Почтительное отношение к усопшим. Автор - Питер Джапп, Великобритания

08.06.2007

С Сергеем Якушиным мы познакомились несколько лет назад, когда он прилетел в Лондон для участия в ежегодном съезде крематоров Европы. С тех пор он постоянный участник наших конференций. Его доклады на блестящем английском языке - часто настоящее откровение для многих. Мы поражены, насколько фундаментально сегодня в России подходят к вопросам культуры погребения. Яркий пример - журнал «Похоронный дом», который издает Сергей. Это одно из самых серьезных изданий в мире, истинное достояние российских похоронщиков. Аналогов я не знаю и, пожалуй, трудно найти другой журнал, который своим форматом походил бы на российское всеобъемлющее, почти учебное, издание. Разумеется, для меня большая честь быть среди авторов. Приятно отметить, что уже более десяти моих соотечественников выступали на страницах «Похоронного дома», и я рад поддержать журнал своим выступлением на одну из самых дискутируемых в Европе тем.

КОДЕКС ВСЕХ УСОПШИХ ГРАЖДАН
«Кодекс всех усопших граждан» был издан в Англии в январе 1996 года как документ для всеобщего обсуждения. Кодекс привлек внимание к правам людей, понесших тяжелую утрату, как потребителей похоронных услуг. Устав был основан Майклом Янгом, лордом Дарлингтона, умершим в 2002 году. Права потребителей - одна из главных тем, которые беспокоили его на протяжении его жизни. Идея «Кодекса всех усопших граждан» родилась в стенах Национального похоронного колледжа, которым я управлял с 1992 по 1997 год. Также как «Кодекс понесших тяжелую утрату», новый Кодекс имел целью установить стандарты похоронного обслуживания, чтобы помочь людям, которые были напуганы смертью, для тех, кто готовится к смерти, беспокоится о смерти любимых и кто в конечном счете платит за похороны.
Майкл Янг основал журнал для потребителей под названием «Какой?». Он был уверен, что потребители заслужили лучших прав в стране, которая оправилась после войны и где вскоре должен произойти потребительский бум. Журнал «Какой?» был впервые издан в 1957 году. В течение трех дней никто не купил ни единого экземпляра. На четвертый день у офиса редакции остановились две машины такси, из них выскочили двое мужчин, сказали, что они из издательства WH Smith, купили 10 000 экземпляров журнала, упаковали их в такси и уехали прочь. В тот день родился журнал. Майкл Янг воспринимал права потребителя как оплот демократии, и когда в 1975 году правительство лейбористской партии учредило Национальный совет потребителей, его директором назначили Майкла Янга.
В 90-х Майкл написал вместе с Лесли Калленом книгу под названием «Хорошая Смерть: беседы с восточными лондонцами», которая неизменно цитируется теми, кто пишет о смерти. Собирая материал для книги, Майкл понял, насколько упрощены традиционные лондонские похоронные ритуалы, он не был убежден, что они как-то помогали понесшим тяжелую утрату людям. В результате родился новый проект Национального похоронного колледжа. Майкла беспокоил вопрос: «Как мы должны чтить умерших?». Для Майкла отношение к мертвым не было чем-то отвлеченным, почтительное отношение к усопшим - это почтительное отношение к живущим. В своей книге антрополог Мэри Дуглас написала: «Майкл Янг хотел изменить принципы общения. Он знал, что трудно изменить целую культуру, склонную к замалчиванию неприятных тем. Трудно совершить реформу речи. Разорвать тишину - тяжелая задача».
В каком-то смысле Майкл не был новатором, поскольку новый Кодекс лишь помог поддержать растущий общественный диалог о смерти и похоронах. Этот процесс уже начался. Он поддерживался в СМИ: все чаще появлялись сообщения о гибели экстремистов и террористов в Северной Ирландии, стихийные бедствия и катастрофы и, наконец, всеобщее понимание, что именно тема смерти «продает» газеты. В 1997 году гибель принцессы Дианы еще больше всколыхнула общественный интерес к теме похорон, который не угасает до наших дней.

ПРАВА УМЕРШИХ ГРАЖДАН
Мертвые имеют права. Кодекс постановил, что каждый готовящийся к смерти имеет право на информацию, на осуществление выбора, на уверенность, что его пожелания будут выполнены, право на ожидание, что оставшимся в живых будут помогать и поддерживать. Как члены общества, мы имеем моральные обязательства перед умершими. Ключевой аспект Кодекса - это то, что умирающие и мертвые имеют права на лучшее отношение в момент и после смерти. Телевидение не раз транслировало документальные фильмы, секретные материалы, снятые в некоторых моргах. В одном из них был показан похоронный дом, сотрудники которого в морге играючи размахивали отсеченными руками покойных. Зрители были в шоке. Протест общественности против непочтительного отношения к умершим привел к созданию Национальной Ассоциации помощи понесшим утрату, директором которой была Кэрол Ламберт, ныне член совета директоров Общества кремации.

ПРАВА ПОНЕСШИХ УТРАТУ НРАЖДАН
Понесшие утрату люди также имеют свои права. Я не забуду визит в один из крематориев несколько лет назад. Я сидел в последнем ряду зала прощаний и не мог понять, когда заканчивалась одна церемония и начиналась следующая. В зал постоянно входили и выходили люди. Оказалось, в единственном зале прощания крематория проводились четыре похоронные церемонии в час. Каждой семье давали двенадцать минут, включая время выхода и входа. Это было десять лет назад, и расписание в этом крематории, возможно, изменилось. Время, отведенное на похоронное обслуживание, одна из многих проблем в нарушении прав людей, понесших утрату. Цель этой статьи, как и Кодекса, - взгляд на последнее распоряжение телом, почтительное отношение к усопшим с точки зрения потребителя. Термин «распоряжение мертвым телом» часто критикуется, поскольку «распоряжение» это то, что мы физически делаем с мертвым телом. Если расширить понятие «тело» до значения «человек», перед нами встанут две других задачи, которые требуют решения. Тело разлагается в могиле, но душа человека продолжает свой путь. Думая о душе усопшего, мы тем самым должны уважать индивидуальность того, кто умер.
Похороны должны принести пользу людям, потерявшим близкого человека. Похороны должны помочь людям приспособиться к новой реальности в отсутствии человека, которого они потеряли навсегда. Почтительное отношение означает признание индивидуальности, социальной ценности тех, кто ушел, их значимости для живущих. «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Почтительное отношение -  это уважение личности, которая реально существует, ее общественной ценности. Все наши действия во время похорон должны иметь целью достойные проводы для умерших и достойный переход к новой жизни для живущих.
Однажды я был на кладбище Челмсфорда, тогда его руководителем был Тревор Хамфрис. Он рассказывал мне, что у них на кладбище большая территория отведена для захоронения детей и младенцев. Если ребенок умер в возрасте года, месяца или недели, его могилу будут посещать его братья и сестры в течение как минимум 80 лет. Поэтому руководство кладбища делает все, чтобы содержать эту часть кладбища в наилучшем состоянии. Через какое-то время я проходил по кладбищу в моем городе, мимо могил младенцев. В этот день я увидел памятник мальчику, который умер в возрасте двух месяцев в 1930 году. На памятнике лежала открытка. Это было поздравление с днем рождения от младшего брата мальчика, который написал, что ему теперь 70 лет и он всегда вспоминает своего братика. Я подумал, что забота Тревора Хамфриса о могилах на своем кладбище - превосходный пример почтительного отношения к усопшим.

ТЕНДЕНЦИИ ПОХОРОННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА
Итак, взгляд на похоронный сервис с точки зрения «Кодекса всех усопших граждан» - это взгляд самих потребителей, и это - защита прав потребителей. За прошедшие три года в нашем обществе наблюдались три тенденции:  особенное внимание к проблеме защиты прав потребителей, индивидуализация похоронного обряда и уход от религиозных панихид. Отказ от христианских традиционных похорон означает снижение христианской или религиозной ортодоксальности. Джоан Бакюелл написала недавно: «Для нашего общества типично несогласие с общепринятыми нормами, даже перед смертью последнее слово остается за нами». В то время как Викторианцы оказывали смерти имперские почести, современное общество относится к смерти с осторожной двусмысленностью.
Похоронная отрасль отвечает на новые интересы и запросы потребителей целым арсеналом новых продуктов. Пролистывая рекламные объявления в газетах и журналах, все чаще можно встретить рекламу интернет-кладбищ под названием «Навсегда он-лайн». Вы можете купить собственную модель ДНК в виде кристалла, заказать для хранения праха картину, драгоценности или создать из праха алмаз, упокоить прах в фундаменте строящегося здания или запустить прах в космос на ракете. В культуре, где прежние христианские ценности отступают на второй план, вечность с Богом, бессмертие и вечная жизнь кажутся все более сомнительными, люди все больше стараются надеяться на самих себя. По крайней мере, в сохранении памяти об усопших.
В журнале «Похоронный сервис» прошлого месяца Брайан Парсонс представил четвертый выпуск книги-учебника «Естественная смерть». Он отмечает, что реформа похоронного сервиса и возрождение профессионального подхода к организации похорон, которая началась с 1996 года, набирает все большие обороты. Сегодняшний уровень организации похоронных ритуалов показывает, как много было достигнуто. Все мы - похоронные реформаторы. Все мы стремимся удовлетворить потребности наших клиентов наилучшим образом. Потребности изменяются вместе с обществом, и мы должны быть готовы к этим изменениям.

Преподобный Питер ДЖАПП, священник, доктор философии, Великобритания

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика