это грех. В коллективном бессознательном у людей отложился этот стереотип. И именно к этому призывает рекламная кампания «Стикс-П».
«Родительский день - день поминовения ушедших от нас близких, день почтения памяти… Увековечьте светлую память о дорогих вам людях…»
Компания «Стикс-П»:
- памятники любых форм, размеров, в том числе по индивидуальным заказам;
- оградки, опалубки;
- благоустройство мест захоронения.
Оформляя заказ до весны, вы получаете:
- цены ушедшего года;
- рассрочку платежей;
- гарантию качества.
Адреса компании и филиалов:…
«Компания «Стикс-П» - память навсегда сохраним…»
Акцент ролика сделан на Родительский день: в ролике говорится о Родительском дне вообще, затем предлагается увековечить память о дорогих людях. Далее говорится о компании «Стикс-П», не происходит навязывания, как, например, компания «Стикс-П» поможет вам увековечить светлую память, и слушатель сам делает такой вывод. Учитывая цели рекламной кампании - увеличить продажи в зимний период - в ролике встречается фраза: оформляя заказ до весны, вы получаете… Тем самым было решено две задачи: привлечение клиентов в зимний период, когда в компании низкий уровень продаж, и в то же время акция приурочена к Родительскому дню.

ВИЗУАЛЬНОЕ ОФОПМЛЕНИЕ РОЛИКА
Ангелы, используемые как символы чистоты, духовных ценностей, хорошо сочетаются с днем поминовения.
Цвет фона изначально планировался синий – фирменный цвет компании «Стикс-П», с переливом в голубой цвет, но в итоге фоном сделали небо с плывущими облаками, что также хорошо сочеталось с появляющимися ангелами.
Музыка выбрана нейтральная - Моцарт - светлая мелодия, вызывающая весеннее настроение, ассоциация с чистотой души.
В рекламе похоронных услуг всегда можно использовать обычные приемы для увеличения сбыта, некоторые из них могут быть некорректными. Например, нельзя объявить весеннюю распродажу памятников.
Вследствие этого компания «Стикс-П» использовала Родительский день как повод для рекламы своих услуг. Так называемые весенние распродажи приурочили к Родительскому дню, дню поминовения ушедших близких.
Компания «Стикс-П» – это единственная компания в г.Владивостоке, имеющая сайт, на котором можно посмотреть перечень услуг, варианты памятников, расценки. На сайте размещена информационная поддержка акции к Родительскому дню.
В троллейбусах и трамваях размещаются листовки формата А4, на которых изображен ангел, использующийся в телевизионном ролике. Фон листовки - светло-голубой. Текстовка такая же, как и в видеоролике.
Соответственно, телевизионный ролик и макет листовок были выдержаны в едином стиле, начиная с фонового цвета, рисунка и заканчивая текстом.
Помимо полиграфической продукции, к Родительскому дню разработаны листовки для размещения в троллейбусах и трамваях ко «Дню памяти и скорби», который отмечен в календаре 22 июня. В этот день скорбят по тем, кто погиб во время Второй мировой войны. Идея этой акции заключается в том, что родственникам ушедших из жизни участников войны, тружеников тыла, блокадников Ленинграда, всех участников боевых действий предоставляется скидка на изготовление памятника в размере 10%. Листовка с этим же текстом, но меньшего формата (А5) раздавались в офисе, а также распространялись в аптеках, пенсионных фондах.
Независимо от акций, в офисе всем посетителям раздаются буклеты.

БУКЛЕТЫ
- О компании.
- Услуги, предоставляемые компанией.
- Православный календарь, в котором обозначены дни поминовения усопших либо православные праздники - позитивный настрой, обращение к народным традициям.
- Предъявителю скидка 5%.
Раздаются буклеты также во время похоронной процессии. В учреждениях пенсионного фонда, а также в катафалках размещены коробочки для буклетов.
Компания делает заказы на изготовление фирменных папок и бланков для договоров с фирменной символикой. При заключении договора клиенту выдается договор в фирменной папке на фирменном бланке. Это элементы фирменного стиля, свидетельствующие об имидже компании.
На буклетах и папках изображен ангел, он несет визуальную нагрузку и вызывает ассоциации, связанные с ритуальными услугами, так как ангел - это архетип, в нашем подсознании это символ незримой защиты, чистоты, девственности, делающий акцент на духовных ценностях.
Из полиграфической продукции компанией «Стикс-П» используются квартальные календари как элемент имиджевой рекламы. Ежегодно компания дарит фирменные календари партнерам, коллегам и сотрудникам. На календарях 2004 года изображен берег моря и над водой появляется Пресвятая Богородица как архетипический символ святого, неприкосновенного, что переносится подсознательно на образ компании. Море используется как архетип чистоты и источника жизни.
Тематика связана с православием, при этом на подложке отмечены все православные праздники. Тема церкви органично связана с созданием рекламы в сфере ритуальных услуг.

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА
Наружная реклама компании является ее слабым местом. Компания имеет два указателя в районе улицы Гамарника, на офисе нет крупной вывески, которая привлекала бы внимание. Единственным достоинством являются световые короба на офисе, которые заметны ночью. Во Владивостоке существует запрет на установку наружной рекламы похоронным компаниям.
К разновидности наружной рекламы можно отнести оформление фирменной символикой катафалков, причем название фирмы написано даже на крыше катафалка, и, когда он подъезжает к дому, с верхних этажей можно прочитать название и телефоны.
К имиджевым элементам относятся ежедневники с фирменной символикой, визитки, настольные именные таблички, бэйджики, ручки, брелоки, посуда в офисе с фирменной символикой, поздравительные открытки партнерам, коллегам.
Компанией были осуществлены попытки использования директ-маркетинга - прямые продажи памятников агентами на территории Приморского края. Для этого компания подготовила фирменные папки с образцами памятников.
В период акции, посвященной Родительскому дню, «Стикс-П» проводила почтовую рассылку. Текст соответствовал общей идее всей акции:
«Родительский день - день поминовения ушедших от нас близких, день почтения памяти… Сохраните светлую память о своих родных и близких… Компания «Стикс-П» поможет благоустроить место захоронения, установить памятник, оградку, опалубку. Предъявителю письма скидка на памятник - 10%».
В основе имени «Стикс-П» лежит один основной архетип с добавлением менее значимых, что придает образу бренда выразительность, особенно когда архетипы очень контрастны. В идее рекламы «Стикс-П» лежит архетип мудреца и девы (героя); по классификации, предложенной журналом «YES». Дева – это невинность, чистота. Этот архетип отражался через графические образы – ангелы скорби, которые были использованы в ролике, в рекламных блоках справочников и газет «Арсеньевские вести», «Дальпресс», листовках и плакатах.
Архетип мудреца - мудрый, духовный, использование понятия пути (как судьба). Отражение этого архетипического образа нашло свое место в рекламном тексте телевизионного ролика: «Течение времени уносит за собой события и переживания, но память остается…».
Проведенные исследования и практический опыт позволяет выделить четыре основных составляющих комплекса маркетинга похоронной фирмы: товар, цена товара, сбыт, продвижение.
К допустимым приемам продвижения в сфере похоронных товаров и услуг относятся: личная продажа, директ-мэйл, выставочная деятельность, а также нестандартные приемы, такие как выезд с выставочным стендом на Родительский день на кладбища.
Средства, которые могут использоваться для распространения рекламы похоронных услуг: телевидение (телевизионный ролик), радио (радиоролик, спонсорская поддержка), газеты (статьи рекламные и имиджевые, рекламные блоки, рекламные объявления), интернет (сайт), наружная реклама (в Дальневосточном регионе - ограничено) в виде вывесок на зданиях офисов, указателей, собственного автотранспорта, полиграфическая продукция в виде буклетов, визиток, карманных календарей, квартальных календарей, папки, фирменные бланки, поздравительные открытки для партнеров, конверты с логотипом, сувенирная продукция, содействуящая повышению имиджа компании, в виде ручек, ежедневников для сотрудников и партнеров, кружек в офисе фирменного цвета с символикой компании.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
«МИФ» И МИФОТЕХНОЛОГИИ В РЕКЛАМЕ
Миф и мифологическое сознание существуют столько, сколько существует сам человек. Миф (от греческого mythos – сказание, предание) – древние народные сказания о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле; в переносном смысле – что-либо фантастическое, неправдоподобное, нереальное. Миф – непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании, опыте. В основе мифов лежит глубокий пласт человеческой психики – коллективное бессознательное. Миф сохраняет для человека иллюзию контроля над ситуацией, позволяет в общих чертах сделать прогноз развития событий. Сюжеты мифов одинаковы для всех народов. Мифы никогда не умирают, они перерождаются, с прошествием какого-либо времени, оставляя позади свои прежние формы, и наполняются на каждом этапе новым содержанием, в соответствии с идеограммами новой социально-экономической эпохи. Современный человек продолжает оставаться мифотворцем, он вновь и вновь разыгрывает драмы тысячелетней давности. При создании рекламы часто обращаются к мифам, так как мифологические сюжеты позволяют потребителю без труда и адекватно встраивать предъявленный образ торговой марки или же сам товар в сюжетную линию рекламного сообщения. Потребитель распознает себя в представляемом рекламном образе, и рекламируемый продукт становится ему «близок» и понятен.
СТЕРЕОТИП
Стереотип - это общепринятое правило, в соответствии с которым люди привыкли думать и действовать и которое согласуется с установленными нормами. Иначе говоря, стереотипами называют те вещи, которые мы принимаем без раздумий, привычки и обычаи, которые прочно укоренились и не подлежат обсуждению. Стереотип - образ, отпечаток в коллективном сознании. Различают стереотипы социальные, расовые, национальные, государственные. Основные свойства стереотипов: способность влиять на принятие решений покупателем, нередко вопреки логике; стереотипы «подсказывают» одни доводы в отношении рекламируемого товара и вытесняют из сознания другие, противоположные первым; стереотип, в отличие от потребности вообще, обладает выраженной конкретностью.
ЭВФЕМИЗАЦИЯ
Пришедшее из языков Полинезии слово «табу» в переводе означает «запрет». В современных обществах табу может налагаться на прямые наименования некоторых физиологических процессов, частей человеческого тела. Темы смерти, болезней тоже часто обсуждаются осторожно, без прямых обозначений. Во всех этих случаях прибегают к описательным оборотам, иносказаниям, которые смягчают и вуалируют суть обозначаемого. Такие вуалирующие обозначения принято называть эвфемизмами (от греч. «eu» - хорошо» и «phemi» - «говорю»).
Эвфемизм - слово или выражение, употребляемое взамен другого, которое по каким-либо причинам неудобно или нежелательно произнести по причинам его грубости, оскорбительности, невежливости.
Использовать эвфемизм - значит «смягчить грубое, агрессивное или слишком откровенное». Эвфемизация - это замена слова с негативной семантикой позитивным словом или нейтральным по смыслу.
К эвфемизмам люди прибегают, когда считают неудобным назвать что-либо своим именем или же хотят скрыть, закамуфлировать неприятную, опасную, осуждаемую обществом сущность явления или вещи. Эвфемистичны многие медицинские термины: «новообразование» вместо пугающего «опухоль», «канцер» вместо «рак», «летальный исход» вместо «смерть»
Болезнь и смерть. «Она совсем плохая» - о безнадежно больной; «ушел от нас, его не стало» - вместо «умер»; «кончина» вместо «смерть»; «летальный исход» как медицинский эвфемизм, заменяющий слишком прямое - смерть. Темы смерти и похорон, если эти события актуальны, либо совпадают с моментом речи, либо отделены от него небольшим промежутком времени, вербализуются почти исключительно с помощью эвфемизмов. «Предать земле», но не «закопать». Действия учреждений, занимающихся организацией похорон, в официальном языке обозначаются расплывчатым и эвфемистическим по своей природе оборотом «ритуальные услуги».
АРХЕТИП
Мифологический образ, способ эмоциональной рефлексии. На грани сознательного и бессознательного архетип организует систему оценок при освоении мира. Результаты оценочного освоения мира закрепляются в религиозных догмах, художественных образах, политических имиджах, иллюзиях и идеалах. «Архетип» - это первичные схемы образов, их психологические предпосылки, они узнаваемы по всему миру. Архетип ангела обозначает незримую защиту, чистоту, девственность, акцент на духовных ценностях. Весы - символ справедливости, внимания к нуждам человека, объективности. Крест - центр мира, огонь жертвы, символ вечной жизни, агония духа и боль будничной суеты. Крест - это архетип, несущий ассоциации со смертью. Крест - важнейший символ христианства, напоминание о распятии и воскресении Иисуса Христа, знак победы над смертью, залог вечной жизни. Камень - прочность, надежность, могущество, вечность, земное бытие. Волны - ритм, покой, чистота, глубина, соразмерность. Глаз - дух и разум, окно в психический мир, источник света и осознания, духовная открытость. Голубь - душа после смерти, Святой дух. Якорь - спасение, надежда, безопасность, прочность основ. Два цветка - это архетипический образ, который ассоциируется с темой похорон. Образы Бога, ангелов, скорбящей матери, креста, церкви «говорят» о специфике услуг.

Елена РЯКИНА, менеджер по рекламе компании «Стикс-П», студентка Дальневосточного государственного университета, факультета политических и социальных наук

Редакция выражает признательность Елене Рякиной за интересный и полезный материал по итогам ее научно-исследовательской и практической работы.

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика