Символ на обложке. Ангел - провожатый души

08.06.2007
Различные культуры едины в том, что путешествие в загробный мир полно опасностей, и душе, чтобы преодолеть порог смерти, требуются сопровождающие. Кроме того, ей необходимы ходатаи за нее на загробном суде. Уже для древнеегипетской надгробной декорации характерны сцены, где божественные провожатые ведут умерших в царство Осириса. Проводниками души в загробном мире могли быть лишь те, кто сам принадлежал этому миру. В Египте эта роль отводилась главным образом детям Гора, а также Анубису, Исиде и Хатор. Греки и римляне мыслили в этой роли Гермеса, получившего в связи с этим прозвище «Психопомпос», то есть «спутник души».
Христианство оставляет в силе положение о том, что душе на пути в мир иной нужны проводники. В первые века христианства в образе провожатых и заступников преставившейся души изображали апостолов, особенно Петра и Павла, мучеников и святых, храмовые апсиды часто украшены подобными росписями. Позднее роль сопровождающих прочно закрепилась за ангелами. Это представление живо и ныне, полностью согласуясь с церковным учением.
С эпохи Средневековья складывается образ архангела Михаила. Считали, что он взвешивает души на Страшном суде, и подчеркивали его роль при завершении Божественного плана. В конце света он одержит победу над смертью и дьяволом, укажет праведникам путь в рай, а грешников отправит в ад. Михаила относят к святым покровителям умирающих.
В эпоху позднего Средневековья ангелы приобретают большое значение в смертный час. Они борются с демонами за душу умирающего у смертного ложа. С распространением представления о чистилище ангелы становятся утешителями и помощниками бедных душ. Они дают им часть Святых даров и облегчают участь душ, претерпевающих муки в чистилище, чтобы после отбывания временного наказания за грехи освободить их. Они становятся также проводниками душ и провожают души на небо. Это представление существовало в течение долгого времени, и апофеоза в изобразительном искусстве достигли в рисунке Вильгельма Каульбаха «К Богу» (или «На вечную Родину»), написанном в 1858 году. В XIX веке разворачивается настоящий культ ангелов, который оказал огромное влияние на погребальную иконографию и облик кладбищ того времени.
Задолго до этого, в погребальной символике эпохи барокко, образ ангела использовали для прославления высокопоставленных личностей. В мемориальной графике и надгробных памятниках изображали ангелов, держащих венки и венцы славы над головами усопших, таким образом обожествляя земных правителей.
Секуляризация образа ангела началась в эпоху Просвещения. Тогда же обратились к античному смертному гению, крылатому божеству, или к Танатосу, образу которого близок крылатый Хронос. Персонифицированную смерть, которая «забирает» человека, изображали в образе так называемого ангела смерти. Затем ангелы практически исчезли из сознания людей, но на исходе XX века они переживают возрождение.
В начале XXI века по Божьему промыслу изображения ангелов вновь стали активно «заселять» кладбища. В Европе и Америке сегодня ангельский «бум» сродни моде и поветрию. В Рождество сотни миллионов сувенирных ангелов продаются по всему миру. Кто-то считает, что это новый китч. Но воцерковленные люди придерживаются иного мнения: принося домой даже игрушечного ангела, мы как бы приглашаем к себе ангела-хранителя. Такую привычку поселять в доме ангелов нужно поощрять - считают служители церкви, особенно у детей. Пусть лучше они взывают к ангелам, которые сопровождают и помогают людям при жизни, а после смерти торят им дорогу к Богу, чем поклоняются многоликому дьяволу. У молодежи сотни дорог и тысячи дверей, куда дьявол приглашает войти. Чтобы противостоять бесчисленным искушениям дьявола, важно уже в детстве помочь детям поселить в себе любовь к Богу и его помощникам, ангелам - провожатым наших душ до и после гроба. (По материалам Центрального Института погребальной культуры в Касселе, Германия). #GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика