Известный немецкий фотомастер, автор нескольких книг по искусству фотографии Вильгельм Райнке (Wilhelm W. Rainke) предложил на суд европейской общественности свою новую фотосессию. Шокирующей особенностью этой коллекции стало то, что извечные темы мучений, мечтаний, страстей и, главное, смерти, автор пытается проиллюстрировать с помощью человеческой наготы.
Идея такой творческой фантазии лежит на поверхности. Человек приходит в этот мир голым и предстает пред Богом тоже в первозданной наготе. Во время страдальческого путешествия человека по земной жизни он стыдливо прикрывает естество одеждой. Людям кажется, что голое тело - слабое. Ложность этой установки порождается еще и другой ошибкой: люди стыдятся своих гениталий и часто самоуничижительно думают, что их тело безобразно. А потому его нужно прятать под одеждой. Жизнь человека в его «второй коже» порождает массу условностей, психологическую зажатость, внутренний конфликт и постоянный многолетний стресс, который, как утверждают ученые, сокращает жизнь на 10-15 лет.
Разумеется, в новой выставке В. Райнке не идет речь о пропаганде сексуальной распущенности. В ней нет и намека на порнографию. Все, что хочет достичь автор - это помочь людям сформировать новое отношение к телу, которое представляет собой лишь временную оболочку для души. Тело не нуждается в том, чтобы им все время занимались, холили, тренировали, украшали, накачивали. Вместо ущербного культа тела В. Райнке пропагандирует телесно-духовную эмансипацию. Идя по жизни, утверждает автор, человеку предпочтительней заниматься закалкой духа. Тогда телесное станет мелким, незначимым, а озабоченность наготой, как беспокоящая навязчивая идея, уступит место духовным исканиям.
Раскрыть свой взгляд В. Райнке попросил актеров. Во время фотосессии им было предложено в голом виде выразить сакральные идеи: жизнь на небесах, последний полет к звездам, мерзость разложения, святая невинность, горе, скоротечность жизни, непорочность матери, прощание с улетающими на небеса, жизненные мучения и светлые мечты, вечность мироздания.
Не все актеры по причине стеснительности и досужести взглядов соглашались участвовать в съемках. Те же, кто принял роль, каким-то неожиданным образом мгновенно теряли свою робость и забывали свою наготу.
Выражать мысли и рождать образы с помощью голого тела современным мастерам завещано великими художниками и скульпторами античности. В. Райнке считает, что его модели ничем не отличаются от тех, кто позировал в студиях Рафаэля, Микеланджело, Гогена… Разница в том, что его модели - равные участники творческого процесса по созданию образов на тему конечности земной жизни и бесконечности мироздания.
«Новые единицы измерения вечности» - так назвала фотовыставку В. Райнке одна из немецких газет. Несомненно, выставка Райнке - это гротескное сгущение. Детали сокращены, все фоторассказы помещены в моно- пространство, чтобы подчеркнуть главную идею.
«Любая одежда - это переодевание и лицедейство, которое не приемлет церковь, - говорит В. Райнке, - нагота людей - напротив - это ее правдивость».
В каком-то смысле фотоработы Райнке - это современная редакция «Пляски смерти», напоминающая живущим о необходимости памятовать о смерти и сверять с ней все свои жизненные шаги. Каждый день, час, минута удаляют нас от момента рождения, растворяют детство и приближают к точке исхода души в вечность.
Ольга Трофимова, дизайнер
#GALLERY#