О соработничестве похоронных фирм. Людмила Носкова, Нижний Тагил

01.06.2007

Людмила Ивановна Носкова - директор муниципальной похоронной службы в Нижнем Тагиле. Ее трудовой стаж на одном предприятии - 33 года. Начала она свою деятельность с техника, была мастером, а теперь возглавляет старейшее похоронное предприятие Нижнего Тагила, являющееся лидером на рынке похоронных услуг. За перестроечные годы предприятие не только выжило, но и заметно приросло. Предлагаем рассказ Людмилы Носковой о том, как в Нижнем Тагиле был достигнут консенсус между похоронными фирмами разной формы собственности.
Сколько себя помню, столько работаю в ЖКХ. На моих глазах произошли все важные события в похоронной отрасли. Некоторые из них были как потрясения. Мы к ним не были готовы. Нас никто не учил, как жить при капитализме. Порой бывало, что мы просто не знали, как дальше развиваться. Некуда было бежать, чтобы испросить совет. Книги нам не могли помочь. Их всегда было в магазинах много, но почти все они были написаны зарубежными авторами без учета российской специфики.
Оглядываясь назад, могу сказать, самым трудным, пожалуй, было найти общий язык с частными похоронными фирмами. Было всякое. Сама я руковожу муниципальной похоронной службой города, а главный руководитель у нас - Юрий Вольдемарович Арльт. Он управляет всей коммунальной сферой Нижнего Тагила. Это один из самых прогрессивных похоронщиков в России. Он одним из первых, заметьте, в годы перестройки построил крематорий. Так вот он всегда придерживался принципа сотрудничества и настаивал на том, чтобы мы искали взаимовыгодные схемы в нашей работе с другими похоронными фирмами, которых у нас сейчас больше десяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Главное, чтобы люди стремились к цели. К счастью, мы нашли пути сотрудничества с «игроками», если можно так выразиться, на похоронном рынке Нижнего Тагила.
Со всеми мы подписали договор, который нашел понимание и поддержку. Мы много потратили сил и времени на разъяснительную работу, объясняли, почему государство сохраняет свое ведение кладбищами, рассказывали, какие инвестиции мы, как муниципальное предприятие, делаем для развития кладбищ, сколько своих средств тратим на эксплуатацию кладбищ, электроэнергию, воду, благоустройство. 
И люди поняли, чего мы от них хотим. Ведь все мы являемся коллективными потребителями кладбищенских услуг. Сообща мы используем, эксплуатируем кладбища. Значит все должны участвовать в наведении порядка на кладбищах. Это только земля у нас бесплатная. Но остальное, начиная с кладбищенской ограды, ворот, построек, дорог, освещения, воды, охраны, стоит денег. Вместе с пониманием пришла помощь от частных фирм. Теперь мы друзья. Мы никого не принуждаем. Наши партнеры и одновременно конкуренты приходят и спрашивают, чем помочь. Пришло осознание, что на рынке нельзя вести себя по принципу «сорвать куш». Если пришел в «похоронку», то надолго. А это обязывает поступать грамотно, тактично. По-другому нельзя, ведь в «похоронке» важен авторитет фирмы и качество услуг.
Такое понимание появилось не сразу. Сама я часто шла на ощупь, как рак: два шага вперед, один - назад. Но сегодня есть результат. Приведу такие цифры. В прошлом году част-
ные фирмы вывезли с кладбищ города более 50 тонн мусора, а в этом году только весной - больше 60. Помогают наши партнеры и в другом. Например, фирма «Реквием» нам ежедневно предоставляет самосвал для этих целей.
Время от времени приходится слышать о том, что прокуратура или суд в каком-то городе вынесли протест или признали незаконными действия местного муниципального предприятия, которое пыталось навести порядок на кладбищах города. Может быть, по закону их действия были неправомерны, но, с точки зрения здравого смысла, оправданы. Разве это правильно, когда суд отменяет порядок, по которому все похоронные фирмы должны платить за въезд на кладбище или провоз памятника. Так было в Красноярске, насколько мне известно. Фирма не должна иметь бесплатный доступ к плодам труда другой фирмы. Все мы - самостоятельные субъекты рынка. Мы все в равном положении. И если одно предприятие из своих собственных средств финансирует асфальтирование, освещение и уборку аллей, то почему другая фирма должна пользоваться этим бесплатно? Аргумент, что эти дополнительные расходы бременем ложатся на клиентов, не состоятелен. Клиент в любом случае оплачивает услуги. Земля у нас бесплатная. Но за копку могил клиент платит. Ни у кого не вызывает сомнения, что это должно быть так. Почему же другие услуги кладбища должны быть бесплатными? Чтобы проехать на кладбище, нужно, чтобы кто-то прошел к воротам, открыл их, сопроводил до могилы, при необходимости предоставил инвентарь, воду, в вечернее время включил освещение, расчистил снег. Подумалось, зачем пишу о том, что совсем скоро станет далеким прошлым? Всем нам ясно, что «похоронка» уже в конце этого года будет приватизирована. Мы все станем равными участниками рынка. Значит опыт сотрудничества, который есть у нас, вдвойне полезен. Ведь «притирались» мы, находили точки соприкосновения в самое трудное перестроечное время. Теперь у нас новая задача: от сотрудничества к соработничеству. А совместной работы на похоронном рынке хватит для многих.
Заканчивая, хочу сказать, часто мы совершаем ошибку, когда обижаемся на партнера или когда не знаем, как себя вести после какого-нибудь инцидента, затруднительного случая или конфликта. Из опыта скажу. Нельзя молчать. Нужно идти навстречу, звонить, разговаривать. Чем больше не общаешься, тем больше затягивается конфликт, тем меньше шансов прояснить ситуацию. Я конфликтов не боюсь. Считаю, из каждого конфликта можно извлечь пользу. Ведь прогресс всегда рождается из противоречия.
Желаю коллегам созидательного общения на работе и гармонии дома.

Людмила НОСКОВА, директор муниципальной похоронной службы Нижнего Тагила

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика