Обряд прощания. Бдения у гроба покойного. Публичное прощание с телом. Автор - Владимир Якушин, Санкт-Петербург

08.06.2007

Человечество с первых дней своего существования с почтением относится к смерти. Так было и есть у всех известных нам народов. «Я не знаю ни одной нации, которая бы не признавала важность смерти и которая бы не сопровождала ее наступление каким-нибудь своим, совершенно особенным ритуалом», - отмечала известный американский антрополог Маргарет Мид. Огромное многообразие ритуалов погребения и поминальных служб свидетельствует об общечеловеческой важности как самого факта наступления смерти, так и значимости понесенной утраты. Независимо от того, каким именно способом совершаются культурные, религиозные, этнические или индивидуальные обряды, мы вновь и вновь встречаемся с чем-то до боли знакомым, суть которого заключается в огромном, хоть и примитивном, стремлении отдать последние почести умершим.
Предлагаем статью Владимира Якушина из Санкт-Петербурга. По своей первой профессии он - авиационный конструктор. Он участвовал в разработке бортового компьютера флагмана российского авиационного флота, самого безопасного в мире самолета ИЛ-86. Перед выходом на пенсию увлекся историей и философией. Главным образом - философией смерти. Будучи известным в России шахматистом, всегда сравнивал жизнь с шахматным полем, которая, по сути - череда белого и черного. Без черного и в шахматах, и в жизни не обходится. Не будет прививок, иммунитета выстоять трудности и пережить лихолетье. Оказаться на черной клетке в шахматах вовсе не означает проигрыш. Черная полоса в жизни - возможность укрепить дух, возвыситься над нечистью, проявить мужество, сконцентрироваться на главном. Жизнь - это большая игра. Как и в шахматах, игра всегда заканчивается, с Небес звучит последнее послание: «Время вышло! Земной путь окончен!».
По традиции, последнее прощание близких родственников с покойным проходили и проходят под знаком смерти, образ которой всегда представлялся двуликим. Один из ее ликов обладал светлыми, ангельскими чертами, в то время как другой выглядел зловеще и грозно, как дьявол. Ангел должен был охранять живых, а дьявол мог в любой момент восстать из могилы в страшном образе массовых эпидемий, олицетворявших вселенское зло. Проще говоря, родственники умершего отдавали и отдают свой последний долг для того, чтобы достойно проводить покойного в последний путь и облегчить его душе попадание в потусторонний мир. Эта церемония представляет собой лишь прощание с человеком, жизненный путь которого уже завершился. Однако более важно то, что почтение и уважение, которое родственники проявляют при последнем прощании, красноречиво говорит о том, что эти атрибуты похорон в большей степени нужны именно им, а не самому покойному. Величественный и торжественный обряд прощания с умершим помогает, в первую очередь, именно родственникам покойного справиться с понесенной ими утратой. Английская поэтесса Элизабет Бишоп (Elizabeth Bishop) метко назвала это явление «искусством нести потери». Никто не в состоянии выполнить то, чего больше всего хотели бы осиротевшие родственники, а именно, оживить покойного. По своей сути, подобная процедура прощания должна в большей степени утешать близких родственников покойного. В Библии мы читаем обнадеживающие слова: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.»
Итак, после тщательной санитарно-гигиенической и косметической подготовки тело готово к тому, чтобы его выставили для последнего обозрения. Приходят ближайшие родственники, чтобы в последний раз увидеть того, кого отняла у них смерть. Начинается гражданская панихида, во время которой друзья прощаются с покойным и в его присутствии могут сказать слова утешения тем, кого он покинул. Если в прошлом бдение у тела покойного преследовало различные цели, то его современная функция заключается в том, чтобы облегчить страдания родных и собрать окружение покойного для совместного противостояния смерти. Собравшиеся выражают свое отрицание смерти, глубокую печаль, несогласие, гнев и используют это время, чтобы разделить скорбь, поделиться воспоминаниями с другими. Образ лежащего в гробу покойного, готового принять последнюю молитву, поцелуй, прощальный жест, надолго остаются в памяти.
Обычай бдения рядом с мертвым телом в течение нескольких дней исторически был обусловлен страхом похоронить живого человека. В древние времена были нередки случаи, когда в определенных состояниях (кома, летаргия) человека принимали за мертвого. Во время или после похорон человек вдруг приходил в сознание, приводя в ужас всех собравшихся. Древние греки ждали три дня, прежде чем похоронить тело, и внимательно наблюдали за ним, чтобы убедиться, что смерть действительно наступила. Древние иудеи дежурили у трупа, чтобы предотвратить преждевременные похороны, помолиться, а также чтобы проследить за справедливым разделом завещанной собственности. Ранние христиане разрешали родственникам и близким смотреть на лицо покойного и позаимствовали у иудеев обычай оставлять гроб открытым в течение трех дней в непрестанной молитве. Изначально бдения проходили у могилы (в древние времена усопших хоронили в склепах, пещерах за пределами городских стен), позднее бдения совершались в доме умершего. В XVI, XVII и XVIII веках тело выставляли на улицу. В Японии тело после смерти переносили во двор и дежурили около него, чтобы защитить от диких животных. В Америке XIX века тело оставалось в спальне, где человека настигала смерть. Сегодня в большинстве цивилизованных стран тело передают в похоронный дом, где бдение у гроба длится не дни, а часы.
Старинные обряды прощания во многих культурах сопровождались гуляниями, играми, другими ритуалами, главная цель которых состояла в соперничестве и противостоянии смерти. В Скандинавии похоронные обряды нередко использовались для сватовства. В средневековой Европе, особенно в Ирландии, присутствующие на похоронах напивались, курили, рассказывали истории, пели, танцевали, зубоскалили, устраивали игры на сноровку и выносливость, состязались в силе и ловкости. У некоторых народов труп вовлекали в игры и проделки. Он двигался или садился, приводимый в движение веревками и другими приспособлениями. Труп заставляли двигаться, незаметно тряся кровать или стол. Иногда в результате таких шуток стол переворачивался и труп падал на пол. Покойного вовлекали в карточную игру, или прямо на нем играли в карты. Иногда труп «угощали» набитой табаком трубкой или ставили его «потанцевать». Такие языческие ритуалы и развлечения, осуждаемые священниками, прочно укоренились в национальных культурах, некоторые из них сохранились и по сей день.

ПРОЩАНИЕ ПУБЛИКИ С ТЕЛОМ
В наше время отношение людей к публичной демонстрации тела умершего неоднозначно. Изучив в 1971 году результаты опроса 30 000 человек, психолог Эдвин Шнайдман выяснил, что только 6% опрошенных не возражали против выставления своего тела для публичного прощания, а 70% были против этого. Самыми ярыми противниками оказались женщины. В книге «Вдовец» дочь автора Вильярда К. Кона прокомментировала это так: «Мама не хотела, чтобы кто-нибудь увидел ее в таком виде, нам не нужна была публичная панихида, чтобы осознать, что она умерла». Многие преподаватели дисциплин, связанных со смертью, также не одобряют общепринятую практику смотреть на мертвых. Религиозные лидеры по этому вопросу придерживаются иного мнения. Духовенство православной и католической церквей, а также большинство протестантских священников считают этот обычай полезным. Некоторые иудейские священники не видят в обряде бдения особенной ценности. По мнению американского психолога Элизабет Кёблер-Росс, публичное прощание необходимо в том случае, если смерть была внезапной и неожиданной для семьи. Католические и протестантские священники не одобряют панихиду в церкви (поминальную службу) с открытым гробом и советуют совершать бдение в кругу близких родственников. Представитель методистской церкви Эдвард Бауман не столь консервативен: «Наш опыт показывает, что мертвое тело часто служит ключом, открывающим двери к выражению искренних чувств. Оно помогает оплакивать и скорбеть». Одни находят демонстрацию мертвого тела ритуалом вульгарным, другие излишне сентиментальным, но эта традиция имеет глубокие корни и множество приверженцев. В Соединенных Штатах 65% похорон проводится с открытым гробом, хотя в последние годы специалисты отмечают тенденцию отсутствия покойного на собственных похоронах.
В поддержку гражданской панихиды выдвигают несколько соображений психологического характера. Психолог Бертрам С. Пакл полагает, что промежуток времени между смертью и погребением дает возможность друзьям и родственникам постепенно привыкнуть к состоянию утраты близкого, глядя на труп, подавить в себе надежды, что покойный может вернуться к жизни. Похоронный директор и социолог Вандерлин Пайн считает, что основная ценность панихиды в том, что она служит завершением земного пути покойного. Профессор психологии, доктор Джудит Мортон Стильон соглашается, что визуальное прощание с мертвым помогает публично выразить свои чувства, тем самым помогая преодолеть боль утраты. Присутствие тела создает характерную траурную атмосферу, где люди могут естественным образом начать говорить о покойном, что было бы трудней сделать при других обстоятельствах.
Когда скорбит вся нация, прощание должно быть организовано таким образом, чтобы люди могли достойно почтить память человека, которого они любили, часто видели или читали о нем. Сотни, тысячи людей выстраиваются в очередь, чтобы подойти к открытому гробу политического лидера или популярного артиста. Когда тело выставлено на короткое время, у пришедших проститься имеется последняя возможность увидеть известное лицо и разделить свою боль и скорбь с другими.
Когда тело выставлено на неопределенный срок, оно надолго становится объектом, скорее поклонения, чем скорби. После распада Советского Союза очередь желающих увидеть тело В. Ленина стала короче, но оно продолжало привлекать туристов. С момента смерти его тело хранилось при температуре 16°С и относительной влажности 70%, открытыми оставались только голова и руки, которые два раза в неделю погружали в бальзамирующий раствор и проверяли на наличие бактерий. В октябре 1993 года президент России Борис Ельцин сделал первый шаг к тому, чтобы покончить с этим материальным символом коммунизма, и отменил почетный караул, утвержденный в 1924 году на шестой день после смерти Ленина. Но даже без почетного караула уважение к мавзолею продолжало сохраняться. Стоящим по три часа в очереди посетителям не разрешалось проносить фотоаппараты, находиться в головных уборах и держать руки в карманах. Судьба останков пока не определена. Сам Ленин хотел, чтобы его похоронили рядом с матерью и сестрой на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, но против погребения атеиста на священной земле возражают патриархи Русской Православной церкви. В семье бывшего вождя также нет единства. Его жена просила лидеров коммунистической партии похоронить тело, а не помещать его в мавзолей, но его племянница Ольга Ульянова считала, что тело должно быть сохранено. Возможно, останки В. Ленина однажды обретут вечный покой в земле. Ленин может быть похоронен за мавзолеем, как это случилось в 1961 году с Иосифом Сталиным, после того как его тело после долгих лет публичного показа убрали из мавзолея. Среди тех, кому не посчастливилось обрести уединение после смерти, китайский премьер Мао Цзе-дун, вьетнамский лидер Хо Ши Мин. Последний покоится в торжественной обстановке в охлаждаемой усыпальнице в Ханое с почетным караулом из четырех гвардейцев. Каждую неделю его посещают более 15 тысяч человек, в основном это школьники. Выставление тела на неопределенно долгий срок, скорее, исключение из правил. Тело убитого в 1793 году французского революционера Жан-Поля Марата экспонировалось совсем недолго: из-за быстро развивающегося гниения, спровоцированного заболеванием кожи, потребовались быстрые похороны. После похорон тысячи людей выстраивались в очередь, чтобы увидеть его сердце, которое радикалы представили на всеобщее обозрение. В течение десяти недель можно было видеть тело покойной Анны Датской, пока не появились деньги на похороны, достойные королевы.
Национальный траур нередко превращается в скопление огромного количества людей, которое требует контроля. Фанатичное поведение поклонников подчас приводит к массовым беспорядкам. Часто эмоциональный фон такого события в сочетании с долгим ожиданием приводит к трагическим последствиям. Когда в 1885 году в нью-йоркском Сити Холле проходила траурная церемония прощания с президентом Улиссисом Грантом, трехсоттысячную толпу пытались сдерживать более трехсот полицейских. После смерти Сталина в 1953 году несколько десятков человек были раздавлены насмерть в огромной толпе, движущейся, чтобы попрощаться с его телом. Относительно недавно, в 1989 году, несколько иранцев были также раздавлены насмерть толпой, стремящейся увидеть тело мертвого аятоллы Хомейни.
Попрощаться с Эвитой Перон, женщиной-легендой для всего народа Аргентины, в 1952 году стремилось огромное количество людей. Когда тело несли от машины до здания правительства, около четырех с половиной тысяч поклонников получили травмы в толпе. Говорят, что погибло не менее двадцати человек. Сначала предполагалось, что прощание займет три дня, но оно продолжалось тринадцать дней, поскольку около трех миллионов аргентинцев не покидали очередь из шести рядов, растянувшуюся более чем на 30 кварталов, чтобы подойти к покрытому стеклянной крышкой гробу. После почти шестнадцатичасового ожидания люди прикасались к гробу, целовали стекло, падали в обморок.
Трагическая смерть звезды немого кино Рудольфа Валентино в 1926 году сопровождалась повсеместной скорбью и несколькими самоубийствами. В первые два дня, пока его тело было представлено в Нью-Йорке для прощания, толпа из 30 тысяч человек разгромила церковь Фрэнка Кэмпбелла, где проходило отпевание, в поисках сувениров. Когда желающие проститься заполнили улицы, полиция утратила контроль над ситуацией, были разбиты витрины, перевернуты машины, затоптаны сотни людей. В конечном счете, 90 тысяч человек смогли попрощаться с Валентино, глядя на его профиль через стеклянную пластину в гробу.
После смерти Элвиса Пресли в 1977 году его фанаты съехались в Мемфис. В книге «Они прошли этот путь» Малкольм Форбс пишет: «Через час после того, как объявили о его смерти, больше тысячи человек столпились у ворот Грейсленда. На следующий день, когда приведенное в порядок после вскрытия тело Элвиса лежало в его особняке, готовое к погребению, прибыли 80 тысяч человек. Сотни людей падали в обморок, у одного был сердечный приступ, какая-то женщина начала рожать, в конце концов, была вызвана национальная гвардия». 
Несмотря на таящуюся опасность, практика публичного прощания с мертвым телом выдающегося человека имеет долгую историю. Начиная с похорон Генриха II в 1189 году, стало традицией демонстрировать тело короля во время похоронной процессии. Если тело было непригодно для показа, его скрывали под саваном или заменяли восковым или деревянным изображением. Прощание с английскими королями и многими государственными деятелями проходит в Лондоне в Вестминстере. В 1920 году в течение трех дней с Эдвардом VII пришли проститься полмиллиона человек. В 1936 году в течение четырех дней свыше 800 тысяч человек пришли увидеть тело Георга V. Сэр Винстон Черчилль в 1965 году лежал там три дня. В церковь Св. Георга в Виндзорском замке 57 тысяч человек пришли к гробу герцога Виндзорского (умер в 1972 году), в 1936 году отрекшегося от трона.
Прощание с американскими президентами обычно проходит в ротонде Капитолия в Вашингтоне. После убийства президента Джеймса Гарфилда в 1881 году за два дня с ним пришли проститься 150 тысяч человек. В 1932 году 20 тысяч человек пришли последний раз увидеть Уоррена Гардинга. После убийства в 1963 президента Джона Кеннеди, 250 тысяч человек по очереди подходили к закрытому гробу.
Популярность тех, с кем приходит проститься публика, отражает отношение к ним при жизни. Писатели собирают от 3 тысяч (Марк Твен, умер в 1910) до 50 тысяч человек (Билл Роджерс, умер в 1935 году). К Триумфальной Арке в 1884 году попрощаться с Виктором Гюго пришли тысячи поклонников, два миллиона читателей следовали к Пантеону за его гробом, некоторые несли плакаты с названиями своих любимых книг. Религиозных лидеров провожают в последний путь столько же людей, сколько последователей было у них при жизни. 25 тысяч человек пришли увидеть тело Брайама Янга (умер в 1877 году), а спустя десять лет 30 тысяч - тело Генри Уорда Бичера. Тысячи людей приходят почтить память обладателей прекрасного голоса, уникального актерского таланта или покорившего болельщиков спортсмена. В 1971 году последний раз посмотреть на Луи Армстронга пришли 20 000 человек. На траурную церемонию прощания с Джорджем Истменом были приглашены только сотрудники, проработавшие с ним в Истмен-Кодак не менее тридцати лет,  годом ранее увидеть тело Томаса Эдисона собрались тысячи людей. С Генри Фордом в 1947 году прощались 75 тысяч человек.
Считается, что рекорд по количеству одновременно пришедших проститься с покойным принадлежит русским. По оценке одного математика, увидеть труп Сталина пришли более пяти миллионов человек, если считать, что они двигались двумя рядами со скоростью 10 км в час. Около семи миллионов американцев в 1865 году прощались с телом президента Авраама Линкольна в разных городах по пути следования прощального кортежа. Его тело перевозили из города в город в течение 14 дней от Вашингтона до Спрингфилда. В Вашингтоне тело видели 25 000 человек, и на каждой остановке траурного поезда - Балтимор, Гаррисбург, Филадельфия, Нью-Йорк, Олбани, Буффало, Кливленд, Колумбус, Индианопоис и Чикаго гроб выносили и открывали, чтобы нация могла увидеть лицо покойного президента. Когда поезд прибыл к месту назначения, еще сутки 75 000 граждан имели возможность в последний раз увидеть знакомое лицо.
И для широкой общественности, и в узком семейном кругу  увидеть - значит поверить. Считается, что желание проститься с человеком диктуется в равной степени любопытством и искренней скорбью.

Владимир ЯКУШИН, Санкт-Петербург

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика