Патологоанатомическое вскрытие. Автор - Вячеслав Дубченко, Новосибирск

08.06.2007

Для выяснения причин смерти в моргах больниц проводят вскрытие трупа. В литературе и практике используется несколько устоявшихся терминов-синонимов вскрытия: секция, аутопсия, обдукция, патологоанатомическое вскрытие, судебно-медицинское вскрытие. Патологоанатомическое вскрытие умерших от различных болезней проводят в лечебных учреждениях для определения характера болезненных изменений и, соответственно, установления причин смерти. Судебно-медицинское вскрытие проводится по предписанию судебных органов, когда причиной смерти по предположению и отдельным признакам на теле могут быть какие-либо насильственные или преступные деяния. Патологоанатомическое вскрытие производит врач-патологоанатом (прозектор) при больницах в патологоанатомическом отделении, прозектуре, а судебно-медицинское вскрытие по определенной методике - судебно-медицинский эксперт в морге.
Предлагаем статью об истории и особенностях патологоанатомического вскрытия, которое производится в патологанатомических отделениях больниц, моргах. Материал подготовил студент Новосибирской государственного медицинского университета Вячеслав Дубченко, до недавнего времени работавший похоронным директором в Новосибирском похоронном доме.

ИСТОРИЯ ВСКРЫТИЯ
История вскрытия переплетается с историей медицинского препарирования. Ученые пытаются ответить на вопрос, как рано в Древней Греции начали проводить вскрытия. Говорят, что Гиппократ (умер в 377 г. до н.э.) считал вскрытие неприятной обязанностью. Благодаря мумифицированию древние египтяне были хорошо знакомы с анатомией человека, и в Александрии до 200 г. н. э. проводилось анатомирование, благодаря которому расширялись знания об анатомии и заболеваниях. Имеются свидетельства о том, что вскрытия проводились в древнем Риме в Средние века, и такие свидетельства можно найти на картинах и иллюстрациях в рукописях, которые содержат реальные ссылки на события тринадцатого века. Католические священники не одобряли вскрытие, тем не менее, Папа Клемент VI разрешил своему врачу препарировать тела жертв эпидемии чумы, чтобы определить причину смерти. Церковь также разрешила вскрытие, чтобы определить причину смерти Папы Александра, внезапно скончавшегося в 1410 году. Папа Сикстус IV (умер в 1484 году) разрешил студентам-медикам из Болоньи и Падуи вскрывать тела, чтобы найти причины, вызывающие чуму. К шестнадцатому веку Католическая церковь окончательно одобрила практику вскрытия. Иудаизм запрещал вскрытие до XVIII века, когда его проведение разрешили в особых обстоятельствах, и расширили список в начале двадцатого века. Во времена Эпохи Возрождения итальянские врачи Бернард Торниус и Антонио Бенивьени подробно описали и составили отчет о проведенных вскрытиях, а к восемнадцатому веку Теофилус Бонетус смог опубликовать сборник отчетов о более чем 3000 вскрытиях, проведенных 450 врачами, в том числе Галеном и Весалеусом. Вскоре после этого доктора стали связывать клинические наблюдения с находками, сделанными во время вскрытий, и выдвинули теории, основанные на выявленных патологиях. Патологоанатомы, такие как Карл Рокитанский (умер в 1878 году), который провел за свою профессиональную жизнь 30 тысяч вскрытий, добился в этом невиданных успехов и был неутомим в любви к своей профессии. Это происходило еще до того, как стали известны опасности, связанные с проведением вскрытий.

Вскрытие трупа -  это исследование тела умершего для выяснения характера болезненных изменений и установления причины смерти. Если смерть произошла в больнице, то семья должна быть готова к тому, что тело будет подвергнуто аутопсии. По законам Европы и США, больница должна запросить разрешение у родственников на проведение такой экспертизы. По российским законам, все трупы больных, умерших в стационаре от ненасильственных причин, подвергаются вскрытию, кроме случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации об охране здоровья граждан, а именно: по религиозным или другим мотивам, в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.
Отвергать такую возможность уточнения диагноза семье не стоит. Разумеется, родственникам трудно смириться с мыслью о том, что любимый человек после смерти окажется под ножом врачей. Как бы то ни было, но вскрытие может выявить ошибки врачей, уточнить важные детали протекания болезни и, тем самым, в будущем помочь другим больным. Что особенно важно, после вскрытия устанавливается окончательная причина смерти. Это избавляет родственников от сомнений, подозрений, развеивает подчас надуманные причины смерти, которые мешают жить, отравляя психическое состояние постоянной неуспокоенностью.
Есть две причины, когда испрашивать у родственников письменное согласие на вскрытие нет необходимости. Это, во-первых, когда сам покойный еще при жизни дал на то свое согласие. Во-вторых, когда аутопсия назначается прокуратурой. В случаях смерти от насильственных причин или подозрений на них, а также если не установлена личность умершего, труп подлежит судебно-медицинскому исследованию.
Процедура вскрытия означает для родственников, что они лишаются доступа к телу на все время, пока проводится аутопсия и экспертиза. Случается, что по различным причинам на это требуется 3, а иногда 7-8 дней. Родственники часто такие задержки воспринимают болезненно.
Вскрытие трупа играет огромную роль в преподавании, совершенствовании знаний врачей, правильности распознавания и лечения болезней. На основании вскрытия трупа разрабатывают проблемы танатологии и реаниматологии, статистические показатели смертности и летальности. Данные судебно-медицинского вскрытия трупа имеют важное, иногда решающее значение для суда.
Когда патологоанатом начинает вскрытие, то, что лежит перед ним, является человеческим и нечеловеческим одновременно. Лежащее перед ним тело окутано запахом смерти и запахами мочи, фекалий и крови и, вместе с тем, сохраняет достоинство в силу своей совсем недавней принадлежности миру живых. Патологоанатом Ф. Гонзалес-Крисси писал: «Не так давно это был человек, а сейчас это труп, подвергнутый окоченению и разложению, но все еще сохраняющий что-то от присутствия в нем живого существа. С синюшной кожей, холодный, как лед, и теряющий четкость очертаний, он продолжает хранить невыразимый отпечаток человеческого, который присущ всем недавно умершим. Вот почему многие прозекторы перед началом работы накрывают лицо и гениталии усопшего хирургическим полотенцем. Недавно умершие уже превратились в бесчувственные оболочки, но их тела все же остаются объектами уважения или поругания, поклонения или поношения, благоговения или унижения».
Вскрытие - это процедура человечная и калечащая одновременно, способная потрясти близких, если бы они это увидели. Связь между физической формой, личностью и сознанием умерших для тех, кто их знал, является основной причиной, по которой вскрытие должно проводиться незнакомыми людьми за закрытыми дверями, хотя когда-то проводилось прямо в доме семейным врачом. Если патологоанатом знаком с умершим, ему становится гораздо труднее исполнять свои обязанности. Один патологоанатом рассказал историю о враче, наблюдавшем за вскрытием своей жены и вставлявшем по ходу различные замечания об их совместной жизни: «Когда мы доставали желудок, он стал говорить о том, как она любила омаров! Мы так и застыли на месте. Не думаю, что когда-нибудь еще допущу такое». Для патологоанатома пациент должен иметь только имя, даты рождения и смерти и историю болезни. Знания сверх этого минимума могут только навредить.

ИНФЕКЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ ВСКРЫТИЯ
Игназ Семмелвейсс, доктор, практиковавший в середине девятнадцатого века, догадался о том, что высокая смертность в родильном отделении его венской больницы явилась результатом заражения крови из-за антисанитарной практики некоторых докторов, не моющих руки после вскрытий и других процедур. Патологоанатомы должны защитить себя и тех, с кем контактируют, от инфекций, источником которых может стать исследуемое ими тело. Кроме болезней, которыми можно заразиться при контакте с трупом, заразным является также запах, такое открытие сделал один студент после наблюдения за вскрытием: «Дома я постирал всю свою одежду и несколько раз принял душ, но летучие пары формальдегида как будто пропитали мою плоть, и я сам пах, как труп, несколько дней». Не только запах, но и весь процесс непосвященным кажется отвратительным. Во многих культурах до сих пор существует табу на вскрытие тела, несмотря на получаемые преимущества и то, что тело возвращается родственникам быстро и сравнительно неповрежденным.


ПРОЦЕДУРА ВСКРЫТИЯ
Вскрытие начинается с внешнего осмотра тела, включая имеющиеся раны, шрамы или опухоли. Затем делается хирургический разрез. В Европе практикуют несколько отличный от привычного в России разреза: от каждого плеча до середины груди, а затем ниже до лонной кости. Кожа отводится в стороны, ребра распиливаются или разрубаются, вынимается грудина. Околосердечный мешок вскрывается, берутся пробы крови для посева. Затем достаются органы, по одному или группами, после осмотра их взаимного расположения в теле. Органы грудной клетки - сердце, легкие, трахеи и бронхи извлекаются все вместе, как единое целое, затем селезенка, кишечник, печень, поджелудочная железа, желудок и пищевод. После этого извлекаются почки, матка, мочевой пузырь, брюшная аорта, яички. Освобождается брюшная полость. Органы вскрываются для исследования их внутренней структуры и изменений.
Мозг обнажается выпиливанием большей части черепа. За рубежом в основном используются дисковые электропилы. В России они не получили распространения. Первая причина тому - дороговизна. А вторая - больше психологическая - связана с надуманными аргументами против такого механического усовершенствования - от пилы, якобы, во все стороны летят брызги крови, фрагменты кожи, и костных тканей. В действительности, открытые пилы за рубежом не используют уже лет 15-20. Все дисковые пилы снабжены защитными колпаками - уловителями брызг. А в России распил продолжают делать обычными, чаще всего столярными, пилами. Артерии, оптические нервы и шейную часть спинного мозга обрезают, чтобы освободить головной мозг, который взвешивают и помещают в формалин для дальнейшего изучения. Во время этой процедуры иногда берут образцы мускульной, нервной и фиброзной тканей для токсикологического или микроскопического анализа. Если берут какую-либо кость, ее заменяют протезом.
После вскрытия выпиленный фрагмент черепа возвращают на место, разрезы зашивают, и тело перевозят в морг. Сонную артерию часто зашивают, чтобы создать условия для бальзамирования лица и головы. Внутренние органы обычно возвращают в тело в полиэтиленовом пакете. Некоторые больницы в США попросту сжигают все оставшиеся от вскрытия органы и ткани. В Европе это строжайше запрещено.
Вскрытие может продолжаться от часа до нескольких часов, в зависимости от скорости и техники патологоанатома, числа ассистентов и сделанных находок. Вынув органы блоками для последующего изучения, патологоанатом может вернуть вскрытое тело уже через тридцать минут. На получение и оценку результатов уйдет гораздо больше времени. В лаборатории могут сделать посев из взятых образцов на бактерии и вирусы, провести анализы жидкостей на алкоголь и наркотики,  исследовать ткани под микроскопом на наличие в них патологических изменений.
Вскрывая и изучая тело, патологоанатомы могут подтвердить, опровергнуть или расширить тот диагноз, который поставил врач пациента или хирург. Патологоанатомы часто приходят в ужас от картины внутренних разрушений, которая открывается их взгляду после вскрытия тела: «На прозекторском столе даже сотрудники из бригады по работе со СПИДом часто испытывают огромное удивление, когда видят масштабы распространения болезни и степень разрушения пораженных органов и тканей». Вскрытие повышает точность статистики смертей, помогает оценить методы диагностики и терапии, выявляет инфекционные и наследственные заболевания. Медицинское вскрытие играет основную роль среди предпринимаемых учреждениями мер по повышению качества медицинских услуг и обучения, поскольку примерно в восьми процентах всех случаев в результате вскрытия ставятся основные диагнозы, о которых во время жизни пациентов даже не подозревали. В своей книге доктор Эдвард Розенбаум пишет следующее: «Изучение современной практики вскрытий свидетельствует о том, что в лучших больницах хорошие врачи ставят неверный диагноз каждому четвертому пациенту, и в одном случае из десяти пациент мог бы выжить, если бы ему вовремя поставили правильный диагноз. Один сотрудник морга как-то признался, что считает большую часть медицины всего лишь игрой по типу «угадай-ка», и лишь патологоанатомическое вскрытие позволяет сделать точный вывод о том, что реально произошло в организме».
За рубежом родственники умерших иногда разрешают проводить лишь частичное вскрытие, исключая манипуляции на мозге или разрешая взглянуть лишь на сердце. Разрешение должно быть аккуратно документировано. В некоторых штатах США человек может при жизни распорядиться о проведении своего вскрытия, включив соответствующие распоряжения в свое завещание. Согласно результатам опроса среди 30 тысяч респондентов, было обнаружено, что 83 процента опрошенных согласны с проведением вскрытия собственного тела после смерти.

СТАТИСТИКА ВСКРЫТИЙ
Удельный вес вскрытий в больницах Соединенных Штатов за последние годы снизился. К началу Второй мировой войны коэффициент вскрытий в больницах достигал примерно 50%. Снижение коэффициента после войны произошло по нескольким причинам, в особенности из-за трудностей с получением разрешений. В 1971 году Объединенная комиссия по аккредитации больниц отменила свое требование об обязательном 20% уровне вскрытий. Поскольку вскрытия занимают много времени и требуют затрат, их перестали проводить с такой частотой, как раньше. Национальный коэффициент вскрытий в американских больницах составляет 20%, гораздо ниже, чем в других странах, включая Швейцарию (80%), Англию (70%), Германию (60-65%) и бывший Советский Союз (до 100%) (данные американского журнала The Dodge Magazine, 2005 г.)
Исследователи считают, что удельный вес вскрытий в той или иной стране напрямую влияет на качество медицинского обслуживания. В Австрии, к примеру, согласно декрету, действовавшему 250 лет, все люди, умершие в государственных больницах, должны были подвергаться вскрытию. В этой стране домашний врач не имеет права выдавать свидетельство о смерти. Осмотр и вскрытие трупа должны производиться официально назначенными врачами-экспертами. Квалификация врачей-коронеров много выше, чем обычных семейных докторов. Много выше и их финансовый статус. Эксперт по вскрытиям - второй в списке самых высокооплачиваемых категорий врачей. Больше получают только хирурги. Такая же практика сложилась в США. После введения в Австрии законодательной нормы, упорядочивающей выдачу свидетельств о смерти, статистика вскрытий резко взметнулась вверх. В Европе она одна из самых высоких, намного выше, чем в соседней Германии. В Германии, по опросам, интерес родных и близких умершего к результатам вскрытия настолько велик, что они не только не запрещают вскрытие, но нередко просят еще раз провести его. С точки зрения танатопсихологии, благодаря этому в сознании людей разрушается тайна, окружающая смерть, появляется уверенность относительно действительных причин смерти.
В России сегодня процент вскрытий колеблется от 55 до 90%, в зависимости от региональных особенностей, национальных ограничений (мусульманские районы), и, как это ни парадоксально, личных пристрастий руководителей медицинских департаментов, главных судмедэкспертов, районных врачей. Например, главный врач Томской областной судмедэкспертизы Сергей Кладов на недавно прошедшем семинаре по бальзамированию и танатокосметике в Новосибирском крематории, где С. Якушиным создана лучшая в России школа посмертного макияжа, сказал: «Была бы моя воля, я бы в обязательном порядке делал вскрытие всех умерших за малым исключением. Родственники только выигрывают от того, что тело пройдет все гигиенические, санитарные и косметические процедуры в морге. Мой главный аргумент в пользу вскрытия - это безопасность прощания с мертвым телом».
А в Челябинске, словно услышав Сергея Кладова из Томска, даже издали специальное постановление, которое обязывает патологоанатомов и, разумеется, судмедэкспертов, делать вскрытия всех тел.  
Отношение к вскрытию человеческого тела во все времена было неоднозначным. Медицинское исследование мертвого тела встречало сопротивление преимущественно со стороны малообразованной части общества. Такое отношение часто основано на суевериях или заблуждениях. В заключение хочу привести слова Т. Боне, который в 1679 году, формулируя причину непреходящего интереса мыслящих врачей к аутопсии, писал: «Пусть те, кто протестует против вскрытия тел, до конца осознают своё заблуждение. Когда причина болезни неясна, возражения против вскрытия тела, обречённого стать пищей червей, не только ничем не помогают безжизненной плоти, но причиняют огромный вред остальному человечеству, поскольку препятствуют приобретению врачами знаний, быть может необходимых для помощи людям, страдающим той же болезнью. Не меньшего порицания заслуживают и те чересчур чувствительные врачи, которые по лености или брезгливости предпочитают оставаться во тьме невежества, нежели тщательно и усердно искать истину; они не понимают, что, поступая так, становятся виновны перед Богом, перед самими собой и перед обществом в целом».
Важная задача патологоанатомов и специалистов по бальзамированию - воссоздание внешности умершего после проведения процедуры вскрытия. Следы вскрытия часто травмируют родственников, оставляя раны в памяти о последнем пути их близкого. Правильная подготовка тела поможет скрыть видимые последствия вскрытия от глаз родственников. Разрезы на теле необходимо закрыть одеждой. Следы на черепе часто скрывают, используя парик, чаще - цветы, гирлянды, венчик, гудру, тахрихим. Достойный образ усопшего - вот что должно сохраниться в памяти близких.
Призвание похоронного директора - достойная забота об усопшем. Работа патологоанатома - важная часть заботы о покойном и об окружающих. Хочется пожелать специалистам этой области профессионально выполнять свой долг, проявляя почтение и достойную заботу об усопшем, уважая чувства его близких.

Вячеслав ДУБЧЕНКО, студент Новосибирской государственного медицинского университета

Статья проиллюстрирована фотографиями из архива Новосибирского крематория, Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области, из книг W. Finkbeiner «Autopsy Pathology», США, 2004 г., D.Di Maio «Forensic Pathology», США, 1989 г.

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика