Концепция нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства. Авторы - Павел Кодыш, Санкт-Петербург, Георгий Сюткин, Москва

08.06.2007

23 июня 2006 года  в г. Екатеринбурге в формате ежегодной похоронной выставки «Ритуальные услуги» состоялось расширенное заседание Президиума Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Российской Федерации. На повестке дня рассмотрены основные положения Концепции нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства. Ее главными разработчиками явились президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш и кандидат экономических наук Георгий Сюткин, представляющий Московский государственный университет сервиса. Президиум одобрил проект Концепции, как документ, востребованный временем, и предложил к более широкому обсуждению.
18 - 20 октября 2006 года в Москве проходила традиционная, 14-я Международная похоронная выставка «Некрополь-2006». В рамках выставки состоялась VII международная научно-практическая конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом», на которой в открытом совещании членов СПОК и состоялось обсуждение дополненного проекта Концепции.

По итогам выставки «Некрополь-2006» разработчики Концепции были награждены. Союз похоронных организаций и крематориев удостоен специального приза в номинации «Специальная литература и обучающие программы». Московский государственный университет сервиса получил малую золотую медаль.
В этом номере журнала хотелось бы поделиться с читателями основными положениями Концепции нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства с точки зрения авторов.

СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения страны. Ежегодно в стране умирает 2,2 - 2,3 млн человек, в их похоронах участвуют десятки миллионов граждан. Практически все россияне каждый год посещают кладбища почтить память умерших родных и близких им людей.
В стране функционируют более 9 тыс. организаций (в том числе 6400 муниципальных), предоставляющих ритуально-похоронные услуги. В них работают 37,4 тыс. человек (данные за 2003 г.). Заказы на погребение принимают 2,3 тыс. приемных пунктов, в том числе в сельской местности 440. В стране имеется 53,3 тыс. кладбищ. Кремационное дело развито крайне слабо, в 9 субъектах Федерации действуют 13 крематориев, удельный вес кремации составляет 7% от числа умерших. Государство, муниципалитеты стоят в стороне от внедрения этой высокотехнологичной услуги в похоронную сферу. Почти половина всех вновь построенных крематориев за последние пять лет возведены на средства частных инвесторов. В соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле» создано 1,4 тыс. специализированных служб по вопросам похоронного дела, из них 870 являются муниципальными предприятиями.
За последние 15 лет в России принят ряд важнейших документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России, в том числе:
- закон РФ от 12.03.92 «О ритуальном пособии»;
- федеральная целевая программа «Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.96 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг» (к сожалению, в 2001 г. лицензирование этих услуг отменено);
- закон РФ от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле»;
- указ Президента Российской Федерации от 29.06.96 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»;
- Санитарные правила и нормы (СанПиН) 21.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» - апрель 2003 года.
В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2005 годах изданы: рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации; сборники-справочники нормативно-правовых актов по ритуальному обслуживанию (3 издания); сборники научных трудов по вопросам организации похоронного дела. Издаются специализированные журналы «Реквием» (Санкт-Петербург) и «Похоронный дом» (Новосибирск).
В стране проводится целенаправленная работа по улучшению организации похоронного дела. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышается его качество. Фирмой «Диагностика аварийных ситуаций» разработаны проекты отечественных крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок. Первые 10 печей установлены и работают в Николо-Архангельском крематории ГУП «Ритуал» г. Москвы.
В Московском государственном университете сервиса с 1997 г. функционирует учебный центр, специализирующийся на профессиональном образовании в сфере похоронного дела, а в Новосибирске, на базе Кооперативного колледжа второй год ведется обучение кадров среднего звена. Большую роль в консолидации и развитии похоронной отрасли играют ежегодные профессиональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах России. Регулярно проводятся научно-практические конференции и семинары. В этой работе активно участвуют: Союз похоронных организаций и крематориев, Корпорация руководителей похоронных предприятий, другие добровольные формирования организаций отрасли.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Несоответствие действующей законодательной и нормативной базы требованиям рыночной экономики, практике организации ритуально-похоронного сервиса. Это в настоящее время существенно тормозит развитие отрасли.
Действующий Закон РФ «О погребении и похоронном деле» принят в 1996 г. Его принятие было, безусловно, прогрессивным шагом, который позволил существенно улучшить нормативное обеспечение деятельности ритуальных организаций и фирм.
Но минуло 10 лет (а для России периода реформ 10 лет -  это огромный срок!), и Закон стал тормозом дальнейшего развития похоронной отрасли. И это одна из главных проблем. Практика ритуального обслуживания ушла далеко вперед, а Закон как будто застыл на месте.
В последние годы образовались сотни новых коммерческих организаций, которые в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широчайшего выбора форм ритуального обслуживания. В отрасли трудятся тысячи высокообразованных специалистов, ученых, офицеров запаса, которые в 1996 г. и не помышляли о работе в похоронной сфере. Но сейчас они определяют стратегию и тактику похоронного дела.
Принципиально иными стали земельные отношения. Другими стали государственные и муниципальные предприятия, в ведении которых находятся кладбища.
Всех этих изменений не учитывает действующий Закон. В нем нет даже профессиональной терминологии, что и как трактовать, как понимать то или иное выражение. Этим приходится заниматься каждому региону, каждой группе специалистов. Они нередко используют свой «понятийный аппарат» и не всегда понимают друг друга. В Законе отсутствует само понятие «кладбище».
Закон никак не определяет формы и методы деятельности, предметы ведения работающих на рынке ритуально-похоронных услуг организаций, которые являются хозяйственными обществами или товариществами, другими негосударственными и немуниципальными предприятиями.
Законодательно не урегулированы вопросы участия подобных организаций во владении, управлении и развитии ключевых объектов ритуально-похоронной сферы: кладбищ и крематориев.
Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается: у субъектов Федерации нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет на эти цели денег не дает. В то же время средства и желание на создание крематориев имеются у частных структур. Однако они не могут заняться подобным бизнесом, не позволяет Закон, который однозначно определяет, что крематории могут находиться в ведении органов государственного или муниципального управления.
2. Отсутствие должного внимания к проблемам ритуально-похоронной сферы со стороны органов государственного управления и местного самоуправления приводит к тому, что во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы, нет попечительских советов по вопросам похоронного дела. Не все регионы приняли свои региональные законы «О погребении и похоронном деле». Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной, целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.
На Парламентских слушаниях в Государственной Думе в 2003 г. «О практике применения федерального закона «О погребении и похоронном деле» отмечалось, что «общее состояние похоронного дела в РФ имеет ряд серьезных недостатков… Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культура… Органы местного самоуправления во многих регионах неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений… В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы-однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеются факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере».
В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры, которые не всегда могут договориться о взаимодействии. Так, за работу кладбищ отвечает коммунальная служба, а деятельность организаций ритуальной сферы (прием заказов, продажа ритуально-похоронных принадлежностей, катафальные перевозки, ритуалы прощания и т. д.) курирует подразделение потребительского рынка или малого бизнеса.
Не решаются в регионах и вопросы нормативно-правового и финансового обеспечения деятельности предприятий, в ведении которых находятся кладбища. Зачастую у органов местного самоуправления, прежде всего сельских регионов, просто нет средств на содержание и благоустройство кладбищ.
Не всегда есть понимание важности развития ритуально-похоронной сферы в интересах населения и у средств массовой информации.
3. Все более обостряется проблема нехватки земли под кладбища. Она особенно ощущается при создании новых кладбищ для крупных городов. Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля. Однако кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и иметь удобный подъезд к ним.
Тот или иной город вынужден платить собственнику за землю, которая предназначается для создания кладбища, по 9 и более миллионов рублей за 1 га. Это так называемая «компенсация» упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и вывода ее из лесного фонда или из сельхозоборота. Если учесть, что кроме указанной «компенсации», потребуются другие расходы - стоимость 1 га земли при ее оборудовании под кладбище составляет 3-5 млн руб.; дополнительные затраты на 1 га земли, связанные с обустройством нового кладбища (строительство дорог, развязок, экологических комплексов) составляет еще 5-6 млн руб. - то общая стоимость нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) может составить 500-800 млн руб.
Далеко не каждый город сможет изыскать такие средства, хотя новые кладбища все равно требуются. Поэтому органы власти иногда идут по пути создания таких объектов на участках земли, не очень пригодных для кладбищ, в достаточно удаленных (до 40-60 км) от города местах и с не слишком хорошим подъездом. Экономить приходится на всем. Качество ритуально-похоронного сервиса при этом обеспечить крайне сложно.
4. Необходимо срочно решать проблему реального исполнения государственных гарантий при погребении умерших граждан. Федеральным законодательством определено несколько таких гарантий, однако их исполнение и финансирование переложено на органы местного самоуправления.
Так, при организации похорон законом определено предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Такое безвозмездное оказание необходимых услуг поручено специализированным службам по вопросам похоронного дела (т. е. неким хозяйствующим субъектам). Компенсация этим службам за услуги, предоставленные гражданам безвозмездно, законом определена в размере 1,0 тыс. руб. Реальная стоимость такого комплекса похоронных услуг и принадлежностей значительно выше (см. таблицу).
Размер социального пособия за последние 5 лет не пересматривался и остается на уровне 1,0 тыс. руб.
Если в 1997 г. средняя стоимость одних похорон превышала размер социального пособия в 1,6 раза, то в 2004 г. она уже стала в 6,3 раза больше.
Таким образом, исполнение гарантии, установленной государством, перекладывается на хозяйствующий субъект, который старается от этого уклониться. На практике так оно и происходит. В отдельных случаях органы местной власти, ссылаясь на Указ Президента России № 1001 от 29.06.1996 г. «О гарантиях граждан при предоставлении услуг по погребению умерших» буквально заставляют предприятия предоставлять услуги на безвозмездной основе. В результате нарушаются права: гражданина, которому государством предоставлены гарантии (льготы), однако он далеко не всегда ими сможет воспользоваться, т. к. служба не хочет работать в убыток; специализированной службы по вопросам похоронного дела (как хозяйствующего субъекта), которой навязывают выполнение работ, услуг в убыток, без должной компенсации, что противоречит действующему законодательству.

ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ
Не до конца решен вопрос об организации и финансировании захоронения неопознанных тел.
При совершенствовании нормативно-правовой базы сферы ритуально-похоронного обслуживания необходимо учитывать особенности предоставляемых услуг, особенности заказчиков, материально-технических объектов и хозяйствующих субъектов отрасли.
1. Заказчик ритуальных услуг - это особая категория, принципиально отличающаяся от заказчиков в других видах обслуживания. Как правило, гражданин, взяв на себя ответственность за организацию захоронения умершего родного, близкого человека, не представляет всего объема работ по захоронению, специфики услуг, так как обычно у него нет реального опыта такой работы. При этом такой гражданин находится в стрессовом состоянии: у него горе утраты родного, близкого человека, он не всегда адекватно воспринимает порядок и практику услуг, которые он взялся организовывать. Не знает всех правил предоставления ритуальных услуг, он «неграмотный» в этом отношении, не знает своих прав и обязанностей, соответствующих законов, постановлений, правил в области похоронного дела. Верит всему, что говорит ему представитель похоронной службы, оформляющий заказ на ритуальные услуги: какой лучше заказать гроб или венок, как организовывать ритуал прощания, какие цены на услуги, как организовывать поминки. Понимает необходимость провести похороны в течение трех суток, а для мусульман  в течение суток. Готов заплатить деньги за предоставленные услуги и даже готов взять необходимую сумму взаймы, чтобы провести захоронение достойно, по-человечески.
Но этот же заказчик, особенно ближайшие родственники покойного, через две-три недели после похорон, возвратившись в нормальное психологическое состояние и получив определенный «опыт» ритуального обслуживания, начинают совершенно по-другому воспринимать происшедшее с их семьей во время похорон. Вдруг они узнают, что можно было все организовывать и провести по-другому, значительно дешевле и лучше. «Оказалось», что у других фирм и гроб другой, и венки лучше, и землекопам можно было не давать деньги. Иногда выясняется, что при заказе не была учтена какая-то работа, а за нее надо дополнительно платить.
Исходя из сказанного об особенностях заказа услуг на организацию похорон, можно сделать выводы, что ключевую роль при оформлении играет агент или другое официальное лицо, представляющее интересы ритуальной организации. Другими словами, тот сотрудник похоронной службы, который принимает заказ и получает деньги за этот заказ.
Такой сотрудник обязан самым детальным образом проинформировать заказчика о всех его правах и обязанностях, о всех льготах, о всех возможных вариантах организации процесса захоронения. Более того, такой сотрудник обязан скрупулезно проконтролировать, как исполнился заказ, причем проверить это в мельчайших деталях, по каждой позиции. При этом не имеет значения, кто выполнял ту или иную работу -  данная ритуальная организация или другая, выполняющая заказ по кооперации.
Особое внимание необходимо уделять тому, чтобы заказчик при приеме заказа был ознакомлен со всеми (без исключения!) видами работ, которые выполняются при проведении похорон.
2. Ритуальные услуги имеют свою исключительную специфику, не похожую ни на какие другие услуги.
Ритуальные услуги должны быть предоставлены и выполнены применительно к любому объекту обслуживания (предмету обслуживания).
Каждый умерший человек должен быть обязательно похоронен независимо от того, кем он был при жизни, где и с кем он жил или жил один, или у него не было постоянного места жительства, какое материальное положение было у его семьи и какое - у родственников, друзей и близких покойного, какой национальности, какого вероисповедания или атеист, или иностранец.
При организации похорон нельзя создавать очереди при оформлении документов, нельзя заставлять человека ждать чего-либо и где-либо. Нельзя требовать большого количества документов, а еще лучше ограничиваться одним-двумя основными документами, которые необходимы: для оформления факта смерти - паспорт (свидетельство о рождении), для оформления остальных документов - свидетельство о смерти.
Требования по времени при организации похорон очень жесткие. По традициям различных религиозных конфессий, покойный должен быть погребен в течение 1 - 3 суток. В этой ситуации гражданину, взявшему на себя ответственность за захоронение покойного, нужно очень много успеть сделать. Именно этим объясняется нетерпеливость и даже нервозность родственников покойного при оформлении документов, при оформлении заказа на погребение, при доставке предметов ритуала, при прибытии катафалка и т. д. Во всех этих случаях должна быть обеспечена исключительная четкость, пунктуальность работы ритуально-похоронной организации, ее сотрудников. Соответственно должна быть обеспечена четкость работы государственных организаций и учреждений, которые в той или иной мере участвуют в оформлении документов, в организации погребения.
Максимальное внимание, чуткость и доброжелательность необходимо обеспечить при оформлении медицинского свидетельства о смерти (в лечебно-профилактических учреждениях), гербового (государственного) свидетельства о смерти (в ЗАГСе или местной администрации поселка). Именно здесь должна работать система «одного окна» с предъявлением одного необходимого документа.
3. Количество заказов в год на погребение умерших в каждом поселении - величина достаточно постоянная, т. к. и число умерших в среднем составляет 1,2 - 1,3% от численности населения. Достаточно стабильное и прогнозируемое число умерших в год в данном поселке, районе, городе определяет и постоянное число заказов на погребение независимо от количества ритуально-похоронных организаций, количества агентов, работающих в них и оформляющих заказы на похороны.
Поэтому количество ритуальных фирм, которые занимаются организацией похорон, тоже должно быть ограничено некоторым оптимальным для данного поселения числом. При этом их деятельность должна быть строго регламентированной и контролируемой со стороны органов государственного управления и местного самоуправления. В организации похорон излишняя конкуренция только повредит.
4. Конкуренция ритуальных фирм, занимающихся организацией и проведением похорон, имеет свои особенности и соответственно должна быть ограничена. Реклама должна быть сдержанной, уважительной. Нельзя допускать агрессивности рекламы. Нельзя размещать рекламные материалы в органах государственного управления, в лечебно-профилактических учреждениях и тех местах, где происходит оформление каких-либо документов, связанных с похоронами (ЗАГСы, больницы, военкоматы, поликлиники). Здесь должна быть размещена полная и достоверная информация о всех (в равной степени) ритуальных организациях данного региона, которые имеют статус специализированной службы. Необходимо четко разделить информацию о ритуально-похоронных услугах и рекламу о них. Информация должна быть бесплатной, максимально доступной и понятной гражданам, реклама не может быть навязчивой и повсеместной.
Как правило, количество заказов на похороны в каждом регионе ограничено и в среднем за год достаточно стабильно. Это накладывает определенные ограничения на организацию услуг. Нельзя переманивать уже принятые заказы у ответственного за организацию погребения. Если заказ уже принят, оформлен и оплачен, то другая фирма не должна переманивать заказчика на обслуживание у себя.
Неоднократно высказывалось предложение сформировать кодекс чести организаций и фирм, работающих в похоронном бизнесе, с тем, чтобы профессионалы сами регулировали этические вопросы взаимодействия.
5. В связи с ограниченным на данной территории количеством заказов на похороны ритуальные фирмы обязаны большое внимание уделять качеству обслуживания и расширению ассортимента услуг. При этом предложение новых видов услуг должно опережать их спрос, т. к. заказчик о многих услугах даже не догадывается. Это значит, ритуально-похоронные фирмы вправе предоставлять различные услуги после погребения: печатание некрологов, организация поминальных обедов, поминки на 9-й, 40-й день, после 6 месяцев, после года и т. д.
Так, работы по установке памятников могут быть самыми различными, имея в виду, что: памятник можно модернизировать, заменить на более современный, более дорогой, вместо памятника или в дополнение к памятнику можно организовать цветочное оформление мест захоронения. А эта работа ежегодно возобновляется, она нужна постоянно. Услуги по уходу за местом захоронения востребованы постоянно и, если будет хорошее предложение, то многие граждане постараются воспользоваться такими услугами. Однако на практике во многих регионах их пока почти нет. Упор делается на установку дорогостоящих памятников, оград, цветников.
6. Похоронное дело - это социальная сфера, но это еще и рыночная отрасль, где спрос и предложение постоянно изменяются, влияют друг на друга. Ассортимент услуг в связи с этим существенно расширяется, обновляется. Гражданам предлагаются самые разнообразные услуги с учетом их материальных возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания.
Здесь принципы следующие:
а) Минимально необходимый набор ритуальных услуг должен быть предоставлен всем желающим гражданам по вполне доступной цене. С тем, чтобы даже граждане с низкими доходами смогли заказать такой набор услуг.
б) По желанию заказчика должны быть предоставлены любые услуги и изделия ритуального назначения по той цене, которую сможет оплатить заказчик.
7. Кладбище является особым градостроительным, исключительно социально-значимым объектом, который не похож ни на один объект жилищно-коммунального хозяйства или бытового обслуживания. По действующему законодательству, кладбище нельзя приватизировать.
Характерные особенности кладбища:
- кладбище нельзя снести, нельзя использовать для других целей, кроме как для захоронения умерших людей;
- кладбище как градостроительный объект, расположенный на обособленном участке земли, нуждается в постоянном уходе, благоустройстве. Оно должно постоянно поддерживаться в виде, удобном для посещения гражданами, и одновременно удобном для проведения новых захоронений, для поддержания мест захоронений в надлежащем состоянии;
- кладбище должно «работать» (т. е. сохранять способность к новым захоронениям) бесконечно долго: 100, 200, 300 и больше лет. Примеры известных европейских кладбищ показывает, что это вполне возможно. В России также имеются подобные кладбища в Москве, Санкт-Петербурге, других городах;
- кладбище - это место поклонения памяти ушедших от нас родных и близких, и оно постоянно должно отвечать этой функции, быть способным принять любое число посетителей, в том числе в дни массового посещения, например, в пасхальные праздники;
- кладбище выполняет функцию утилизации тел покойных. Соответственно оно должно отвечать самым жестким санитарным требованиям. В частности, должны быть санитарно-защитные зоны, а также зоны моральной защиты. Это особенно актуально для городских кладбищ, когда жилые дома вплотную приблизились к кладбищу;
- размещение кладбищ должно учитывать их специфику и отвечать ряду требований, в частности, быть на достаточно доступном для посещения гражданами расстоянии от поселения - и в то же время не нарушить покой жителей ближайших домов;
- «закрытые кладбища» - абсолютно неправильный термин - изобретение чиновников от санэпидемнадзора и поддержанное некоторыми чиновниками местной администрации с целью запрета захоронения на таких кладбищах, последующего использования близлежащей к кладбищу территории. Понятием «закрытое кладбище» чиновники хотят снять ответственность за его дальнейшую судьбу, за его благоустройство. Однако граждане имеют право ухаживать за местами захоронений своих родных и близких сколько угодно долго - 100, 200 и больше лет граждане имеют право использовать эти места для последующих захоронений. При объявлении кладбища «закрытым» этого права их лишают, что само по себе незаконно и, конечно, негуманно;
- кладбище должно предоставлять как можно более широкий спектр услуг как при захоронениях, так и при посещении мест захоронений, уходе за надмогильными сооружениями. Современные кладбища все более приближаются по своим функциональным возможностям к объектам типа «Похоронный дом». Такие примеры есть в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Иванове.
8. Ритуальный зал (дом) прощания с покойным тоже имеет свою специфику. Для этой цели не всегда пригодны пока еще используемые дома культуры или концертные залы. Специализированный ритуальный дом прощания должен выполнять несколько функций, в том числе:
- иметь помещение для сохранения тела покойного до похорон (применяемый термин «трупохранилище» мало подходит для этих целей, целесообразно использовать термин «пантеон»);
- иметь магазин венков, цветов и других ритуальных принадлежностей; блок общественного питания; подразделение музыкального сопровождения;
- такой зал должен позволять проводить как гражданскую панихиду прощания с покойным, так религиозную или военную панихиду.
Зал прощания не должен находиться на территории больницы, в центре города или в жилом массиве с тем, чтобы морально не травмировать жителей ближайших домов видом бесконечных похорон, катафалков, людей в траурных одеждах и т. д.
Месторасположение дома прощания (зала) должно решать две транспортные задачи: первую - до него легко добраться общественным транспортом и вторую - от него как можно быстрее можно доехать до места погребения (кладбища, крематория). То есть чтобы похоронные процессии не ездили по городу. Это особенно актуально для больших городов в часы «пик».
Дом прощания должен работать круглыми сутками на прием тел умерших, в том числе из других городов.
Зал прощания должен быть недорогой, различных размеров, в том числе и для небольшого числа участвующих в процедуре прощания. Оформление зала должно быть строгим и в то же время универсальным, чтобы обеспечить процедуру прощания с покойным различных национальностей, вероисповеданий, обеспечить уважительное отношение к традициям и нормам соответствующих групп участников ритуала прощания.
9. Катафалки - особое транспортное средство, обеспечивающее перевозку тела покойного до места проведения ритуала прощания и далее до места погребения. Это может быть автомобиль легковой, автобус (типа ПАЗ, «Бычок»), микроавтобус (типа «Газель», «Баргузин»), конная повозка и так далее, с учетом возможностей населения и его традиций.
В России обычно это автобус, в котором размещается гроб с телом и 10-12 сопровождающих. В Европе  это легковой автомобиль. В любом случае еще требуется автобус для перевозки сопровождающих лиц до места погребения покойного и обратно.
Требования к катафалку определены СанПиНом, но не всегда удается их соблюдать в связи с тем, что автокатафалк достаточно дорогой, поэтому родственники нередко берут автобус на предприятии в качестве помощи от предприятия. Скажу, что эта практика не очень удачная, т. к. перевозка тела должна осуществляться только специализированным транспортом, приспособленным для этих целей, с выполнением на нем комплекса дезинфекционных мероприятий.
10. Погрузочно-разгрузочные работы при осуществлении комплекса ритуальных мероприятий, связанных с подготовкой к похоронам, прощания с покойным и погребением. Обычно эти работы выполняют родные и близкие покойного. Для этого агент при приеме заказов сразу уточняет, сколько человек и кто конкретно (мужчина, женщина) будут участвовать в ритуале прощания и погребения. Хватит ли мужчин, которые будут выносить, заносить и нести гроб с телом покойного.
В будущих номерах журнала разработчики Концепции завершат изложение особенностей современной похоронной сферы и предложат вниманию читателей основные направления совершенствования законодательства о ритуально-похоронном деле.

Павел КОДЫШ, президент Союза похоронных организаций и крематориев РФ
Георгий СЮТКИН, кандидат экономических наук, Московский университет сервиса

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика