Христиане унаследовали от иудаизма почтительное отношение к захоронению умерших, которое до недавнего времени ассоциировалось с языческими обычаями и не сочеталось с христианской верой в воскресение Иисуса Христа. Ранние христианские авторы противопоставляли легкомысленное обращение с умершим в языческом мире почтительному отношению в христианстве. Ученым удалось найти рукописи первого церковного историка Эузебиуса из Кесарии, в которых он приводил цитаты из письма Епископа Александрийского Дионисия, показывая, что христиане обращались с телами умерших от чумы очень уважительно. Предлагаем вам статью протестанского священника Джеффри Роуэлла об отношении христиан к новым похоронным ритуалам и необходимости веры в то, что Господь победил смерть и превратил ее в вечную жизнь.
Они поднимали умерших христиан на руках; закрывали глаза и рот, несли их на своих плечах и готовили тела к погребению. Они обнимали их, мыли и заворачивали в саван. Несмотря на опасность заражения чумой, к умершему относились с заботой и теплотой.
После признания императором Константином христианства как официальной религии Римской империи, когда христианские обычаи и церемонии стали возможными, христиане стали хоронить тела умерших со святой надеждой на воскресение. Все реже стали появляться упоминания о том, что среди участников траурных процессий были люди, горько оплакивающие усопшего. Иоанн Златоуст, например, препятствовал тому, чтобы нанимали профессиональных плакальщиц и осуждал христианок, которые издавали скорбные плачи и рвали свои одежды на похоронах. «Уважение к умершему состоит не в причитаниях и оплакиваниях, а в пении гимнов и псалмов и в праведной жизни». Некоторые отцы церкви протестовали против темных одеяний, христиане должны носить белые одежды в знак своего крещения и надежды на воскресение. Последние исследования похоронных литургий подтвердили возвращение к этому святому обычаю ношения белых одежд, а также зажжению священных свечей.
Издревле христиане хоронили своих умерших с верой в искупление грехов своим крещением. Они наполняли весь процесс, сопровождающий похороны, этой верой; даже такие общепринятые традиции, как обмывание умершего и миропомазание, а также могильный камень становились символом литургии. К духовному наследию псалмов они добавили христианские гимны; обед, относящийся к причастию, заменил поминальную трапезу; еврейское и языческое погребальное искусство пробудили в христианском изображении таинство и покаяние.
Христианский опыт погребения, как традиция воспевания и благодарения, получил свое ритуальное выражение. Стали чаще петь псалмы и гимны, произносить проповеди и молитвы. Такое отношение веры стало началом истинно христианской похоронной литургии.
ЦЕРКОВЬ И НОВЫЕ ПОХОРОННЫЕ РИТУАЛЫ
Похоронные обряды в западных церквях, особенно в римско-католической и англиканской, стали более «живыми». Похоронные службы англиканской церкви объединили ритуалы и молитвы, основной смысл которых не скорбь от потери близкого, а гимн жизни, которая закончилась, готовность мужественно принять смерть.
В отличие от церкви, современное светское общество не всегда принимает такое толкование христианских похорон. Доктор Пол Шеппи, баптистский проповедник с большим опытом проведения литургий и давний член Группы церковных похорон, недавно опубликовал два тома книги «Смерть, литургия и церемония», в которой он четко сформулировал литургическую, теологическую теорию смерти, собрал воедино и прокомментировал заупокойные службы в нескольких религиях. Шеппи, например, объясняет, что «скорбь для многих скорбящих - это их собственное психологическое состояние, беспокоящее их больше, чем будущее покойного, вера в жизнь после смерти не способна утешить горе». Он настаивает на том, что «христианские похороны непременно должны показывать путь от смерти к жизни», «ориентировать живущих на надежду в будущее». Автор книги замечает, что сегодня «почести усопшему часто заменяют проповеди, музыка с кассет и CD заменяет гимны, а любимые стихи и изречения заменяют Священное Писание». «Что произошло с христианскими похоронами, если их лейтмотив скорбь и потеря»? Христиане должны признавать, что смерть существует, но верить в то, что Иисус Христос победил смерть и превратил ее в «вечную жизнь». Христианские похороны выражают скорбь. Но наша скорбь не только наша; это скорбь Бога-Отца о смерти Христа. Христианские похороны показывают «путь» не от жизни к смерти, а от смерти к жизни. Путь не принадлежит нам одним, этот путь прошел Христос, и он проходит его вместе с нами. Христианские похороны возвещают о надежде. Эта надежда Христа, которого смерть не смогла удержать… Христианские похороны - это больше, чем достойное прощание; это приверженность Господу. Это нечто большее, чем поддержка скорбящего духа; это дар Духа, дающего «покой, который мир дать не может».
Когда западные христианские церкви стали принимать кремацию, частично из-за трудностей, возникающих с местами для захоронений, частично из-за изменений, происходящих в культуре, возник вопрос о различных способах захоронения праха. С точки зрения теологии, захоронение праха - развеивание над землей, захоронение урны в могиле - поддержание важной христианской традиции возвращения «праха к праху». Содержание праха на каминных полках, помещение его в футбольные мячи, книги или подсвечники, отправка праха в космос не могут быть по-христиански «почтительным отношением» или «достойным погребением». Место погребения праха в христианских традициях - это место для молитвы, поминовения, куда всегда можно прийти.
Для настоящего христианина ритуал прощания с усопшим - это возможность вести людей от смерти к жизни, от отчаяния к надежде.
Джеффри РОУЭЛЛ, Епископ Гибралтара в Европе, вице-президент Общества кремации Великобритании
Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала
#GALLERY#