Похоронное дело как субъект регулирования. О необходимость создания технического комитета "Похоронное дело". Сергей Рожков, Москва

01.06.2007

Если принимать определение похоронного дела как междисциплинарной индустрии, часть интересов которой лежит в области предоставления услуг, то вопрос о регулировании похоронного дела на разных уровнях управления поднимается во весь рост.
Надо ли идти каким-либо оригинальным путем или максимально использовать существующий опыт? Если опыт, то чей? Европейский? Американский? А может быть, пойти своим, российским путем?

Взаимодействие с рабочим комитетом, создававшим европейский стандарт «Похоронные услуги. Требования», позволило мне «заглянуть» на европейскую кухню отраслевого нормотворчества.
Все европейские документы о стандартизации начинаются со слов о Лиссабонской конференции, определившей цель для
объединенной Европы - к 2010 году осуществить реформирование экономики в самую конкурентоспособную и динамичную, основанную на знаниях, экономику мира.
Почему при этом европейцы так навалились на стандарты?
И этого они не скрывают - принятый за основу модернизации европейской экономики так называемый «новый подход» постулирует, что у общества и его государственного регулирующего органа - правительства - нет ни финансовой, ни организационной возможности адекватно реагировать законодательными мерами на динамику изменений как в отдельных отраслях, так, что наиболее важно, в горизонтально интегрированных отраслях экономики.
Создаваемый в рамках комитета CEN BT/NF139 стандарт и является первым рамочным соглашением похоронных сообществ европейских стран о том, каким образом они будут строить похоронные услуги в Единой Европе.
Изучая опыт развитых стран по снятию бремени расходов на управление динамичными отраслями экономики, европейцы, как и австралийцы, обнаружили, что можно эффективно использовать негосударственные методы регулирования, ос-тавив за государством лишь право устанавливать «основные требования», ориентированные на защиту интересов потребителей и общества в целом от рисков индустрии. А бремя разработки и, что самое важное, контроля и принятия мер к нарушителям возложить на представителей индустрии, позволив им объединиться и сформировать соответствующие инструменты регулирования отрасли, которые в таком случае будут так называемыми «саморегулируемыми».
Так ли регулируются похоронные услуги в США? Нет. Американцы на федеральном уровне установили только самые общие правила, смысл которых сводится к тому, что потребители (семьи умерших) при получении похоронных услуг находятся в психологическом состоянии, не позволяющем им адекватно покупать услугу. При этом каждый штат устанавливает собственное регулирование, опираясь на механизмы похоронного сообщества.
А что Россия? Нам повезло - у нас есть специальный закон! Правда, он обслуживает в основном политические интересы и необеспеченные социальные обязательства.
Можем ли мы что-либо подсмотреть в Европе и Америке? Наверное, да. Но начинать тогда придется с самого начала, с так называемой «гармонизации» определений, названий профессий, образовательных стандартов, подходов к стандартизации услуг и многого другого.
Вот тут мы подходим к самому главному: похоронному сообществу необходимо иметь свой технический комитет «Похоронное дело», в рамках которого при строгом исполнении процедур обсуждения и принятия решений по всем вопросам мы можем дать «асимметричный ответ» западным подходам к регулированию похоронного дела.

Сергей РОЖКОВ, член Президиума Союза похоронных организаций и крематориев, наблюдатель (без права голоса) за подготовкой, дискуссией и голосованием по принятию европейского похоронного стандарта, аналитик-консультант специализированной похоронной службы «РИТУАЛ-ГОРБРУС», Москва

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика